Автор Тема: Delay Stombox FAQ  (Прочитано 22670 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн research Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1141
  • СПб
Delay Stombox FAQ
« : Марта 02, 2011, 19:52:50 »
Дисклаймер: все нижеизложенное является личным мнением авторов относительно  гитарных педалей задержки звука, и не претендует на историческую, схематическую и художественную истину.

FAQ основан на личном опыте поиска нормального по соотношению цена/качество звука и изделия в целом, габаритам прибора, а так же скромному личному опыту работы по использованию этих педалей, и является субъективным мнением авторов. Так же у авторов имеется небольшой опыт по разработке и ремонту дилеев, и иных гитарных обработок, что позволяет несколько шире судить о конкретных изделиях.

Для экономии трафика избранных форумов, собственного времени, а так же, для  наведения песчинки порядка, в том, что когда-то может стать отечественной музыкальной индустрией, был создан этот FAQ.

Он посвящен популярным напольным педалям задержки для электрогитар. В FAQ не обсуждается студийное оборудование и аппаратно-программные комплексы.

Дабы не утяжелять документ, FAQ разбит на две части.
Первая часть содержит в краткой форме историю возникновения и особенности устройства дилеев . Во второй будут разбираться плюсы и минусы конкретных моделей. Вторая часть находится в фазе сбора материала.

Интро
Прорыв в музыкальной индустрии был с изобретением звукозаписи, комрадом Томасом Эдиссоном. Индустрия звукозаписи после появления магнитной ленты и магнитофонов (http://www.izobreteno.ru/19.php) стала стремительно расти и развиваться.

Естественно, для кино и музыки потребовались различные эффекты, а звукоинженеры пытались найти ухищрения, чтобы сделать дешево и сердито (см. изобретение флэнжера).

Одной из проблем являлось нанесение на запись эффекта реверберации и эхо (про реверы опущу). Одним из «простейших» по временам полувековой давности способов получения эхо – были накладки сдвинутых по времени и измененных по громкости магнитных записей(так же поступали бедные андеграундные музыканты, пишущие электронную музыку три десятка лет спустя, только «накладки» делались в соседних дорожках трекеров, или секвенсоров).

Потом появились ленточные (Tape) дилеи, в которых магнитная лента крутилась по кольцу, время задержки регулировалось скоростью движения ленты, а обратная связь (громкость повторов) управлялось силой подмагничивания ленты.

Обеспеченные рок банды могли позволить себе роскошь иметь такой девайс.

Настоящий прорыв из всех щелей был осуществлен, когда инженеры фирмы Филипс разработали метод замены магнитной ленты на дискретную аналоговую линию задержки
(http://en.wikipedia.org/wiki/Bucket-brigade_device) . Эффект назвали в виду ассоциации с  бригадой пожарников, когда те становились в шеренгу и передавали друг другу ведра с водой (правда аудио ведра, были дырявые).

Аудио сигнал «нарезался» на «дискретные полоски», и полоски двигались по цепочке. Чем больше полосок в ряд, тем выше задержка, но дороже девайс. Если передавать ведерки слишком медленно, чтобы увеличить задержку, то до точки «выливания», воды могло и не остаться, утечки, млин.

Позже фирма Reticon выпустила специальный чип для этих целей, после чего дилей можно было переносить не имея автомобиля и тележки (не забываем, что компактные диктофоны не были изобретены и компакт кассет попросту тогда еще небыло, таскали бобинники).
Миру музыки сорвало башню. Все мастера накупили камней SAD1024 с даташитами (паспортами изделий с примерами включения), и по этим даташитам стали мастерить всевозможные девайсы задержки, хоруса, флэнжера  и т.п.). Тогда же и в телевидении появились визуальные эффекты основанные на аналоговой задержке, благо, чип позволял.

Поперли Ross, EHX, MXR, ямахи разные и т.п. Задержка на трех чипах в 0.2 секунды, казалось нереально психоделической, а сами девайсы весили каких-то 1-2 КГ.

