Серия гитар Paul Reed Smith Singlecut (single cut, sc): Singlecut Prelawsuit, SC245, SC250, SC58, Starla, Mark Tremonti, Chris HendersonНачну пожалуй с первой модели синглката у ПРС, а именно PRS Singlcut - позже эту модель стали называть Pre-Lawsuit (серия гитар до судебных тягомотин с фирмой Gibson.
Вот интересная история касательно споров прс и гибсон. Начнем с самого начала!
Все гитары, которые производил Пол Рид Смит (PRS), строились на классических схемах.
С наступлением новой эры 2000-х, было решено показать на зимнем NAMM 2000 (США) модель Singlecut,
которая была дороже обычной гитары PRS и примерно равна по стоимости с моделью Карлоса Сатаны (Santana II).
Цену назначили в 3000$. Это был прототип линейки Private Stock, которую уже год Пол Рид Смит разрабатывал у себя в компании. Многие музыканты, которые в то время предпочитали классическую форму Gibson, не могли решиться купить суперстраты от PRS, хотя звуки им нравились.
Пол говорил, что всегда хотел делать гитары Singlecut, но никак не мог определить для себя форму корпуса и бился над этой проблемой около 20-ти лет. В нём боролись два «демона» - дизайн от Telecaster и Les Paul. Но поскольку, перед глазами (на стене) всегда маячил плакат 1952 года, где Тед МакКарти рекламировал Gibson, это и перевесило. PRS Singlecut имел 30-ть отличий от Les Paul. Это было гораздо больше, чем количество схожих элементов с Gibson. Цвет покраски, форма грифа и корпуса, толщина, duble-action truss road у грифа, мензура, отсутствие pickguard, другой «бридж/мост», ручки не на тех местах, электроника/распайка, вход для «джека», звукосниматели..............Самое главное, что Пол придумал, как сделать гриф более надёжным, относительно Gibson. Потому как у лес полов извечная проблема была - отбитые бошки - их и сейчас продают на ибее, всем это известно. У ПРС такого не было и нет. Звукосниматели стояли новые - PRS 7. Бриджевый датчик согласовывали с Джефом Ланахан, который готовил их под запросы музыкантов. Получили «аля-винтаж», заточенный под современный гейн. Ручки тембра (2шт) и громкости (2шт), так же были перевёрнуты по расположению к Les Paul. Эти изменения, так же согласовывались с музыкантами, для их удобства. Дерево выбрали, такое же как на модели PRS Custom (клён/красное дерево), но общая толщина была меньше чем на Les Paul и комбинация в сантиметрах, при склейке, тоже.
PRS Singlecut должен был весить меньше, но быть прочнее. Через год после запуска PRS Singlecut, вышла модель Mark Tremonti, которую показали на зимнем NAMM 2001. До этой гитары, подписной моделью, была только гитара для Сантаны. Это было важным политическим моментом для Пола Рид Смита. Цена на PRS Mark Tremonti была объявлена в 3400$. По сути, это была обычная модель PRS Singlecut, только с надписью на 12-том ладу, чёрный или платиновый цвет и видоизменённый анкер грифа, более раскаченный керамический датчик на бридже.
В 2001 году выпустили лимитированную серию PRS Singlecut, в 250 штук, с грифом из Бразильского палисандра, с сатиновой лакировкой и алюминиевым позолоченным бриджем. Как вспоминал Пол Рид Смит - две он купил себе, потом а Карлос Сантана «одолжил их с концами» на запись альбома «Supernatural», со словами - «Они так смешно звучат! Могу я их забрать?»
В 2003 году вышла новая модель PRS Singlecut Trem (иногда называли Singlecut Custom).
У этой гитары в стандартном исполнении, был немного толще корпус, датчики «зебра 6», вибрато/тремоло и ограниченное количество цвета.
Тремоло/вибрато, пользовалось немалой популярностью у многих гитаристов в то время.
Гитару позиционировали, как «чуть дешевле Singlecut» и назначили цену в 2680$ (против 3200 уе), но к 2006 году цена поднялась на 420 баксов (3100$).
Как только появился Singlecut, эта гитара стала сразу же вызывать оживлённые споры у музыкантов
Что лучше PRS или Gibson? И, опять возвращаясь к спорам...
27 марта 2000 года (прошло около трёх месяцев с выхода), Gibson послал письмо с требованием прекратить выпуск и продажу Singlecut,
а уже в ноябре, подали в суд на «обидчика».
Судились две компании, четыре года (до января 2004г) и подсчитывали понесённые ущербы.
Всё это время, все произведённые Singlecut, были в подвешенном состоянии и производились на страх и риск.
И вот в 2004 году все Singlecut и даже модели SE остановились в производстве, как и их реклама. Ясен-красен гибсон фирма на то время была посолиднее и бабла там хоть отбавляй.
Вся муз.индустрия, была в шоке от произошедшего, так как у многих компаний имелись такие же проблемы.
Боялись, что Gibson пойдёт дальше и начнёт останавливать всех, включая акустические гитары с вырезом cutaway.
Реальная причина была в том, что Singlecut, потеснил на рынке Les Paul. Это было очевидно для всех дистрибуторов на рынке.
В конечном итоге апелляция от Gibson, была принята и в декабре 2004 года выпуск Singlecut запретили.
Но, за год вынужденного «молчания» PRS, предприимчивые продавцы подняли цены на pre-lawsuit гитары, как на раритет,
расчитывая, что эти инструменты больше никогда не появятся на рынке..
