Deviron, согласен со статьей. Но. Где у нас будет высокая настройка, учитывая что собственная частота среднего гитарного динамика в обычном кабе находится в диапазоне 130-160Гц? По рекомендациям (Алдошиной и др.) настройка порта должна проводится на эту же частоту, или в пределах +-1/3 октавы. Мы же этого заведомо не делаем, настраивая порты гораздо ниже, в диапазон 70-120Гц и добавляем на НЧ пару Дб. По моему наблюдению, при настройке порта ниже ~2/3 октавы от частоты дина, эффект от порта исчезает.
Относительно повреждения динамиков. Есть такое. На старом сайте Celestion висело предупреждение о том что не следует ставить их дины в ФИ-оформление и категорический отказ давать параметры Тиля-Смоля. Фактически на частотах ниже настройки порта диффузор не чувствует давление воздуха и при мягком подвесе и достатчной подводимой мощности может превысить ход ~3мм и просто порваться. Что бы этого избежать в программах для расчета ФИ ожидаемый ход диффузора рассчитывается.
Относительно линейной ачх. На мой взгляд для обычных гитарных динамиков это нереализуемо. Для ЭВМ, Фейн Студио, ЖБЛ 120 - да, для Селешн - нет. Причина в высокой общей добротности динамика. Другими словами горб в НЧ-области никаким портом не исправить. Понизить добротность можно увеличением размеров ящика, вариовентом, синтепоном в какой-то мере. Но все это чисто абстрактный интерес, т.к. линейная ачх у гитарников - это отход от традиций. Имхо.