Автор Тема: Первый ламповый усилитель своими руками (по схеме jcm800 2204)  (Прочитано 49569 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Leronchik

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1642
  • Репутация: +426/-0
  • Отошёл ненадолго покурить...
runing именно так я и сделал! Я даже опробовал различные варианты и описывал где то в соответствующей ветке. Мне по звуку более подошел вариант с 47 кОм.
Но человек уверенно говорит о своих знаниях, пусть растолкует неукам что к чему и почему. Обоснует свое мнение.

Оффлайн Vitallka

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1175
  • Репутация: +105/-1
  • Антиум
Скорее всего, количество ООС (сопротивление резистора ООС) - это предпочтение Джима Маршалла. Поскольку все эти 3 усилителя имеют разную АЧХ (тональный окрас), вот и захотелось Джиму, чтоб в этом усилителе был такой конкретный звук и такие конкретные регулировки презенса.
Если надо переключить ООС из обмотки 4 Ом на обмотку 8 Ом, то имеем, что сопротивления нагрузки отличаются в 2 раза, значит напряжения на этих обмотках будут отличатся в корень из 2 раз, т.е. в 1,41 (сопротивления преобразуются пропорционально до количества витков в квадрате, а напряжения - пропорционально до количества витков). Если мы переключаемся на обмотку из большим сопротивлением (напряжением), то и резистор ООС надо увеличить пропорционально до увеличения напряжения обмотки, т.е. в 1,41 раза. Т.е. для 4 Ом было 100К, то для 8 Ом будет 100К*1,41=141К (ближайшее - 150К).

Оффлайн nifigase

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 465
  • Репутация: +1420/-9
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Ну если ты собираешь маршалл, то по моему ответ очевиден, по крайней мере для меня  ???
Если хочешь более раннего перегруза оконечника, то с 8-ми омной обмотки ставишь резистор 100к, если нет, то 47к.

  нужен  потенц  на 200к

Оффлайн Leronchik

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1642
  • Репутация: +426/-0
  • Отошёл ненадолго покурить...
Vitallka вполне возможно что присутствовали и вкусовые предпочтения. Я собирал обойму резисторов и подключал по очереди. С сопротивлением побольше звук ярче и как то расхлябанней что ли. При уменьшении он сжимается но теряется яркость на чистом. Хотя лучше, плотнее звучит на перегрузе. Но выкручивая презенс мы шунтируем сигнал ООС и эту яркость можно частично восстановить. В целом, в моих условиях и моим ушам больше подошел номинал 47 кОм.

... и добавил:

  нужен  потенц  на 200к
Да делали такой вариант, вполне себе целесообразно, но нарушает философию Маршалла, а это не мало  ;D

... и добавил:

По поводу антизвонных резисторов. Есть хорошая книга "Designing Tube Preamps for Guitar and Bass - 2009", там все отлично расписано о всех нюансах построения гитарных усилителей. Жаль что моего английског для ее чтения недостаточно  :(, возможно у кого то есть перевод этой книжки ?
Так вот, выкладываю скан двух страниц с описанием работы типичного двухтактного выходного каскада:
2034085-0
2034087-1
 В выделенном красным месте как раз описывается работа этой цепи.
Что то приблизительно:
Выходное сопротивление фазоинвертора  - 40kОм, которое  параллельно с 220kОм резисторами утечки сетки делают выходное сопротивление - 33.8 k0м. Резисторы "пробки" (runing так же прав) сеток пентодов каждый п 4.7k0м дают в итоге полное сопротивление источника в 38.5kОм Это дает срез частоты (приведены формулы) 165 кГц ...
и далее по тексту......
« Последнее редактирование: Июля 27, 2015, 09:55:32 от Leronchik »

Оффлайн Vitallka

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1175
  • Репутация: +105/-1
  • Антиум
Leronchik, здесь посмотри перевод интересующей тебя главы - https://guitar-gear.ru/forum/topic/2574-библиотека-на-форуме/

Оффлайн Leronchik

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1642
  • Репутация: +426/-0
  • Отошёл ненадолго покурить...
Да Vitallka огромное спасибо! Действительно есть эта глава. Пошел поштудирую  ;D Чертовски классная книга, прямо настольная для гитарного крафтера.

... и добавил:

Проштудировал главу :-[ Да уж, все оказывается достаточно сложно и еще раз сложнее чем представляется на первый взгляд.  Добавляют вопросов также некоторые неточности в переводе и не особо понятные термины, типа "полюс" и т.д.
Понятно то,  что все номиналы и цепи начиная от фазоинвертора рассчитаны так, чтобы создать необходимый срез частот и уровень  ООС для получения стабильности усилительного тракта мощника. Описан расчет злополучного  :D резистора в цепи ООС. В принципе прав kdtp , что с перемещением выше по обмотках выходного трансформатора резистор увеличивают и это как уже отмечалось очень логично. Но непонятно то, что неужели так разнятся трансформаторы от JTM45, Plexy и JCM800 что все происходит в точности наоборот  ???  Я бы списал скажем разницу в 100 и 120 кОм, или 80 кОм. Но переходим выше по вторичной обмотке  и уменшаем резистор более чем в половину  ???  Возможно действительно подбиралось звучание усилителя учитывая потребность музыкантов того времени в конкретном звуке, например  Plexy потом  JCM800?
В общем вопросы не исчезли а только обросли новыми нюансами. Но в этом и есть прелесть конструирования радиоаппаратуры, в частности гитарных усилителей. Ведь если все станет понятно и известно пропадет интерес к делу  8)
Жаль что нет качественного ,не кустарного, а специального инженерного перевода этой книги.  Если кому интересно и что бы не бегать по сайтам вот 9-я глава:
« Последнее редактирование: Июля 27, 2015, 18:07:51 от Leronchik »

Оффлайн АС-ГЕРИНГА

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 86
  • Репутация: +1/-0
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Мысли вслух. Может быть в ранних маршаллах перегруз формировалься с учетом выходного каскада и поэтому глубина ОООС была меньше(прослеживается по моделям). А в 800-м акцент сделан на формирование перегруза в преампе, и следовательно резистор в цепи ОООС 100 кОм.

