Знающие люди, пожалуйста, сделайте краткую обзорную экскурсию по рынку ревербераторов которые встраивают в гитарные усилители.
Мне попадались только американские Gibbs, Accutronics и ноунейм китай. Субъективно китай звучал лучше всего вследсвие малости переходных искажений в весьма тонкой проволоке пружин. Это имело и обратную сторону - легкие пружины сильно ловят акустическую обратную связь. С этим нет проблем у американских реверов - у них довольно толстая и тяжелая проволока, склонная придавать "металлические" призвуки. Еще из плюсов китая можно отметить их разборную конструкцию, позволяющую прижелании перемотать катушку на другое сопротивление. Американсике ререры заклепаны наглухо и какому-либо ремонту не поддаются.
Принцип их действия?
Пружина растянута между двумя точками закрепления на достаточно тонких проволочках. К концам пружины прикреплены постоянные магниты, которые помещены между полюсами магнитопроводов приемной и подающей катушки. Когда переменный ток поступает в подающую катушку, постоянный магнит начинает колебаться, что вызывает крутильную волну в пружине. Эта волна распространяется с некоторой конечной скоростью, достигает приемной катушки и наводит в ней ЭДС. При этом волна отражается от точки закрепления и возвращается обратно к подающей катушке, отражается от ее точки закрепления и возвращается обратно, складываясь с новыми волнами. Скорость распространения крутильной волны зависит от материала пружины и чиста витков в ней. Эта скорость определяет такой параметр как время задержки.
В большинстве ревербераторов используется не одна, а 2 или 3 пружины с разным числом витков, что позволяет имитировать отражение звука от нескольких разноудаленных препятствий. Соответственно, такой параметр как время задержки определяется при изготовлении и не может регулироваться.
Крутильная волна затухает вследствие потери энергии в пружине - время затухания этой волны отпределяет длительность послезвучия. Для влияния на длительность послезвучия применяется демпфирование подвеса пружины с помошью резиновых шайб - толщина этих шайб и плотность резины влияет на трение в подвесе и соответственно на скорость потери энергии. Этот параметр также определяется при изготовлении и не поддается регулировке.
При достаточно большой длине пружин они изготовляются составными - из двух половин с равным чистом витков и с разным направлением намотки. Это предотвращает дезориентацию магнитов в поле катушек вследствие усталостного раскручивания пружин
Главным недостатком этого вида реверберации можно отнести ненатуральный характер звучания, сопровождаемый характерным металическим призвуком. Нельзя непринемать во внемания ,что в реальном помещении звуковая волна распростроняеться по трём осям (длина, ширина, высота) , в то время как в пружинном только по одной длинне. Поэтому характер ревербирации носит ярко выраженный искуственный характер.
"Металлический призвук" сильно зависит от материала пружин и явнее проявляется при значительной аплитуде их колебаний. Во многих случаях этот призвук совершенно не заметен.
Имитация отражения от нескольких стен создается несколькими пружинами, читаем выше.
Истинные ревербераторы эмулируют объем, т.е. являются стерео-эффектом по природе.
В данном случае моно-канала совсем не понятно причем тут еще стерео-эффекты и какой-то там объем. Пружинный ревербератор имитирует случай ОДНОГО источника и ОДНОГО приемника звука в реальном помещении.
Еще вопрос по пружинному реверу: как можно побороть его звон, создающийся во время игры?
Пружины могут быть загрязнены, окислены, могут задевать за что-то, или просто слишком сильно раскачиваются. Если этот звон слишком явный, вам потребуется помощь опытного человека.
Еще кое-то интересное можно почитать здесь, правда мало:
http://www.accutronicsreverb.com/