Потом японцы с их мицубисями и панасониками набрали обороты выпустив линейку чипов задержки на любой случай, вкус и кошелек, а ретикон загнулся.
В виду этого, в те девайсы, что уже были придуманы и отточены, производители стали вписывать японские чипы. Япошки пытались дополнительно отжать денег продавая не только чип задержки, но и второй чип к нему - драйвер, но производителям было лень переделывать схемы и вкрячивать драйвер, к тому же теряя деньги на "новшествах", по этому классические дилеи остались практически неизменные (привед, DMM).

В начале 70х, кроме всего, от Roland отпачковалась пара инженеров, назвавшись Boss, и начала мастерить педали направо и налево, они сделали дилей уже на японской элементной базе  и под свою педальку. Тот уже содержал фирменный драйвер, и все те же рекомендации из даташитов. Ibanez сбацали свой AD, который как 2 капли спирта похож на босс (схема выпилена копейка в копейку), и в еще нескольких девайсах она проскакивала. В наши дни Way Huge взяли этот пинокио, переписали, добавили одну детальку  и назвали «Буратино» (ц) Алексей Толстой Way Huge Aquapuss, продавая стобаксовую педаль за $550.

Я сокращу повествование, потому, что развитие стомбоксов – это тот еще зоопарк.

Конец интры, вот простая схемка гитарных педалек задержки, согласно схемотехники, которая имеет, в общем-то прямую связь с характером звука.


 


 
Аналоговые дилеи
BBD
Почему звук аналоговых дилеев такой голимый / настолько теплый ламповый / шикарный, дающий ощущение, что ты в прошлой жизни, в конце 60х годов, когда СПИДа и террористов небыло, и все друг друга любили? Почему они клипят?

Ответ кроется в ограничениях работы бригады пожарных. Ведра должны быть заполнены с перепадом не более 0.3-0.7 вольт (максимум два выхлопа стратов, или пол выхлопа ежей). Недолили – пердеж, перелили – пердеж.  Медленно тактируют (очень большая задержка, как правило, вне паспортных данных) – потери из-за утечки. И критерий Котельникова с Найквистами никто не отменял.

Кроме того, гитарный сигнал тот еще подарок, на лесполе 6я струна по амплитуде громче первой в несколько раз, по этому низ надо выпиливать, иначе пердеж. По критерию Котельникова, чтобы сэкономить на чипах и избавиться от шумов квантования – верх надо выпиливать. А тут еще долбаные щелчки медиатора и атака (для откоса от атаки, высокой громкости и т.п. до чипов задержки стоит компрессор, после – экспандер).

Какие основные ручки аналоговых дилеев?

Delay/Tempo/Rate – частота повторов/время задержки.
Feedback/Regen – поведение повторов (на сколько усилять/ослаблять). Если выставить на усиление, будет фидбэк нехилый, вгонит в клаустрафобию и обеспечит баттхерт.
Mix – соотношение «чистого» и повторов. Обычно, в компактных дилеях под батарейку, громкость чистого постоянна, меняется только громкость повторов.

Что такое модуляция?
Цель – имитация перепадов скорости ленты на ленточных дилеях. Обороты лентопротяжечных миханизмов магнитофонов не линейны, и этот "уплыв" многим пришелся по вкусу.
По факту, переключение дилея в хорус, т.е. периодически меняется время задержки согласной какой-либо функции, например, линейно.

Как работает аналоговый дилей?
Входной сигнал с гитары попадает в дилей, где разветвляется на 2 части. Первая часть идет на ручку Mix. Так называемый чистый звук.
Вторая часть идет на зоопарк (фильтр, затем, компрессор, чип задержки, потом второй фильтр и экспандер). Пройдя зоопарк сигнал задерживается на заданное время и поступает на ручку Regen(или Feedback). С этой ручки задержанный сигнал идет повторно на вход этого зоопарка, где складывается с вновь поступающим свеженьким сигналом. Так формируются "повторы", которые постоянно крутятся по кольцу, и, в общем-то, живут отдельной жизнью. Повторы от экспандера аккуратненько ответвляются и поступают на ручку микса.