Оффлайн runing

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 12572
  • Репутация: +907/-10
  • Киев
А в 800-м акцент сделан на формирование перегруза в преампе, и следовательно резистор в цепи ОООС 100 кОм.

Если следовать твоей логике, то в таком случае в 800-м нужно было делать глубже ООС и следовательно ставить резистор 47к или меньше ;)

Оффлайн АС-ГЕРИНГА

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 86
  • Репутация: +1/-0
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Согласен, что то ступил :pozor:,  но идея все же осталась в голове :).

Оффлайн Тимон

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3506
  • Репутация: +218/-5
  • Мохнатый
    • DIYFactory
Взять в руки паяльник и подобрать один резистор под свой вкус и кабинет — это так волнительно, ново и даже немножечко страшно? :hmmm: У меня в усилителе и 100 кОм и 200 кОм и 1200 кОм с 8 Ом обмотки используется (последнее, впрочем, можно считать отсутствием ОС). И так хорошо и эдак хорошо и без ОС на чистом тоже славно.

Оффлайн Dying Fetus

  • Moderator
  • *****
  • Сообщений: 10261
  • Репутация: +1318/-24
  • DIYng Fetus
    • http://cathar.ru
Тимон, ты вообще еретик, схемы какие-то придумываешь, собираешь.... нет чтобы чамп, 800ку и солдану собирать!!!  >:(

Оффлайн Leronchik

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1642
  • Репутация: +426/-0
  • Отошёл ненадолго покурить...
Добрые люди, хочу сменить ел34 на 6л6 для этого усилителя. Выходной трансформатор как раз должен подойти да и потребление тока для накала у них в двое меньше. Подскажите какие резисторы и где надо поменять?
Если кому интересно по поводу выходного каскада на 800-ке с лампами 5881, 6п3с-е, условно допустимо 6l6 и 6п3с и некоторые сделанные мной выводы. Информация больше для начинающих собирать этот усилок. Для гуру ничего нового не открою.
 Перелопатил кучу литературы , схем и горы информации, проверил различные варианты.  Также скачал все что выпускал Маршалл с подобным двухтактным выходником. Проанализировал схемы конкурентных фирм.
 В итоге пришел к выводу. С небольшими , допустимыми изменениями в звуке целесообразна замена EL34 на 5881, ну или наш, дешевый вариант 6п3с-е. 6l6 и 6п3с немного из другой оперы, хотя поставить конечно можно.
В принципе камрад runing давал правильную информацию три страници назад по нужным изменениям для адаптации оконечника к названым лампам. Для подтверждения этого можно ориентироваться на схему  следующего оконечника от Marshall:
2035622-0
Все приличия и философия соблюдены  8)
Эта схема немного более современна по части цепей ООС и явлений описанных в главе 9-й выше упоминаемой книги.
На мое усмотрение в 800-ке все же не стоит менять  цепи ООС на более современные. Усилитель то винтажный. Что касаемо резистора ООС то тут в зависимости от применяемого выходного трасформатора (а он должен быть другой) и своего вкуса 47 или 100 кОм, ну и можно пробежаться по выводам вторичной обмотки трансформатора.  При переключении на "высшие" выводы вторички и уменьшении номинала резистора звук больше компресируется, делаеться плотным и собранным, но уменьшается его яркость. При обратных изменениях все происходит наоборот. Выбирать промежуточные значения между 47 и 100 кОм малоцелесообразно, изменения не так слышны. Я все таки остановился на ООС с 8 омной обмотки и резистором 47 кОм. В моем случае золотая середина. Вот в принципе и все.
Интересно выпускаются ли фабричные трансы для варианта выходника на 5881 ?

Оффлайн AZG

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 90199
  • Репутация: +9965/-1414
  • Санкт-Петербург
    • AZG CUSTOM
Leronchik, Для 5881 в этом режиме можно смело применять выходники с приведенкой 3.6-4.0 ком. Так что ничего сверх специфического.

Оффлайн Leronchik

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1642
  • Репутация: +426/-0
  • Отошёл ненадолго покурить...
Ясно, но все же есть что бы конкретно 5881?

Оффлайн AZG

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 90199
  • Репутация: +9965/-1414
  • Санкт-Петербург
    • AZG CUSTOM
Leronchik, Если говорить про 5881 RCA, то она тут просто сдохнет, ибо предельные напряжения сильно превышены. Приведенка нужна 4.4-6.6К, есть аппараты и с приведенкой 8К.

Если говорить про 5881WGC, 5881WXT и иже с ними 6П3С-Е, то это несколько другая лампа и приведенка как я указал выше.