Digitech GSP2101 - НЛО прилетело и оставило его нам
Речь пойдёт о процессоре, который некоторые называют культовым, но большинство при этом вообще не знает.
Среди пользователей называют Trent Reznor, Pat Metheny, Борова, но я думаю, во многих студиях на них было записано немало материала без
всяких упоминаний. Прибор выпускался с 1993 по 1998 годы в штате Юта, пройдя несколько модификаций.
В целом, представляет собой гибрид лампового преампа и студийного цифрового процессора, тесно связанных с MIDI-управлением.
Преамп похож схемотехникой на ADA MP-1 (но напряжения вроде как повыше), и при желании может быть замодден соответственно с определенными усилиями (ADA проще).
Процессор по возможностям напоминает пульт управления от летающей тарелки. Вы только посмотрите на мануал и схемы алгоритмов %)
Digitech бросила развитие этой серии процессоров, сперва сменив их на 2112/2120 , при этом убив всю гибкость настроек и испортив звук
(в ламповой части там используется диодный гибрид). Затем и эта серия умерла, оставив за собой GSP1101, который не имеет более ничего общего
с предшественниками. Не говоря уже об RP-серии. Имея RP-355 могу сказать, что симулятор Saturated Tube в нём неплохой, звучит похоже, но более плоско,
только вот управление сводит всё удовольствие на нет.
Очевидно, что гитаристам все навороты этого пульта от НЛО оказались не нужны, а нишу студийных процессоров заняли более совершенные
и продвинутые устройства (Eventide, например).
Достоинства
-Неплохие аналоговые эффекты - компрессор DBX, 3 педали от Digitech (Overdrive,Heavy Sustain,Grunge) и 3 ламповых
перегруза (Clean Tube, Distorted Tube, Saturated Tube). Параметры эффектов доступны к регулировке по MIDI/от контроллеров,
порог, чувствительность и уровень компрессора - ступенчатые (но сам компрессор действует довольно мягко и мне лично диаппазона хватает),
Для ламповых перегрузов регулируется гейн в первом и втором каскаде (Как и в ADA MP-1), что позволяет получать различного рода перегрузы на одном
и том же типе. Можно получать лёгкий кранч и почти чистый от Sat Tube, добавлять можности прибавив гейн во втором каскаде, подгружать
Clean Tube до неслабого овердрайва итп. Затем идут 7-ми полосный графический EQ и регулятор уровня.
-Финальный 15-ти полосный графический эквалайзер (для подстройки под АЧХ комбиков/акстических систем), действует сразу на все пресеты.
-Гибкая структура настройки DSP, во целом уникальная для гитарных процессоров. Позволяет строить сложные и разветвлённые
структуры алгоритмов и регулировать параметры каждого модуля, модули могут располагаться в любом порядке и повторяться.
Каждый модуль можно прослушать, нажав кнопку Test. Также можно сравнивать пресеты кнопкой "Compare"
Модули имеют довольно скурпулёзные и точные настройки.
Разумеется, их количество зависит от доступной памяти/процессорных ресурсов.
-Возможно регулировать до 10 параметров каждого пресета в "реальном" времени (оговоримся, что MIDI не очень быстрый протокол), по
MIDI, и с помощью футконтроллера (как кнопками, так и обеими педалями, внешней и внутренней). Например, педаль может
управлять 4мя параметрами устройства, причём не обязательно данного (или внешних, по MIDI)
-Практически все параметры как аналоговой части, так и процессорной доступны для управления.
-ADC 18bit с 128-ми кратным оверсэмплингом, DAC 18 bit. 48 kHz. В целом, достаточно качественное преобразование.
24 bit ввод/вывод, 48 bit внутренняя обработка в S-DISC.
Вход процессора эффектов стерео, что позволяет использовать его как просто студийный процессор эффектов.
-Чувствительный хроматичекий тюнер с поддержкой низких строев.
-Три параметра можно вывести на функциональные кнопки под экраном для быстрого изменения.
-Возможность расширения с помощью платки PPC-210 с дополнительным S-DISC. Даёт расширение алгоритмов (память и блоки удваиваются, время лупера тоже, добавляются
ещё 4 встроенных алгоритма для двух процессоров), можно довесить эффектов в алгоритме во второй процессор. Если алгоритм использует один процессор, при
переключении пресета программа грузится во второй,
первый при этом продолжает обработку и переход осуществляется с плавным гашением "хвостов".
Расширение старых версий до более новых осуществляется заменой микросхем с прошивкой и "кварца" для удвоения частоты управляющего процессора (Z80).
Добавляются пресеты из серии "Artist", количество хранимых пользовательских эффектов увеличивается до 100 (+140 преднастроенных).
-Встроенный аналоговый спикосим на XLR-выходахb и выходе на наушники. Простой спикосим на паре микросхем, однако работает очень эффективно и не "песочит",
при этом не сильно глухой.
-Имеются индикаторы аналоговой перегрузки в нескольких участках цепи и индикатор уровня
-Может служить MIDI демультиплексором, управляя 4мя устройствами по Midi. То есть получив команду на смену пресета, прибор может выслать на MIDI-входе
пол любому их 4 разных каналов соответствующую команду. Например, секвенсер переключит пресет на процессоре, а рядом может переключаться пресет на синтезаторе
и другом процессоре, и всё по одному кабелю от секвенсера.