Если уделить абзац "заводке" дилея, то тут все просто: "заводка" зависит от 1) ручки Regen/Feedback , т.к. требуется, чтобы повтор каждый раз проходя зоопарк становился хотя бы капельку громче. И 2) от ручки Delay, т.к. чем меньше время задержки, тем быстрее проскок зоопарка и усиление громкости повтора. ;-)  Ручка Mix при заводке - лишь свидетель. Так, что, если хотите жарить сразу по полной, крутите Feeback по часовой и задержку на минимум ;-)


На какие остальные параметры аналоговых дилеев стоит обращать внимание?

1) Время задержки, 2) размер, 3)питание от батарейки/адаптера, 4)наличие модуляции, 5) наличие крутилок/перемычек от клиппинга, 5)наличие выходов стерео, задержки, чистого и тп , 6)наличие тап темпо, 7) иногда тип чипа(ов) задержки, p, или n-канальный, 8) цена, 9) тип байпаса (пассив/актив), 10) байпас всего сигнала, или обрубание только хвостов, 11) субъективный звук.

Вот сокращенный список параметров, которыми надо руководствоваться при выборе аналогового дилея. Ну, или выбирайте красный :)


Небольшая сводная таблица параметрам приведена ниже. Размеры указаны не у всех девайсов, но босс, он и в африке босс, а мугерфугер... ну, Вы поняли :) 
Цены с ибея, не в лесу живем, кто в лесу - гоу https://guitarplayer.ru/index.php?topic=73506.0 или на ebay-forum.ru
Так уж оказалось, что большая часть приведенных девайсов сейчас не производится, более того, с ибея как корова языком слизала все старые и средние (выпущенные после 1994 года) DMM. Раньше было как грязи за $250, теперь за них хотят $370 и выше. Такой вот теперь не дешевый, звук Pink Floyd. New Sensor полностью меняет линейку на чистый китай, сделав DMM XO, и скоро выпускают версию с тапом.
У меня есть собственное мнение о некоторых девайсах из таблицы, но не факт, что оно правильное. Лучше обсудить особенности педалей в комментах, потом вынести в FAQ. Ибо фишки типа прогрева педали в течении 20 секунд после включения - меня, лично, прибивают.

Итак, сводная таблица характеристик, дубль первый.



Tape Delay

Компактные дилеи в основном мастеровые и бутиковые, делаются на базе кассетных магнитофонов, или отдельных ЛПМ. У меня нет опыта работы с такими девайсами.
Обычно ими пользуются музыканты, чтобы добиться строго определенного звучания предыдущих эпох.


Digital Delay
Цифровые дилеи прошли нехилую эволюцию, им пришлось несладко, в виде высокой цены на оперативную память и прочие компоненты.

Первые цифровые дилеи делались на рассыпухе, характерным примером оных является отечественный Лель CZ. Отдельно АЦП, динамическая память (статическая тогда стоила сантиметр денег), отдельно ЦАП (может и вру, в детали работы не вдавался, схемы все как из опы). Звук, кстати, у него неплохой, чего не скажешь о качестве физического исполнения прибора и глючном байпасе.  Я так же опущу всякие чудо разработки на дельта сигма модуляторах и т.п., т.к. инженерам того времени было не сдвинуть коммунистическую махину, а у буржуев уже были DSP в то время.

DSP
В капиталистическом мире эра дилеев на рассыпухе была недолгой, ибо ушлые электронщики быстро смастерили специальные чипы, которые позже эволюционировали в DSP – цифровые сигнальные процессоры. Буржуи вообще люди дикие, любая разработка тут же превращается в систему и эволюционирует, будь то рок-н-ролл, пицца, стриптиз, или дилей, никакой тебе бюрократии, опробации, согласования с планом пятилетки.

