Шарился по интернетам и наткнулся на замечательную серию статей, где автор чуть ли не единственный на просторах провёл сравнительно внятное подтверждённое приборами исследование о влиянии пород дерева. Собственно, статьи на Хабре
https://habr.com/ru/companies/ruvds/articles/569756/https://habr.com/ru/companies/ruvds/articles/569930/https://habr.com/ru/companies/ruvds/articles/571966/https://habr.com/ru/companies/ruvds/articles/573070/https://habr.com/ru/companies/ruvds/articles/574052/https://habr.com/ru/companies/ruvds/articles/577072/В первой статье:
Для первых опытов приобретён набор из сорока дощечек одного формата 130x50x11 мм
....
Снимать акустические колебания с образца дерева будем контактным микрофоном, в качестве которого выступит гитарный пьезозвукосниматель Schaller Oyster 16050101. Чтобы соединение датчика с образцом было быстросъёмным, воспользуемся в качестве клипсы каподастром для укулеле.
... пьезодатчик привнесёт в сигнал свою АЧХ — амплитудно-частотную характеристику, ведь это инструментальный звукосниматель, не в лабораторном, а в музыкальном значении этого слова.
...
Но у нас будет один датчик на протяжении всего опыта, потому мы услышим и увидим разницу не между звукоснимателями, а между образцами дерева.
...
Контактный микрофон будем включать в аудиоинтерфейс Presonus AudioBox USB 96. А это уже hi-fi устройство, с АЧХ, максимально приближённой к линейной. В качестве анализатора спектра воспользуемся штатным плагином Spectre Meter из программного пакета Studio One Artist.
Снимать в первом опыте будем отклик на импульс шума, в качестве которого послужит удар по образцу молоточком для настройки калимбы. При наличии анализатора спектра аудиосигнала, работающего на — быстром преобразовании Фурье, (БПФ, FFT), этот способ ничуть не хуже использования генератора качающейся частоты (ГКЧ) с измерением амплитуды выходного сигнала на разных частотах, применявшегося для изучения АЧХ во времена, когда приборы с БПФ не были доступны.
Именно таким способом, (проигрыванием заранее сформированного на компьютере щелчка белого шума), получают — импульсы отклика гитарного кабинета, широко применяемые современными музыкантами. Один импульс соответствует определённому положению одного микрофона, потому для полноты звуковой картины при сведении нередко используют несколько импульсов.
Стоит отметить весьма корректное описание условий опыта, хотя для большей приближености к практическим случаям хотелось бы увидеть образцы, примерно совпадающие линейными размерами с усреднёным корпусом электрогитары и усреднёным грифом электрогитары. Причём материал грифа я лично считаю важным примерно наравне с материалом корпуса, поскольку условно в среднем на гриф приходится большая часть длины колебания струны, а сам он заметно более податлив сгибанию натяжением струн, чем корпус. Тем не менее, можно предположить, что снятые в данных опытах спектры импульсных откликом либо целиком каким-либо образом сместятся в сторону более низких частот, либо в области первого, наиболее низкого, выделяемого резонанса. Возможно в 2-4 раза, или на 1-2 октавы.
Автор вводит понятия несколько качественных описательных характеристик, как "липовый пик", расположенный в области нижней середины (в данных опытах) в диапазоне 200-400 Гц, "ольховый пик", в области верхней середины около 2 кГц и "ольховый провал" в середине, около 600-1000 Гц
И для иллюстрации картинки корины и сапеле (в оригинальной статье больше образцов)
У корины выражены оба пика, а провал умеренный, у сапеле выражен только "липовый" пик, а далее просто небольшие неравномерности спектра.
Во второй статье рассматривается больше образцов распространённых у нас пород, как то липа, ольха, сибирский кедр или кедровая сосна, клён, граб, ясень, печёный ясень или термоясень, а также зебрано, падук и американский красный дуб.
И представленых результатов очень любопытным оказался печёный ясень, который вследствие обработки приобрёл выраженый "липовый пик" и по общей форме спектра стал напоминать корину
Печёный клён, к сожалению не приведён.
В третьей статье автор исследует влияние захвата рукой и расположения на мягком основании, а не жёстком, как в изначальных опытах, что немного отражает влияние прижатия к телу гитары, а также влияние звукоусиления с не более чем лёгким подгрузом.
Мягкое удержание, или демпфирование, существенно сдвигает общий спектр импульсного отклика в сторону высоких частот, но существенно не меняет форму. Тут стоит отметить, что при обычном положении электрогитары стоя или сидя, её корпус демпфируется существенно меньше, а вот гриф при плотном обхвате при игре может демпфироваться заметно больше, однако, это демпфирование практически постоянно в процессе игры и не замечается как существенно меняющее звук в процессе, во всяком случае оно маскируется и неотделимо от приёмов игры.
Влияние усиления даже с лёгким перегрузом выражается в ожидаемом изменении спектра в соответствии с АЧХ тракта. Породы различаются между собой.
В четвёртой статье проверяются две эмуляции моделей, Mesa F-100 на чистом и Peavey 5150 на перегрузе. Если в первом случае различимость пород сохраняется, то во втором, как определяет автор, падает до неразличимости. Не касаясь того, что использованы эмуляции, а не ламповые оригиналы, эта тенденция давно известна - увеличение перегруза и некоторые его виды сильно уменьшают зависимость итогового звучания от вида гитары.
В пятой статье автор продолжает с двумя другими эмуляциями моделей усилителей, Marshall JTM-45 на чистом и Diezel VH-4 на перегрузе. В последнем случае автор отмечает, что есть заметная разборчивость пород дерева. Также приводятся несколько новых пород с импульсными откликами в демпфированном положении и с пропусканием через эмуляторы. К сожалению, на мой взгляд, демпфированные импульсные выглядят менее информативными, чем от жёстко закреплённых образцов. Среди новых в исследовании белый клён явор, вишня, берёза, карагач или вяз мелколистный, тик, дуб и бук.
В шестой статье автор собирает на образцах пород некое подобие эмуляции электрогитары и также проводит измерения влияния на спектр двух новых эмуляций усилителей.
Итак, общий вывод по серии статей:
1.Инструментальный анализ в виде записи импульсного отклика образцов разных пород деревьев показал заметное различие пород, причём есть тенденция соответствия общепринятым стереотипам распространённых в производстве электрогитар пород.
2.Спектр закономерно подвергается эквализации грубыми средствами и при этом сохраняется различаемость пород.
3.После нелинейной обработки, например, перегруза спектр может изменяться до потери различаемости пород.
4.На спектр существенно влияет демпфирование образцов, а из этого можно сделать, что и конструкция инструментов, включая способ удержания инструмента.
5.Термообработка дерева, в результате которой появляются, например, термоясень и термоклён, могут существенно менять спектр.
Во вложении большой список пород с существенными механическими свойствами. Это не является прямым руководством по тембровой пригодности, но может быть любопытно сопоставить известные в гитарном применении породы