Автор Тема: Неожиданная проблема с резонансами шасси  (Прочитано 1719 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн alkuz Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4481
  • Репутация: +823/-10
  • Зарегистрированный
    • http://
Попросил меня приятель поменять динамик в его Чампе. Это был один из моих "ранних" чампов, стоял в нем Super8, и нужно было поставить в замен трушный Jensen P8R. Казалось-бы, элементарная процедура, не предвещавшая никаких неприятностей, но...
Этот Чамп приятель эксплуатировал уже почти год и все было в порядке. Пересадка прошла легко и быстро. Послушать сразу толком не успели, так как он куда-то торопился. Но прошел буквально час и приятель позвонил мне расстроенный. Жаловался на то, что в звуке появились какие-то неприятные призвуки в районе кажется Ми. Вскоре он снова приехал, и мы вместе стали ловить тот самый призвук. Приятель монотонно дергал струну, я лазил вокруг, прижимаясь ухом к корпусу усилителя в разных точках. Звук действительно присутствовал. Что послужило причиной его возникновения сейчас сказать трудно. То-ли при разборке что-то «сошло» с места, то-ли новый динамик имел повышенную отдачу где-то именно в этом диапазоне, но что-то надо было предпринимать по любому. Надо отметить, что в небольшом помещении мастерской поймать этот самый звук оказалось не так просто. Он появлялся неожиданно, очень зависел от положения усилителя в пространстве, и вабще вел себя как сверчок – т.е. совсем не локализовался. Но самое неприятное было то, что характер звука не давал четкого представления о его природе – чистая механика, или всё-таки  что-то электронно-механическое.  Идея приятеля использовать «телефонный» генератор оказалась своевременной и весьма удачной. По крайней мере нам удалось точно определиться с частотой основного резонанса 280Гц. Собственно вот он, этот звук во всей красе:


зудосрач

Сразу обратили внимание на то, что физическое воздействие на шасси меняло ситуацию. Надо сказать, что шасси это было изготовлено на заказ, из 1мм нержавейки. По задумке, боковые крышки должны были быть приварены контактной сваркой. Но на тот момент в цеху, где я разместил заказ, были какие-то проблемы с установкой и боковинки приварили обычным автоматом, по паре точке на строну. В результате конструкция получилась волне жесткая, но отсутсвие сильного прижима свариваемых поверхностей, который кстати при контактной сварке обеспечивается технологически, привело к тому, что между элементами конструкции остались небольшие щели. Но по крайней мере на работу со старым динамиком это ни как не влияло.
Было проведено несколько экспериментов с забиванием зубочисток в щели и сварные швы, прокладывание резиновых уплотнителей,  но полностью проблему таким методом решить не получалось – звук менял тон, пропадал на время, но потом неизбежно возвращался.
В конце концов я плюнул на попытки обойтись малой кровью и разобрал шасси полностью. Сделал я это в первую очередь по тому, что планировал его пропаять. А так как эту процедуру проще делать с кислотой, требовалась тщательная последующая промывка в слабом щелочном растворе.
Получилось вот так:





Дополнительно все механические элементы (трансформаторы, дроссели) я поставил через прокладки, сделанные из широкой термоусадочной трубки. Она вполне плотная, но при этом имеет достаточную эластичность.
Результат в итоге оправдал ожидания. Зудосрач прошел полностью.


201305-11-296

Вот такая история. Надеюсь, кому-то мой опыт позволит избежать подобных ошибок при конструировании шасси, или поможет выявить и устранить существующие.  ;)
« Последнее редактирование: Мая 11, 2013, 09:02:24 от alkuz »

Оффлайн Shrila

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 587
  • Репутация: +52/-2
  • हरे कृष्ण
У меня дома такой "зудосрач" на некоторых нотах в мебели (комод, сервант, кароче незнаю как это правильно зовется  ???) происходит, резонирует видать. И предметы уже перекладывал с места на место, стеклянные створки бумагой затыкал и т.д. Но ничего не помогает. Приходиться мириться. Окна когда резонировали, промазал швы герметиком, очень даже помогло. А мебель очень старая, даже трогать боюсь.

Оффлайн silentjet

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 338
  • Репутация: +9/-2
Бинго! У меня один-в-один. С той лишь разницей что он появляется спустя минут 5-10 - тоесть когда шасси и сам усилитель прогревается до теплого/горячего состояния.

Оффлайн Romuald 2

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 39
  • Репутация: +2/-0
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Надо-же фигня какая.
может сварка где-то отвалилась ?
спасибо за метод диагностики.
пропаять- радикальное решение.