Срыв башки на почве первых DSP был Boss DD. Эволюцию не помню, но DD-2 был уже увесистый солидный девайс на зачаточном DSP, с чистыми повторами, отсутствием клиппинга, без навязчивой теплоты ламповости. И вся ветка дилеев пошла по этому пути (путь только намечался).

Позже, в DSP дилеи стали добавлять по просьбе трудящихся теплоту, ламповость (фильтры-то есть всеравно, чуть больше высоких спилил - "лампа" готова), тап темпо, постепенное нарастание громкости, холд, пресеты, и прочие эффекты. Вроде бы у всех DSP дилеев в табличке все это присутствует. Разве, что у DD2=3 нет тапка.

К тап темпо тоже предъявлялись определенные требования, чтобы были разные доли и т.п., чтобы можно было играть музыку гениев вкладывая минимальное время на настройку аппарата.


Как работает цифровой дилей?
В общем-то, за годы алгоритмов дилеев возникло множество. Можно поверхностно пробежаться по дедушке Boss DD2/DD3 для примера (схема у них абсолютно одинаковая).
В общем-то, все то же самое, что и на аналоговом, разделение на клин и повторы, тот же зоопарк (фильтр, компрессор, чип задержки с АЦП, 12 бит ЦАП по технологии R2R, экспандер). Только сигнал хранится в цифровом виде, и не подвержен повреждению из-за утечек, т.к. была регенерация. Время задержки можно наращивать с помощью чипов памяти, без ухудшения качества звука.


Параметров у DSP дилеев – как у аналоговых, плюс все навороты типа тапа, долей, реверсов, сэмплеров и т.п.
Навороты дают хороший простор для творчества, но девайс тяжеловато осваивать.


Karaoke chip
Не будет открытием, что японцы приложили немалые усилия для муз индустрии, и попеть под минусовку они не дураки, вот постоянно и модернизировали железо для своих караоке видаков, а позже и DVD. Типа, с эхо или унылым ревером, убогий вокал звучит не так убого. Придется согласиться.

 Раньше встраивали BBD эхо, потом эволюционировали,  и в итоге придумали чип PT2399 – одночиповый дилей для караоке.

В силу своей простоты и доступности (цена $1-$2 за рубежом) за чип ухватились многие радиолюбители. Кто-то из старого видака ставил весь узел в педалборд, кто-то по даташиту мастерил девайс. Но так, или иначе, отдельная ветка караоке-дилеев имеет место быть.

Самобытные электрощики сделали на базе чипа и хорус, и всякие психодилические примочки, команда Аарона Нельсона прибацала тап контроллер, а Карл Мартин выкинул BBD из аналогового дилея, и поставил вместо него караоке чип, назвал сие винтаж дилеем. Звук под винтаж, те же спилы верхов, низов, компрессор, экспэндер, но нет проблем с клиппингом (цена, правда, как у BBD). Карл Мартин оказался не одинок в своих изысканиях, и на Tonepad давно лежит проект аналогичного псевдо BBD дилея.

Есть отдельная подветка развития дилеев на караоке чипах – дилеи «с теплым аналоговым звуком» - с выпиливаемыми верхами на повторах. Компрессор, экспандер и приличные фильтры туда не ставили для снижения цены и экономии места на плате.

Так, или иначе, список дилеев на караоке чипах есть на картинке.

Органы управления у цифровых дилеев на караоке-чипах те же, что и на аналоговых дилеях. Они менее габаритны и не привередлевы к питанию, не клипят.

Цены от $65 до $350 (привед мэд профессору, порошковая окраска китайских корпусов в Финляндии нонче так дорога).

Я не стал приводить те или иные девайсы отечественных производителей в картинку, т.к. у меня нет полной уверенности их схемотехнике, а клеймят у нас отечественных мастеров очень быстро и не особо разбираясь. АвтоВАЗ навеки испортил репутацию отечественного производителя, Вы не находите? ;)

Сводные таблицы по приведенным дилеям если и будут, то в следующих редакциях.
Изложенной информации, в общем-то и так должно хватить для выбора.


