Новогодние праздники, затишье, отпуск. Делать нечего. Новую гитару начинать делать не получается -- дерева не успел купить. Естественно, появляется знакомое практически каждому желание поковыряться в имеющейся гитаре -- улучшить, так сказать.
Ежели кто запамятовал,
первая сделанная мной гитара была изготовлена из красного дерева и клена. Фурнитура и датчики на ней - немецкие Schaller, и только с натом была незадачка -- я его делал сам из пластиковой заготовки, сразу несколько штук... но все равно результат меня как-то не сильно удовлетворял.
Короче, сегодя были взяты в руки ножовка и нож, и для гитары сделаны новый порожек и бридж. Основная цель, которую преследовал -- обеспечить максимально плотный контакт с корпусом гитары, устранить возможность угасания/фильтрации колебаний за счет избавления от лишних движущихся частей в бридже (регулировка мензуры, высоты и т.д.). К тому же звучание гитары было несколько ярковато, как на мой вкус, и я хотел добиться более полного и бархатного звука -- корпус из красного дерева давал надежду на осуществление этого желания.
Теперь самое интересное. Материалы, использованные мной, и их влияние на звук.
1. Замена ната на цельнометаллический.
Гитара ощутимо прибавила в "отдаче", звук стал более динамичным, атака стала выразительнее, а ощущения при игре -- намного лучше по сравнению с пластмассой. Минусы -- в металле трудно правильно прорезать пазы под струны, поэтому постоянно подклинивает третяя струна -- приходится либо часто смазывать, либо часто настраивать гитару. Еще минус -- ярковат звук стал, причем иногда эта яркость носила явно выраженный нежелательный характер. Но все же по звуку это был один из самых удачных натов, и я подумываю к нему вернуться.
2. Замена бриджа на цельнометаллический.
Ну, не совсем так -- просто я взял ненужную ножку от циркуля, и положил ее на опорные винты от шаллеровского бриджа. Сустейн значительно вырос, звучание стало прозрачнее -- в целом разница в звуке была явно не в пользу штатного бриджа. Однако, все же звучание довольно яркое, особенно с металлическим натом. Хотелось более жирного.
3. Дальнейшие эксперименты.
В качестве материала для ната и бриджа были использованы устанавливаемые на ребро алюминиевые пластинки толщиной порядка 1-1.5 мм. Звучание не понравилось -- какой-то странный, невыразительный звук, одновременно и глуховатый и без низа... короче, были быстро выброшены нафиг. Замена алюмииниевой пластины на бридже на ножевое полотно положительного эффекта также не дала
4. Деревянные бридж и нат.
Вот и самая интересная часть. Сначала нат и бридж были сделаны из брусков клена. Но звук опять же не тот, который нужен. Сустейн стал меньше, низов меньше, ватность какая-то... короче, не оно.
В качестве последнего средства я опробовал на нат и бридж красное дерево, остатки от заготовки на корпус, и -- о, чудо!!! -- звук радикально преобразился. Теперь в нем есть глубина, есть выразительная "подача", т.н. punch, довольно равномерный частотный спектр. Гитара обрела более глубокий "голос", при этом резонанс явно усилился, потому что значительно выросли сустейн и певучесть. Кто-то может счесть звук глуховатым, но я именно такой и хотел -- бархатистую мякоть середины, а не режущий уши стеклянный верх.
В итоге я сделал следующие выводы:
1. Универсальные бриджи, сделанные из большого количества деталей, есть суксь и маздай. Чем больше составных частей, тем больше звука глушится/фильтруется. Поэтому если не нужна универсальность регулировки (а мне она НЕ НУЖНА -- для другого строя или калибра струн я лучше гитару поменяю, а с высотой струн над грифом я давно определился), то намного лучше цельнокусковый бридж. Теперь я понимаю PRS, которые ставят алюминиевые бриджи без точной регулировки мензуры и высоты каждого седла.
2. Дерево -- интересный, и во многом недооцененный материал для ната и бриджа. Порода дерева в качестве материала для бриджа имеет очень большое значение. Понятно, что красное дерево мягкое и податливое, но это именно тот звук, который мне нужен. Остальное неважно, решать проблемы будем по мере поступления.
3. Материал ната также играет очень весомую роль в звуке. Здесь явно нужны еще эксперименты. Буду искать другие, более специфические материалы.
Вот вкратце и все, что я хотел до вас донести
Спасибо всем, кто дочитал до конца.