Оффлайн alkuz Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4481
  • Репутация: +823/-10
  • Зарегистрированный
    • http://
Нет, не отвалилась. Сама по себе сварка там вполне надежная, но на практике выглядит как две плоскости металла прихваченные каплями сварки на некотором расстоянии друг от друга. И вот этот "свободный" участок дребезжит. Если-бы делалось контактной сваркой, то там при сварке был-бы сильный прижим деталей друг к другу, и оставался-бы некоторый натяг, препятстующий свобоным колебаниям.
« Последнее редактирование: Мая 12, 2013, 23:28:47 от alkuz »

Оффлайн Shrila

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 587
  • Репутация: +52/-2
  • हरे कृष्ण
Я полагаю, что такой эффект реже может возникнуть в покрашенном шасси.

Оффлайн alkuz Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4481
  • Репутация: +823/-10
  • Зарегистрированный
    • http://
Я полагаю, что такой эффект реже может возникнуть в покрашенном шасси.
Абсолютно правильно! Особенно хорошо в таких случаях ведет себя порошковая краска. Она достаточно толстым слоем лежит на поверхности и эффективно демфирует всяческие резонансы

Оффлайн DJGlukBH

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 145
  • Репутация: +5/-0
Нет, не отвалилась. Сама по себе сварка там вполне надежная, но на практике выглядит как две плоскости металла прихваченные каплями сварки на некотором расстоянии друг от друга. И вот этот "свободный" участок дребезжит. Если-бы делалось контактной сваркой, то там при сварке был-бы сильный прижим деталей друг к другу, и оставался-бы некоторый натяг, препятстующий свобоным колебаниям.

На днях доезжает мне китайское шасси. Посмотрю как зазвучит

Оффлайн Мяталист

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 5744
  • Репутация: +182/-4
  • Будь как все. Собирай JCM 800 и SLO 100
Абсолютно правильно! Особенно хорошо в таких случаях ведет себя порошковая краска. Она достаточно толстым слоем лежит на поверхности и эффективно демфирует всяческие резонансы
Много раз пользовал крашенное порошком шасси прихваченное в гибах одной каплей сварки. Шасси с приличными(в разумных пределах) щелями. Вроде ниче такого не ловил.

... и добавил:

Где скачать такой генератор к мобилке?
« Последнее редактирование: Мая 14, 2013, 17:43:45 от Мяталист »

Оффлайн alkuz Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4481
  • Репутация: +823/-10
  • Зарегистрированный
    • http://
Где скачать такой генератор к мобилке?
Это "яблочная" версия программы Signal Gen. Но подобных программ полно и для дргуих операционок. Вот что-то простенькое, как я понимаю для Андроида: https://play.google.com/store/apps/details?id=radonsoft.net.signalgen&hl=ru
А вот что-то очень навароченое: https://play.google.com/store/apps/details?id=com.tronotech.waveformgeneratorpro&feature=also_installed#?t=W251bGwsMSwxLDEwNCwiY29tLnRyb25vdGVjaC53YXZlZm9ybWdlbmVyYXRvcnBybyJd

Оффлайн Мяталист

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 5744
  • Репутация: +182/-4
  • Будь как все. Собирай JCM 800 и SLO 100
полезная тема. мне аж жалко стало что я приобрел большой железный генератор.

Оффлайн ficus1987

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2050
  • Репутация: +68/-0
  • Process engineer...
Я себе на мобилу давно скачал такой генератор, при чём сразу несколько частот может выдавать и форм сигналов  ;)

Оффлайн SBB

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 308
  • Репутация: +17/-0

Оффлайн serf house

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 269
  • Репутация: +28/-2
Подобный звон бывает и на заводских китай-шасси. Точечная сварка в них нередко фиговая и отваливается. Паять было лень, проваривал 2мм электродом (жопа получилась ;D), один раз менял боковые стенки на медные, они пластичные, хорошо прижимаются обычными болтиками.
зы.. наконец то появилась подобная тема, а то звенит и сильно смущает, что ни у кого такого больше не было  :hmmm:
« Последнее редактирование: Мая 15, 2013, 15:11:31 от serf house »

Оффлайн SmartFold

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1804
  • Репутация: +264/-0
  • Fender is my life!
    • Моя группа в ВК
Проблем с шасси пока еще не было, а вот кенотрон в жестко посаженной ламповой панели гремел ужасно! Самый плохой кен оказался Совтековский, при нагреве гремели внутренности о стеклянную стенку. Решал проблему двумя способами: либо менял на NOS (RCA, Sylvania, GE и т.д., а также не было проблем с советским 5ц4с), либо сажал ламповую панель на резиновые подушки. Вот так!