-Дамп программ/алгоритмов производится по MIDI.
-Любая из 10 клавиш футсвитча может быть переназначена в каждом банке, на изменение параметра (скажем, добавить +3 дБ к уровню), переключение программ итп.
Также удобный газоразрядный экранчик на футсвиче с указанием текущего пресета и показаний тюнера. Очень мило и тепло выглядит.
Недостатки
-Архитектурные ограничения, обусловленные гибридным устройством прибора и техническим уровнем того времени.
Порядок прохождения блоков аналоговой части прибора нельзя изменить. Это значит в частности, что Wah придётся втыкать в разрыв,
если вас не устраивает цифровой Wah, всегда стоящий после перегрузов и всей аналоговой части вообще.
Несмотря на гибкость настройки самого процессора, ограничения накладываются на количество алгоритмов (до 7-14, зависит от их сложности) и их "заполнения".
Очевидно, использование алгоритмов продиктовано желанием упростить использование ограниченных вычислительных возможностей DSP и
оптимизировать использование памяти под алгоритмы и пресеты. Поэтому алгоритмы обычно строятся с прицелом под то, чтобы строить много разных пресетов на их основе.
К тому же, загрузка нового алгоритма занимает изрядное время (с разгоном Z80 - не очень большое, пожалуй меньше 1 с)
Построение алгоритмов из-за не наглядного интерфейса не слишком просто для обычного гитариста. Но между тем,
заводские алгоритмы в массе своей вполне юзабельны. Есть программы для построения алгоритма и загрузки по MIDI, но очень старые.
Всё общение с цифровой частью прибора происходит по MIDI, что в наш век потребует некоторых усилий.
Любое непредвиденное изменение параметра обычно означает долгие прыжки по меню и кручение большой ручки.
-Некоторые недочёты в исполнении "железа":
-Аналоговый регулятор выходного уровня удобен, но совершенно неинформативен, ибо не имеет цифровых делений на шкале. Поэтому, если вы
собъёте его перед концертом, могут быть неприятности с уровнем, которые придётся оперативно исправлять звукорежу
-Кнопка переключателя спикосима на выходных XLR. Из-за отсутствия индикации не всегда ясно, нажата она или нет, особенно если аппарат
расположен в сумке. Оперативно понять на сцене перед самым чеком или концертом в темноте сложно и может случиться казус.
-Клавиши футконтроллера весьма далеки от идеала чёткости срабатывания - давняя болезнь свей старой RP серии. Маленькие, хлипкие пластиковые
крышечки и не слишком надёжные тактовые кнопки под ними. В принципе, проблема решаема переделкой всего футсвича или покупкой Johnson J-12 (фиг найдёшь). Также можно использовать
любой миди-контроллер, типа BOSS FC , но будет небольшая задержка в переключении.
- Формат футчсвича не даёт ему поместиться в типовую сумку для процессоров. Ну, или я не нашёл подходящей. Размеры Control 1 - 660х160х10 мм
Кому стоит использовать
Людям, которые играют разнообразную музыку живьём и/или любят экспериментировать в студии. Возможности данного прибора сейчас можно перекрыть с помощью
компьютера или более дорогих процессоров, но это выльется в большие затраты денег и меньшую мобильность. Среди недорогих процессоров ни один не обладает
таким набором возможностей. К сожалению, без многих я уже обходиться не могу: удобные эквалайзеры на любой диаппазон, изменение педалью нескольких параметров
сразу (блин, как вообще жить без этого), финальный EQ, гибкие настройки в нормальных единицах измерения.
Обзор эффектов
Традиционно прибор имеет богатейший набор эффектов модуляции и задержки (похоже, мода 90х). Не уверен что стоит перечислять все модули, список огромен и
легко может быть найден. Набор эффектов весьма богатый, но характерный для тех времён.
Лично для меня самыми приемлемыми стали Saturated Tube, Clean tube, Grunge, эквалайзеры, 4 Phase Chorus, Multichorus, GigaVerb (супернавёрнутый ревер с более
чем 20 параметрами). Качество обработок вполне достойное. Хотя звук процессора и не обладает кристальной прозрачностью, но эффекты звучат убедительно и живо.
Использовать Whammy и Wah (включая даже их Smooth-версии, введённые в новых прошивках) с педалью затруднительно из -за заметной задержки регулировки педалью.
Переключение пресетов с одинаковым алгоритмом происходит без заметных задержек. При наличии платы PPC-210 возможно "бесшовное" переключение пресетов,
при котором затухание звука предыдущего пресета не обрывается (и даже может продолжаться, если это был лупер). Если алгоритм использовал оба процессора,
такой режим со сменой алгоритма, понятно, недоступен.
У Dual и 4Voice модулей 2 или 4 выхода, каждый из которых можно пустить по своему пути и обработать другими модулями. Обработка сигналов на этих выходах
определяется раздельными параметрами модулей. Это позволяет делать очень разнообразные схемы задержек.