А в сентябре 2005 года, прозвучало известие, что Высший Суд принял сторону PRS и снял запрет на производство Singlecut.
PRS, в свою очередь, немедленно возобновило продажи этих гитар.
Интересно, что Gibson утверждал, что в дыму концертов, люди не смогут опознать на какой гитаре играет музыкант,
в то время как PRS настаивал на разнице в дизайне. Gibson продолжал подавать апелляции в Верховные Суды вплоть до 5 июня 2006 года (почти год),
пока полностью не проиграл дело об интеллектуальной собственности.
А уже на NAMM 2006, Singlecut PRS, снова висел на стенде компании. Аллилуйя!
Я на собственном опыте убедился, что разница в звуке с одинаковыми датчиками у синглкатов преласюьит и не преласьюит - отсутствует. Это все мифы, господа, и мифы для продажи в первую очередь. Безусловно есть ценность в редкости - преласьюитов мало очень и они стоят дороже поэтому, но разницы в звуке нет!
У меня в руках побывали все синглкаты модельного ряда прс, без особо эксклюзива я имею виду, чисто известные модели. В двух словах про впечатления: одним из первых попал в руки
PRS SC250 Satin (без лака на деке!) Тут реально очень крутой модерновый звук с идеальными частотами лично для меня - очень понравились низа на бриджевой позиции, которые отсутствуют на тех же ЛП.
Впечатлили две сигнатуры - Марка Тремонти и Криса Хендерсона.
PRS Chris Henderson - редкая гитара и уже вторая с 3-мя датчиками у меня (был редкий ЛП классик до этого). И я Вам скажу, что Хендесон лучше - даже само удобство - Вы можете вообще не играть на среднем датчике без дополнительной серединки в звуке, и он абсолютно не мешает при игре - очень удобно сделан в этом плане. Но там реально мясо по звуку, даже на клине при хорошей атаке гитара выдает небольшой кранч
То же можно сказать про
PRS Mark Tremonti - но там фишка еще в машинке - она работает идеально в 2 стороны, если у Вас такая гитара, то, как по мне, флойдовая вообще не нужна. Строй машинка тремонти держит идеально.
Отдельно можно обсудить
PRS Starla, т.к. диапазон цены ниже - там экономия больше за счет фурнитуры, но при всем этом это остается трушный американский прс со своим фирменным звуком.
В 2009 году Paul Reed Smith выпустили Starla X, новейшую модель в линейке Mira/Starla. Ретро-дизайн Starla X и характеристики соответствуют требованиям гитаристов, ищущих инструмент с 24,5 мензурой, сборкой и качеством PRS и уникальной аутентичностью и тембром.
К характеристикам относятся - одинарный вырез, плоская дека из обехе, 22-хладовый толстый широкий гриф из сипо, накладка из палисандра, перламутровая инкрустация типа “точки”, традиционный 2-хкомпонентный стоп-тейл бридж, колки винтажного стиля, регулировки громкости и тембра и 3хпозиционный переключатель звукоснимателей. Звукосниматели как в Mira X идут в стандартной комплектации.
Звук прийдется по душе любителям винтажного звука а-ля Gibson Les Paul Standard 70-х. У нее очень удобный - легкий, доступ к высоким ладам лучше чем на ЛП в разы, удобный гриф. Минус сборки в колках, они отличные, но сравнивая их с новыми прсовскими… понимаю что так строй они не будут держать… держат строй примерно как гибсоновские колки делюкс, хорошо но не идеально.
Очень понравился звук гитары на перегрузе в неке с убранным тембром, очень напомнило Mark Knopfler Dire Straits с его Money For Nothing… почти 1 в 1. Гитара ну очень мне напомнила звук моего винтажного ЛП стандарт, не смотря на колоссальную разницу дерева, возраста и тп… как так выходит - не понимаю, но факт! При цене этих гитар 1100-1300 $ - они идеальны для американских прс!
Пока я сейчас пишу обзор - передо мной два синглката - SC58 и SC245 Artist. Конечно это две АБСОЛЮТНО разные гитары.
PRS SC58 славится своим винтажным звуком благодаря датчиками 57/08 - это самые дорогие дачтики у PRS - их стоимость от 500 до 700 $ на рынке б/у в США, у меня даже как-то пара была так ушла за 650 сразу. Здесь все признаки старых ЛП и переизданий а-ля р7 именно по звуку, но при этом удобство конечно ПРСовское - строй намертво (колки Phase Locking III), доступ к ладам верхним лучше в разы и тп... вес - всего 7,9 фунта (это около 3,5 кг), сколько весят ЛП тех годов - думаю сами знаете)))
PRS SC245 - это модерн в первую очередь. Гитара схожа с тремонти по звуку, горячая и стреляет каждой ноткой, рычит и все такое, даже не смотря на то, что датчики закрытые! У них свои фирменные датчики 245. Вес гитары - 8,3 фунта - это немного больше ск58, но это не особо заметно, баланс деки и грифа идеален! Колки хоть и 3 поколения, но строй держат отлично! Есть нечто схожее со звуком прс кастомов, кстати, более новых.
Каждый думаю для себя выберет подходящий синглкат после этой статьи, все они очень разные. Кому нужен винтаж - ск58 или старла подешевле, кому модерн - ск245 и ск250, pre-lawsuit, кому помясистее - Крис Хендерсон и Марк Тремонти