Автор Тема: Концертное оборудование и организация звука на больших площадках  (Прочитано 1530 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Онлайн Phil Vlady Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3159
  • Репутация: +888/-15
  • But fuck that little Mouse 'Cause I'm an Albatraoz
Доброго времени суток всем.
Вопрос не в специализированной теме, так как не подразумевает конкретики.

Возник интерес как организуется звук на очень больших площадках. Тогда, когда в зал уходят десятки киловатт. Как это все организовано? На какой спецификации оборудования? Где можно посмотреть схемы подключения? Какие бренды оборудования используются?
Как ни странно не могу в Интернете найти вменяемых статей по этой теме.

Вот, например, концерт AC/DC в Ривер Плейт. 64 тысячи зрителей. Gibson SG Ангуса Янга воткнут в 100-ваттный MArshall. А что дальше происходит со звуком? Как его доносят до слушателей?
« Последнее редактирование: Февраля 17, 2019, 15:19:36 от Phil Vlady »

Оффлайн alexandro

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 5657
  • Репутация: +2084/-9
  • кто понял жизнь-тот не торопится...
?
Все просто.
Начинайте с азов звукорежиссуры.

Онлайн Phil Vlady Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3159
  • Репутация: +888/-15
  • But fuck that little Mouse 'Cause I'm an Albatraoz
?
Все просто.
Начинайте с азов звукорежиссуры.

Нет. Все не так запущено. ))
Мне просто интересно как это организовано. Просто посмотреть один раз, чтобы понять. Концертов же подобных тысячи проводятся, а вот информации подробной более-менее не могу найти. Просто интересно для себя. Заниматься этим я не собираюсь.

Оффлайн Мастер Михалыч

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3650
  • Репутация: +2020/-48
  • In distortion I trust
64 тысячи зрителей. Gibson SG Ангуса Янга воткнут в 100-ваттный MArshall. А что дальше происходит со звуком? Как его доносят до слушателей?

может 100 ватника достаточно?

у меня был комбик 10вт (судя по размеру диффузора, это примерно 4 ватта по советской терминологии).
я пробовал звук своего комбика в кинотеатре  на 500 зрителей --- очень громко.

в театрах на 3000 зрителей оркестр классическую музыку играет без усилков. громкость достаточная.

-----------
как мне кажется, хэвиметал группа классического состава приносит с собой на сцену только комбик и кабинет (для каждого гитариста),  И этого достаточно.

Усиливаются ли как-то ударные --- не знаю.    В джазе не усиливаются. Микрофонов нет.
 В хэвиметалле у ударных стоят микрофоны.  Куда попадает звук от ударных -- непонятно. Персонального кибинета (колонки) я у ударника не замечал.

Оффлайн Artem_Konditer

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 634
  • Репутация: +124/-2
  • Тру диван
Дункан Фрай "Микширование живого звука" - практически все ответы там.

Онлайн Phil Vlady Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3159
  • Репутация: +888/-15
  • But fuck that little Mouse 'Cause I'm an Albatraoz
может 100 ватника достаточно?
как мне кажется, хэвиметал группа классического состава приносит с собой на сцену только комбик и кабинет (для каждого гитариста),  И этого достаточно.

Если это троллинг, то настолько толстый, что я даже не улыбнулся.

Дункан Фрай "Микширование живого звука" - практически все ответы там.

Спасибо. Почитаю.
Меня интересуют не основы. Основы я знаю. Про все эти микшеры, порталы, мониторы, прострелы и тп.
Кстати на эту тем я когда-то нашел неплохую статью:
http://bloodyhawks.ru/forum/?show=topic&id=1069

Сабжевый вопрос меня заинтересовал после просмотра нижеприведенного видео. В нем, начиная с 21:30 рассказывается о том, что звук с усилителей идет в некий изоляционный кабинет под сценой, а оттуда в некий "Фох". Получается, что он не просто снимается с кабинетов на сцене, а потом идет в микшер, как это делается обычно, а как-то все сложнее делается?
Вот, собственно, это интересует. Почему я и обратил внимание, что речь идет о очень больших площадках.


https://www.youtube.com/watch?v=1bEhh3PlrtQ



Оффлайн alexandro

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 5657
  • Репутация: +2084/-9
  • кто понял жизнь-тот не торопится...
Phil Vlady,
FOH
ПУЛЬТ-ПОРТАЛЫ ОСНОВЫЕ :)

Оффлайн stratovalius

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2239
  • Репутация: +984/-83
Звук гитарных усилителей снимается микрофонами>>Попадает в микшер>>Далее усилители>>Линейные массивы
До и после микшера бывают разные приборы(Динамическая обработка... компрессоры, эквалайзеры, акустические контроллеры-процессоры и тд) в зависимости от аппаратуры и концерта.

Сейчас пошла эра процессоров. Берут пару XLR и в пульт. Далее все то же самое что выше.

Оффлайн vangrieg

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 5953
  • Репутация: +1189/-45
Phil Vlady, «фох» - Front of House - это и есть основной пульт.

Изоляционные кабы используют для того чтобы звук из кабинетных гитарных не срал со сцены. У гитарного кабинета очень узкий угол раскрытия - он прямо впереди если слушать, режет высокими, а чуть сбоку быстро затухает. Поэтому тем несчастным, которые в первых рядах перед ним, бывает неприятно. Плюс он попадает в микрофоны и добавляет срач ещё там.

Посему часто кабинеты прячут за сцену. Ну или вот изокабы. Те кабинеты, которые стоят на сцене - часто бутафория. Но не всегда, иногда они стоят, чтобы можно было извлечь из гитары фидбэк. Это может быть и основной кабинет, с которого снимается звук, и просто «мониторный». Смысл в использовании двух кабинетов - усилитель можно за сценой раскочегарить как следует, а для фидбэка столько не нужно. У Металлики, например, сейчас кабинеты подключены к транзисторным усилителям Матрикс, и используются только для фидбэка, основной звук идёт  сразу в пульт с Аксов.

В целом тихая сцена - это современный тренд, у неё масса плюсов, звук в зале получается лучше гораздо, когда со сцены не срет ничего, включая мониторы. Но есть минусы. Во-первых - фидбэк у гитар. Во-вторых, многие гитарасты страдают и не любят играть, когда кабинет в задницу не дует. Нежный народец. Во-вторых, когда на сцене ничего нет, возникает проблема у первых рядов, до которых звук из подвешенных линейных массивов плохо доходит. Поэтому для них ставят ещё фронт филлы вдоль края сцены часто, чтобы они слышали что-то кроме сабвуферов и барабанов.

Для тех, кто от сцены далеко, вешают ещё дилеи (не эффекты, а дополнительные колонки). Смысл в том, что если кочегарить основные массивы, чтобы им было хорошо слышно, публика впереди оглохнет.

Со всем этим добром получается, что во многих местах в зале звук приходит один и тот же из разных мест в разное время, поэтому используют ещё специальные процессоры, которые на разные каналы подают звук с задержкой.

У взрослых дядек и тетек, кстати, кроме FOH есть ещё мониторный микшер, и специально обученный человек, который им в мониторы звук рулит.

Все это довольно сложно в плане настройки и сетапа на самом деле, и каждый зал индивидуален, потому мощность и количество колонок, а также их настройки определяются по месту. Отдельная песня - когда сцена в середине, а публика вокруг, это высший пилотаж.

Все это дорого и требует прорвы народу. С какиминибудь U2 и Металликами ездят десятки людей все это подключать и настраивать. Хотя сами линейные массивы и сабы берутся в аренду часто на месте.
« Последнее редактирование: Февраля 18, 2019, 12:09:02 от vangrieg »

Онлайн Phil Vlady Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3159
  • Репутация: +888/-15
  • But fuck that little Mouse 'Cause I'm an Albatraoz

Вот спасибо! Примерно это я и хотел узнать. Я раньше (до видео) никогда не слышал об изоляционных кабинетах, но всегда предполагал их наличие. Когда-то искал по этой теме что-нибудь, но найти не смог. А тут вот на видео услышал фразу и понял, что моя догадка верна.

основной звук идёт  сразу в пульт с Аксов.

А что такое Аксы в данном контексте? А то я кроме AXE FX ничего не представляю с подобным названием.
И какие усилители используются для раскачки порталов? Можно где-нибудь посмотреть их спецификации? Как достигается раскачка таких мощностей?

Кстати в видео звучит слово "подмешивают". То есть звук с микрофонов изоляционного кабинета все-таки как то смешивают со звуком снятым с мониторов на сцене. Интересно зачем? Я так понимаю, наверное, чтобы не звучали сухо отдельные инструменты, а чтобы присутствовали "сценические гармоники". Ну те самые воздействия инструментов друг на друга. Чтобы "живой" звук получался, а не просто "сведенные треки"?

