EvgenySGTСудя по многим вопросам, задаваемым тобою, ты в столярном деле - начинающий.
(именно в столярном, а не в изготовлении музинструментов)
Так вот, касательно вопроса, что лучше испанский метод крепления корпуса к грифу или ласточкин хвост: для тебя не тот и ни другой
Обьясняю:
Испанский метод крепления корпуса к грифу.Кстати испанский ли - это вопрос. Итальянские и французские мастера в древности тоже использовали подобный метод сборки музинструментов.
Мне ближе русский термин "вязать (собирать) корпус в ручку.
Так делаются многие этнические щипковые инструменты. Можно так собирать и наши бабалайки и домры.
Насчет простоты:
Надо рассматривать эту отдельную операцию в совокупе со всей технологической цепочкой.
С последовательностью операций.
И может оказаться так, что предшествующие и последующие операции могут быть намного сложнее, чем при сборке корпуса с клецами и последующим гнездом ласточкин хвост.
При отсутствии опыта (а также спецоснастки и приспособов) ты можешь получить геморрой.
Как и во всякой технологии в музпроизодстве существует многовариантность операций.
Ты можешь вначале врезать в ручку (приклеить) согнутые обечайки, а потом заниматься деками.
Или наоборот вначале приклеить ручку к деке, лежащей на плоскости, а потом присобачивать обечайки.
Дека (верхняя) в этот момент может быть уже с приклееными пружинами или еще без них.
Вообщем, вариантов немеренно.
И на каждом шагу необходимы всякие прижимчики и прочая вспомогательная лабуда.
Да и не забывать о хрупкости и "нежности" собираемого акустического инструмента (до какого-то момента). Одно неловкое движение и обечайка треснула или забита верхняя дека (вмятина).
При таких толщинах верхней деки, да из такого мягкого материала, как ель, выбоина или вмятина на лицевой поверхности - это практически не лечится.
Да и всю эту конструкцию (корпус с грифом) ты будешь крутить, вертеть до самого конца.
Хотел бы я посмотреть как ты, не имея опыта, будешь потом возиться с кантами и прочими отделочными деталями.
Как ты будешь фиксировать на рабочем столе всю эту конструкцию, чем зажимить.
Вопросы, вопросы ...
Даже такая простая операция как изготовление паза на ручке под обечайки, толщиной 2 мм (аккуратно, точно, чтоб не болталась) - может поставить опытного столяра в тупик.
... и добавил:При креплении грифа к корпусу с помощью шипа "ласточкин хвост" можно работать с корпусом и грифом по отдельности,
вплоть до отделочных операций (лакировка, полировка), а потом уже вклеить гриф в корпус.
Что касается вопроса, что прочнее и надежней:
От качества сборки зависит, от рук мастера.Можно связать корпус в ручку, который через год развалится.
И наоборот правильно сделанный ласточкин хвост проживет не одно десятилетие.
У некоторых гитар подобное соединение (ласточкин хвост) держится только за счет залитого клея, а надо бы чтоб насухую шип сидел в гнезде без единой щелочки.
И без опыта этого не сделать.
Можно конечно воспользоваться готовыми копирами для фрезера ...
Но и в этом случае куча вопросов возникнет, а как это, а как то...
... и добавил:Испанские гитары звучат лучше, потому что у них корпус собран в ручку - это неккоректный вопрос, это вопрос новичка
Можно найти испанские классические гитары, которые и не звучат.
Это вопрос, на который я не могу ответить сходу.
На эту тему надо писать целую книгу ...
В твоем случае я бы на тему звучания не забивал себе голову, если ты еще пока советуешся по поводу "какие" использовать фрезы".
Да и способы крепления грифа к корпусу есть и другие.
Самый простой - можно посадить гриф на шканты. Так делают почти все азиатские производители акустики.
Можно сделать прямой шип. И если он сделан плотненько и хороший клей использован - никуда он не денется и будет держать
Есть способы крепления грифа с помощью винтов сквозь клец, а в пятке грифа втулки.
Многое чего наизобретали мастера ...
... и добавил:Поэтому я тебе и посоветовал ранее не лезть по началу в такие дебри, а взять да запороть пару-тройку ширпотребовских гитар "а-ля Луначарка".
Со временем сам поймешь, что лучше, что хуже и надо ли тебе это...
Я всю жизнь работаю с "ласточкиным гнездом" и не парюсь на эту тему.
... и добавил:А вот примерчик полной безответственности, самоуверенности и разпиз...ва:
Предистория.
Молодой человек, музыкант (классика нейлон), из Минска, учится и работает в Питере.
Поиграл как то на гитаре голландского мастера:
http://www.hilhorst.demon.nl/ На его специальной модели.
Ни спать, ни есть не может - захотел такую же.
Денег на оригинальную естесственно пока не заробатал - несколько тысяч евро (7-8к кажется за эту модель)
Модель в плане изготовления очень сложная:
Двойная нижняя дека, в корпус вмонтирована сустейн-конструкция от верхнего клеца до нижнего (на первом фото).
Как она работает, я честно говоря не разбирался да и нет желания забивать себе голову на эту тему.
Сложная гитара.
Музыкант договаривается об изготовлении с минским мастером.
Сам даже достает какие-то материалы.
Мастер вроде списывается с голландцем и получает какие-то искизы.
Начинается работа и в один прекрасный день мастер отдает заказчику недоделанную гитару и говорит:
все дальше делать не буду и вообще делай с ней чего хош.
Об их финансовых взаимоотношениях я не в курсе.
Накосячил "мастер" немеренно.
Я когда впервый раз увидел подумал: или это не мастер, или он в момент работы объелся грибами, или что более вероятно,
в один прекрасный момент он понял, что этот инструмент ему не по-зубам.
Это в продолжение темы - испанский метод или ласточкин хвост.
Как оказалось этот "мастер" и прямой-то шип не смог нормально сделать.
Когда он отдавал заказчику эту работу, то попросил в дальнешем не говорить никому, что это он своял данное чудо.
Я не знаю, что за мастер делал эту гитару.
Но я думаю находящиеся на форуме минские мастера знают этого "мастера".
Большой привет ему из Питера ...
Гриф я полностью забраковал:
Не одной прямой поверхности (где они должны быть)
Переклейка из черного дерева и голова смещена относительно центрально-осевой.
Переклейка набрана по длине из кусков и вклеена торец в торец, местами очень даже видна
Пролетки под колки кривые, выбраны вручную и обработаны напильником, как будто нет сейчас фрезеров.
Располазаются клеевые швы, и если бы не ладовая наклейка ручка развалилась бы на части.
Шип - отдельная песня, на снимке все видно.
Про саму ладовую наклейку я молчу - у китайцев лучше сделано.
Вообщем полнейший брак - чем тратить время на переделку, да еще знать,что он может развалится через
некоторое время - легче сделать новый
Корпус.
Он начил клеить окантовку и обломился.
Зачем он такой высокий кант решил сделать не знаю.
Обечайки гуляют влево и вправо - по идее должен быть прямой угол с верхней декой.
Естественно все отобранные четверти неровные как по высоте так и по ширине, как будто вручную фальцы пытался
отобрать, углы гуляют - полный кошмар, все залито клеем.
Как-то странно начил клеить окантовку - это к вопросу последовательности операций.
Вообщем все наоборот, семь раз отрезал - один раз подумал.
Моя работа: четверти по верхней деке очистил и исправил (последний снимок)
Нет слов короче ...
Зачем же браться за такую сложную работу, если простую не осилить
... и добавил:... и добавил:... и добавил: