Попросил меня приятель поменять динамик в его Чампе. Это был один из моих "ранних" чампов, стоял в нем Super8, и нужно было поставить в замен трушный Jensen P8R. Казалось-бы, элементарная процедура, не предвещавшая никаких неприятностей, но...
Этот Чамп приятель эксплуатировал уже почти год и все было в порядке. Пересадка прошла легко и быстро. Послушать сразу толком не успели, так как он куда-то торопился. Но прошел буквально час и приятель позвонил мне расстроенный. Жаловался на то, что в звуке появились какие-то неприятные призвуки в районе кажется Ми. Вскоре он снова приехал, и мы вместе стали ловить тот самый призвук. Приятель монотонно дергал струну, я лазил вокруг, прижимаясь ухом к корпусу усилителя в разных точках. Звук действительно присутствовал. Что послужило причиной его возникновения сейчас сказать трудно. То-ли при разборке что-то «сошло» с места, то-ли новый динамик имел повышенную отдачу где-то именно в этом диапазоне, но что-то надо было предпринимать по любому. Надо отметить, что в небольшом помещении мастерской поймать этот самый звук оказалось не так просто. Он появлялся неожиданно, очень зависел от положения усилителя в пространстве, и вабще вел себя как сверчок – т.е. совсем не локализовался. Но самое неприятное было то, что характер звука не давал четкого представления о его природе – чистая механика, или всё-таки что-то электронно-механическое. Идея приятеля использовать «телефонный» генератор оказалась своевременной и весьма удачной. По крайней мере нам удалось точно определиться с частотой основного резонанса 280Гц. Собственно вот он, этот звук во всей красе:
зудосрачСразу обратили внимание на то, что физическое воздействие на шасси меняло ситуацию. Надо сказать, что шасси это было изготовлено на заказ, из 1мм нержавейки. По задумке, боковые крышки должны были быть приварены контактной сваркой. Но на тот момент в цеху, где я разместил заказ, были какие-то проблемы с установкой и боковинки приварили обычным автоматом, по паре точке на строну. В результате конструкция получилась волне жесткая, но отсутсвие сильного прижима свариваемых поверхностей, который кстати при контактной сварке обеспечивается технологически, привело к тому, что между элементами конструкции остались небольшие щели. Но по крайней мере на работу со старым динамиком это ни как не влияло.
Было проведено несколько экспериментов с забиванием зубочисток в щели и сварные швы, прокладывание резиновых уплотнителей, но полностью проблему таким методом решить не получалось – звук менял тон, пропадал на время, но потом неизбежно возвращался.
В конце концов я плюнул на попытки обойтись малой кровью и разобрал шасси полностью. Сделал я это в первую очередь по тому, что планировал его пропаять. А так как эту процедуру проще делать с кислотой, требовалась тщательная последующая промывка в слабом щелочном растворе.
Получилось вот так:
Дополнительно все механические элементы (трансформаторы, дроссели) я поставил через прокладки, сделанные из широкой термоусадочной трубки. Она вполне плотная, но при этом имеет достаточную эластичность.
Результат в итоге оправдал ожидания. Зудосрач прошел полностью.
201305-11-296Вот такая история. Надеюсь, кому-то мой опыт позволит избежать подобных ошибок при конструировании шасси, или поможет выявить и устранить существующие.