« Последнее редактирование: Февраля 18, 2019, 12:30:31 от Phil Vlady »

Оффлайн vangrieg

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 5953
  • Репутация: +1189/-45
Phil Vlady, Аксы в данном случае - это Axe-FX, конечно.

Линейные массивы, которые используются на больших концертах, кмк, активные, с усилителями внутри. У тех, что я видел, сзади вход и выход PowerCon для 220В, XLR для аудио, и Ethernet/RS-232 для управления. Там обычно еще процессоры для настроек. Использовать отдельные усилители с массивами - крайне неудобно было бы.

Вот как-то так это выглядит:
(нажмите чтобы показать/спрятать)

Ну разве что-то типа такого - https://www.gear4music.com/PA-DJ-and-Lighting/IMG-Stageline-L-RAY-1000-Active-PA-Line-Array/25YF - один элемент массива с усилителем, остальные пассивные, соединяются по цепочке Speakon кабелем. Но это менее универсальный вариант - с активными элементами можно собрать массив из любого их количества, а тут упрешься в мощность усилителя. Хотя, конечно, можно несколько привесить. Но в общем легкость, с которой в массив можно собрать любую нужную мощность - одна из причин их популярности. Хотя основная в другом - когда у тебя цепочкой вот так одинаковые колонки стоят, меньше звуковой энергии уходит вверх, в потолок. Тем самым тебе на ту же громкость нужно меньше киловатт, и меньше реверберации ненужной.

Видео я, признаться, не смотрел, но никогда не слышал, чтобы звук со сцены куда-то подмешивали, если речь о сигнале на основной пульт, там срача достаточно всякого. Сцену (и зал) часто добавляют в миксы для ушных мониторов, чтобы у игруна руками-ногами или певца ртом были более естественные ощущения во время концерта.
« Последнее редактирование: Февраля 18, 2019, 13:05:34 от vangrieg »

Онлайн Phil Vlady Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3159
  • Репутация: +888/-15
  • But fuck that little Mouse 'Cause I'm an Albatraoz

Неужели Металлика играет на концертах сейчас в цифру?! Удивлен.
Спасибо!

Оффлайн vangrieg

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 5953
  • Репутация: +1189/-45
Неужели Металлика играет на концертах сейчас в цифру?! Удивлен.
Спасибо!

Довольно давно уже. Да что Металлика, даже Edge из U2 перешёл на цифру со своих холодильников.

В общем-то именно на концертах как раз лампу никакого смысла использовать нет, кроме как для ощущений гитараста и денег за эндорсмент. Для записи или там дома - другое дело.

Оффлайн Пол-октавы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1557
  • Репутация: +557/-6
  • Шансон - это когда плохому человеку хорошо.
    • Пол-октавы представляет...
А насчёт открытых гитарных АС на сцене что скажете? По оси динамика тоже звук по ушам ездить начинает, но при отклонении в целом хорошо всё звучит (ну, в смысле слышно, что играешь) и эффекта "одел ушанку" нет. Но это в помещении (стены близко), а на большой площадке (открытой и закрытой) раскачка пространства задницей хоть немного сохранится?

На счёт звука Металлики. После альбома St. Anger не могу оценить их звук почему-то, ну вот... Даже не знаю.

Не всем гитаристам надо стены сотрясать, но когда барабанщик играет напористо или басист начинает ручки на аппарате своём вертеть, приходится тоже "вооружаться". Возможно, дело в расстановке, а не громкости, но громкостью проще решить уравнение.

Я много интересовался студийно-концертными делами: микрофоны, компрессоры, мониторы и т. п. Я даже не спорю, что какие-то основные понятия знать музыканту необходимо. Но надо ли в это с головой лезть? В последнее время пересмотрел свои взгляды. Небольшую карточку, микрофончик-два, наушники приличные, чтобы наброски какие-то делать. Ну, пультик небольшой группе желательно иметь, чтоб на шабашах быстрее в свою очередь начать. А сидеть, как Друзь, про угол порталов думать или резонансы в конкретных-то помещениях... Этому надо отдельно себя посвятить, тогда уже на гитаре играть просто для себя, для родственников дома. Или, или.
Дело в опыте, который со всех сторон трудно набрать. Допустим, мы поняли, что есть дорогие (читают "качественные"), есть поскромнее (читаю "сэкономили"). Приходим на концерт, а там надписи "некрасивые", и мы уже ну-у... Забывая, что главное как и какими руками, а потом уже сколько стоила отвёртка и из какой она стали.

Что-то я умничать начал...  :rolleyes: