глава третья.
Между "Черным"
Стратокастер sunburst, июль 1970
Дэвид не был совершенно доволен новым Black Strat'ом и последующие несколько месяцев экспериментировал с другими гитарами.
На концерте Blackhill Enterprises Free в лондонском Hyde Park'е 18 июля Pink Floyd исполняли Atom Heart Mother, как была названа новая композиция, с хором и секцией духовых инструментов. Дэвид использовал Страт sunburst с палисандровым грифом и белой панелью. Эту гитару ему дал Стивом Марриоттом (Steve Marriott), известным участием групп Humble Pie/Small Faces. Гитара была собрана из двух разных частей – палисандрового грифа 1963 и корпуса 1959 гг. Хотя Дэвид пользовался этой гитарой не очень долго, ему понравился гриф, который и был впоследствии установлен на Black Strat'е. Теперь он возил с собой Страт sunburst с кленовым грифом как запасную гитару.
Второй Белый Стратокастер, август 1970
Pink Floyd выступили на музыкальном фестивале в Сан-Тропэ, Франция 8 августа 1970 года. Это выступление было заснято и позже показано по французскому телевидению. Во время этого выступления Дэвид играл на белом Страте с палисандовым грифом. Этот второй белый Страт (первый был украден в Новом Орлеане в мае прошлого года) был куплен в Англии в б/у состоянии, в частности, он был кустарно покрашен белой краской поверх белого же оригинального покрытия. Дэвид убрал на нем крышки датчиков – одна из первых многочисленных модификаций, сделанных им со своими гитарами. В начале 70-х, живя в своей квартире на Old Brompton Road в Лондоне, он снял белую краску с корпуса гитары, открыв естественный рисунок дерева. В 1976 году на этой гитаре были установлены заказные стерео-датчики.
Коричневый (Natural Brown) Телекастер, сентябрь 1970
Pink Floyd выступили на празднике, устраиваемом газетой L'Humanité (Fête de l'Humanité), на большой сцене Венсенского леса в Париже (Grand Scène, Bois de Vincennes) 12 сентября перед более чем 500000 зрителей – их самая большая концертная аудитория. Во время этого шоу Дэвид играл на коричневом (natural brown) Телекастере с кленовым грифом. Выступление было записано французским телевидением (но не было показано) и включало исполнение Atom Heart Mother вместе с хором и духовыми. Дэвид возил с собой эту гитару как запасную, и на ней играл Фрэнк Заппа, когда он выступал с Pink Floyd на Amougies Festival'е в сентябре 1969 г. Иногда Дэвид пользовался этим Телеком во время исполнения Atom Heart Mother до 1971 года. Также он появляется на обратной стороне альбома Ummagumma – единственная гитара попавшая на обложку из тех, что не были украдены во время предыдущего тура по США.
Лес Пол TV, октябрь 1970
После выступления в Париже Pink Floyd направляется в Северную Америку в свое четвертое турне по США. Названное как Мировое Турне Atom Heart Mother (альбом Atom Heart Mother увидел свет 10 октября), оно началось на Электрической Фабрике в Филадельфии (The Electric Factory – один старейших и известнейших концертных залов) 26 сентября и продлилось до конца октября. The Sabot Сиэттла писала:
«Они производят звук, который сразу же дает мне представить космическое пространство. В то же время гитарист сидит почти спиной к аудитории, производя какие-то манипуляции со своим инструментом, похожие на то, что делает обезьяна с костью в 2001 (фильм Стенли Кубрика '2001. Космическая Одиссея'), и играясь с ручками и выключателями на своих усилителях.»
Будучи в Сиэттле, Дэвид посетил местный ломбард (pawn shop) и купил две гитары. Одна - двугрифовая педальная слайд-гитара (double neck pedal steel guitar) Fender 50-х годов – позже использованная в One Of These Days из Meddle и в альбоме The Dark Side Of The Moon. Другая гитара – Gibson Les Paul TV, использованный в нескольких последующих выступлениях.
Льюис (Lewis), ноябрь 1970
Во время Мирового Турне Atom Heart Mother Pink Floyd выступил 7 октября в Ванкувере, Канада. Там Дэвид посетил музыкальный магазин и опробовал несколько «custom» гитар Билла Льюиса (Bill Lewis), известного местного гитарного мастера.
Гитара Льюиса отличалась 24 ладами полного 2-октавного диапазона (в отличие от стандартного 21 лада на Страте) и очень широкой лицевой поверхностью грифа. Гитара также была оснащена оригинальными датчиками-хамбаккерами (Humbucker pickups) конструкции самого Льюиса, которые на отсечке давали очень чистый звук. Гитара была сделана из гондурасского махогани с накладкой из черного дерева (ebony) и имела съемную тыльную плоскость для доступа к электронике.
Очень широкий гриф с почти плоской поверхностью на всех 24 ладах должен был облегчить подтягивание струн (bending); однако Дэвид обнаружил, что из-за большого радиуса закругления сложно брать ноты на высоких позициях. Снабженная резиновым кольцом ручка давала плавность и легкость в регулировке громкости во время игры, что очень нравилось Дэвиду.
Это подало ему позже идею заменить ручку громкости Black Strat'а на подобную. Эту серебристую ручку громкости можно было видеть на Black Strat'е в парижской киностудии во время работы над фильмом Pink Floyd: Live At Pompeii.
12 ноября 1970 года на двух выступлениях Pink Floyd'а в The Falkoner Centret в Копенгагене, Дания Дэвид использовал Льюис. Были исполнены Astronomy Domine, Fat Old Sun, Atom Heart Mother и The Embrio. Местная газета, освещая шоу, писала:
«Они поразили 3800 зрителей своим космическим звучанием. Во владении своими инструментами они дошли до крайней степени совершенства.»
В течение весны/лета 1971 года Дэвид использовал Льюис для записи некоторых частей альбома Meddle. В следующем году он сыграет на нем последнюю часть соло песни Money из альбома Dark Side Of The Moon.
В начале 80-х гитарный мастер Роджер Джиффин (Roger Giffin) заменил накладку грифа на Льюисе более толстой и выпуклой (старая была слишком тонкой для переделки) для облегчения игры.
Дэвида можно было видеть играющим на Льюисе в студии Эбби Роуд 2 на видео «Классические Альбомы: Pink Floyd – Как записывался The Dark Side Of The Moon (2003)».
Гитара демонстрировалась на выставке Pink Floyd Interstellar в Париже в 2003-2004 гг.