Как включать дилей, до, или после перегруза?
Кто как хочет, так и включает. Для эхо - в конце педалборда, перед ревером (если комбик, то в разрыв). Для грязи под Sonic Youth или Foo Fighters - до перегруза (или в инпут комба). Если совсем нет идей, можно скопировать положение дилея у своего любимого гитариста.


Хвосты / байпасс

Подавляющее большинство дилеев с активным байпассом. У некоторых отключается только канал подачи звука на чип задержки, а съем звука с чипа так и производится, по этому у такого дилея звучат "хвосты" после выключения. Дешего и сердито. Так же устроены многие хорусы и флэнжеры. Инженера не парились на счет окраса звука в байпасе :)

Советы по выбору:
1) Если бюджет не жмет, то надо брать хороший цифровой дилей. Простор для творчества ничем не ограничен.
2) Просто поиграть, чтобы было эхо без наворотов и недорого – дилей на караоке-чипах, или бюджетный DSP. Marshall Echohead можно найти за $50 б/у (к тому же, к нему подключается педаль Tap), Ibanez DE-7 и того дешевле.
3) Если нужна атмосфера 60х-70х годов, то брать аналоговый дилей. Готовьтесь терпеть все их недостатки (блок питания на 24 вольта, клиппинг, замыливание).
Покупать или нет псевдо-аналог (где караоке вместо BBD) дело Ваше, но за озвучиваемые производителями суммы можно взять хорошую цифру.

Ъ-Байпасовость… когда педаль стоит 10000р, можно найти немного денег на лупселектор на 1 петлю, когда педаль стоит $100-$150 тут уже жабочка душит, да и педалборд не резиновый.

Пока, это все. Буду пополнять и исправлять по мере появления вдохновения и времени.
Жду дополнений, поправок комментов, и аргументированной критики. DSP секция раскрыта слабо, так же непомешают ссылки на адекватные обзоры и демки.

PS Ссылка на педивикию: http://en.wikipedia.org/wiki/Delay_%28audio_effect%29 не была использована, в силу унылости изложения, но почитать не помешает.

google
« Последнее редактирование: Июня 27, 2014, 13:19:02 от research »

Оффлайн mix451

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1208
Re: Delay Stombox FAQ
« Ответ #1 : Марта 02, 2011, 20:03:20 »
спасибо, познавательно, +

Оффлайн kain613

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2204
  • Аццкая человекотыква!!!
Re: Delay Stombox FAQ
« Ответ #2 : Марта 02, 2011, 21:06:20 »
Отличная статья!=)

Оффлайн EvilTur

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3199
Re: Delay Stombox FAQ
« Ответ #3 : Марта 02, 2011, 21:20:41 »
эт интересно  :)

Оффлайн ZZ Down

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3747
  • ALL U NEED IS GLOVE :)
Re: Delay Stombox FAQ
« Ответ #4 : Марта 02, 2011, 21:20:46 »
Прочитал два раза. Работа проделана грандиозная! Как журналист говорю - это тянет на толковый гонорар в соответствующем теме издании. + однозначно.

Оффлайн Vortex II

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1807
  • берегите уши!!!
Re: Delay Stombox FAQ
« Ответ #5 : Марта 02, 2011, 21:35:33 »
я думал, что тут упомянут про конкретные изделия, а тут только история. надо немного пробежаться по моделям, типа плюсы\минусы, цена\качество ну и в советах по выбору дать рекомендацию что же покупать

хотя за работу конешно плюс, почитать было интересно

Оффлайн research Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1141
  • СПб
Re: Delay Stombox FAQ
« Ответ #6 : Марта 02, 2011, 21:48:39 »
Времени хватило, только  чтобы раскидать девайсы по веткам схемы (цифра, аналог), и объяснить что к чему, дабы пользователям не разочароваться после покупки. Написано на одном дыхании.

Сводную таблицу по аналогу я сделаю за свободный вечер, но было бы неправильно делать сводку без ссылок на демки. А у демок часто проблемы с объективностью. Иногда нормальный девайс выглядит как УГ, и наоборот. Да и времени на поиски не так много.
Так, что я накидаю скелеты таблиц, что смогу - заполню, остальное - вместе.

Оффлайн encrusted

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1547
Re: Delay Stombox FAQ
« Ответ #7 : Марта 02, 2011, 21:51:39 »
Многое для себя узнал. Большое спасибо! +

Оффлайн jinn71

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9754
  • Гитарист
Re: Delay Stombox FAQ
« Ответ #8 : Марта 02, 2011, 21:58:56 »
Пишите еще. У меня кстати карл мартин делайла XL мне нравится. Как он вам?

Оффлайн mix451

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1208
Re: Delay Stombox FAQ
« Ответ #9 : Марта 02, 2011, 22:02:08 »
У меня кстати карл мартин делайла XL мне нравится.
если тебе скажут, что он никуда не годится - он тебе разонравится?  :pozor:
« Последнее редактирование: Марта 02, 2011, 22:06:58 от mix451 »

Оффлайн Dron-Drob

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 641
    • vk.com
Re: Delay Stombox FAQ
« Ответ #10 : Марта 02, 2011, 22:04:49 »
За статью спасибо :) Проделана огромная работа.

Оффлайн NT

  • Глобальный Модератор
  • *****
  • Сообщений: 10120
  • Контрабазабр
Re: Delay Stombox FAQ
« Ответ #11 : Марта 02, 2011, 22:17:59 »
Плюсую, хороший трактат.

Оффлайн otkroy

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1272
  • не мИтолиЗт
Re: Delay Stombox FAQ
« Ответ #12 : Марта 02, 2011, 23:00:36 »
еще мои пять копеек:

чем обладал за последние пару лет:
1)Empress SuperDelay
(+)многорежимов, отличная реализация реверс-режиме; реверс-шиммер; мультитэп; тейп дилей; хороший; отличный диз.
(-)не очень удобное переключение пресетов, некоторые режимы без тепа, немножко жрет звук, зачем-то плюс в центре.

2)Emress VintageModified Superdela
+ и - все те же. черный цвет только более приятен, и самое главное, тейп режим переработан - звучит приятно, но хуже, чем в страймон (намного).

3)MXR analog delay - забыл как называет, темно-зеленый металлик.
(+) хороший общий звук, вкусная модуляция
(-) регуляторы с обратной стороны, легко заводится, при добавлении повторов.
отличная цена кстати

4)Line6 DL4
(+)многорежимов, отличные режиме tube, auto-volume, swell, очень удобное переключение пресетов и вообще очень удобный
(-) железнотяжелость, зачем-то ячейка для 4 больших батареек(как в совдеп настенный часах)
стоит сейчас предельно мало на ибей для такого прибора

5)Diamond MemoryLane 2
(+)монументальный жирный звук, при модуляции -еще и психодел. звук реально пробивает, а не прорезает микс
(-) цена - 600 бачей, мало звуков, малое время задержки.
первый аналоговый с 2 режимами и тапкой.

6)Strymon El Capistan
(+)звук, многонастроек, многопохожих режимов, все из которых хочется перепробовать, компактный
(-)труднозаказать, схожие звуки(для тех, кому нужен ол-ин-уан)
отличная замена rolandboss зеленому.

очень жду Malekko 919, Strymon Timeline

Оффлайн Revenant1

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 412
Re: Delay Stombox FAQ
« Ответ #13 : Марта 03, 2011, 00:08:56 »
research, отдичная статья! Огромное спасибо. Надеемся на продолжение
« Последнее редактирование: Марта 03, 2011, 00:10:39 от Revenant1 »

Оффлайн Vikkk

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 13514
Re: Delay Stombox FAQ
« Ответ #14 : Марта 03, 2011, 00:51:36 »
research, спасибо!