Такая это - вот, кухня …Поход на фабрику Heritage.
Dave Burrluck (текст и фотографии)
Пожалуй, немногие из компаний могут похвастаться тем, что используют производственные мощности, на которых гитары производились в течении 85 лет. Heritage из такого числа. Мы отправились в Kalamazoo, чтобы разузнать об этом по-подробнее.
В двух часах езды на восток от Чикаго находится Каламазу - родина Heritage Guitar Inc.
Мы приехали туда к середине дня, когда температура была за 30, и это вместе с высокой влажностью. От мысли о стакане холодного пива организм бросало в озноб, как при лихорадке. Перед тем как войти в помещение фабрики мы на мгновение остановились, чтобы осознать – мы находимся по адресу 225 Parsons St. Kalamazoo на самом первом из заводов Gibson , официально открытом после «корпоративной вечеринки» 20 июля 1917 года.
В этом трех-этажном здании (1) Heritage занимает пару этажей и оно является только частью из всех заводских мощностей Gibson, находившихся в Каламазу в середине 60х. Здания по соседству по-обветшали , однако знаменитая кирпичная труба (2), на которой светлым кирпичом выложено слово Gibson, еще цела и напоминает о былых днях.
Gibson завершил свои операции в Каламазу в сентябре 1984, после того как производство было перенесено в Nashville, на завод открытый в 1975 году.
Некоторые сотрудники Gibson решили остаться в Каламазу – JP Moats, Jim Deurloo, Marv Lamb и Bill Paige (3) организовали Heritage Guitar Inc. 1 апреля 1985 года. Они стали партнерами и время от времени каждый из них занимает должность президента, при этом имея равные должные возможности, они имеют различное финансовое положение. У всех у них значительный опыт в области гитаростроения (Jim Marv и JP вообще начали работу в компании Gibson в середине 50-х). Билл занимается административной поддержкой, JP (4), Jim и Marv по прежнему работают в цеху, превращая пиломатериалы в необычайно широкий ассортимент гитар. Еще один ветеран Gibson – Lane Zastrow через принадлежащую ему компанию Lasar Music Corp. обеспечивает «эксклюзивные операции по продажам и маркетингу для компании Heritage»
Несомненно огромная тень Gibson нависает над этой пятеркой, также явно, как и знаменитая кирпичная труба с одноименной надписью над зданием Heritage, занимая значительное место в их жизни и в воспоминаниях.
Несмотря на то, что Heritage возник с одобрения Gibson , 6 лет назад Heritage и Zastrow были вызваны в суд своим бывшим работодателем. В конечном итоге судебное разбирательство завершилось мирным образом и Heritage получил разрешение на дальнейшее использование дизайна схожего, как две капли воды с Gibson. В действительности с точки зрения обьемов производства Heritage никогда не мог представлять собой угрозу для Gibson. «Наша репутация превзошла обьемы производства» заключает Лэйн. «За последние 10 лет мы увеличили наши обьемы на 40 процентов». Marv Lamb оценивает ежегодный обьем выпускаемой продукции приблизительно в 1600 инструментов в год, и в 2400 инструментов при максимальной загрузке производственных линий. «Это комфортные обьемы, которые позволяют сохранять известное качество и детализацию ассортимента». Это малая часть от общих обьемов продукции выпускаемой Gibson ,но Heritage и Lane Zastrow предпочитают даже не втягиваться в игры с большими числами в производстве. Однако, учитывая то, что в цехах трудится всего 18 человек (может быть 25, включая еще несколько человек работающих, вне фабрики – инкрустирование и сборка деталей) производственные возможности легко оценить. В отличие от «нового поколения» гитаростроителей типа PRS или Music Man ,а также от большинства других компаний, Heritage изготавливает гитары «по старому». Не используются станки с программным управлением, на фабрике нет пылеуловителей, на фабрике нет даже кондиционеров. Нет демонстрационного зала, а тем более приемной , имеющей яркий и современный дизайн. Зато - много пролитого пота в ходе честной и тяжелой работы и это порой ,ощущается когда берешь гитару Heritage в руки…
Гитары Heritage собирает на первом этаже, там же находится и маленький офис стеллажи и хранилище пиломатериалов. «С каждым годом все труднее доставать хорошее дерево…» сетует Jim. «С каждым все больше людей ищет дерево высокого качества… И это все более трудно делать с учетом состояния окружающей среды..» добавляет Marv. Heritage использует красное дерево, которое все труднее достать в связи с состоянием тропических лесов. «Смешно, но это дерево используют для получения угля, а не для изготовления инструментов.»
Как и все высококлассные производители Heritage использует палисандровые накладки для грифа, которые поступают из Восточной Индии. Для джазовых гитар используется черное дерево с Цейлона. Клен с восточного и западного побережья США тот же, что используется в Gibson. На Heritage его отбор и классификация выполняется, так как это всегда делалось в старые времена на Gibson. «Модели имеющие ультра спецификации, подразумевают, что вы получите высококлассную накладку. Однако, некоторые заказчики обычной модели Н-150, могут получать накладки из высококлассного дерева поскольку требования при отборе дерева очень высоки. Это привело к тому, что мы выпустили большое количество гитар с очень качественными накладками» сообщает Marv. «Все используемые нами пиломатериалы прошли сушку в печи» добавляет JP «Мы стремимся величину влажности держать на уровне 6-9 процентов, с этим уже можно работать. 14 процентов – это уже слишком много». Основное помещение по деревообработке имеет открытую планировку (5). Станки антикварного вида (приобретенные еще у Gibson) продолжают работу в привычном ритме, в котором они работали еще во времена Gibson. Когда возникла потребность в новом обрудовании типа циркулярного пилы для вырезания копий, используемого при изготовления верхних и нижних деталей корпуса из цельного дерева для пустотелых гитар. Heritage намеренно использовали низкотехнологичное решение. Heritage по прежнему использует штифтовые шаблонные маршрутизаторы (конечно-же они унаследованы от Gibson) при формировании контуров после того как пиломатериалы уже распилены и склеены в виде черновых заготовок. Массивное колесо со cтрубцинами спицевого типа (6) используемое для фиксации склеенных корпусов – это еще один инструмент взятый у Gibson, послуживший колыбелью для многих тысяч электрических гитар. Наблюдая за JP, который выгибает деревянные заготовки на шаблоне доисторического вида (7) , понимаешь, что проделывал он это уже не раз, вкладывая в это не только душу, но и огромный опыт и личное мастерство.
Шаблонное устройство для выгибания деревянных заготовок было построено для Heritage одним из бывших работников Gibson, который использовал его еще в незапамятные времена. Оно содержит две газовые горелки. Одна нагревает шаблон, другая – валки с помощью которых, вымоченная в воде деревянная заготовка прижимается к шаблону, придающего заготовке требуемую для боковин фигурную форму. Боковины из цельных дерявянных заготовок используются для всех моделей с полуакустическими и пустотелыми корпусами. Хотя H-535 имеющая два выреза имеет в центральной части вставку из цельного куска клена (
, базовый конструктив для боковин сохранен в том же виде, как и для модели H-575 (9). Оба дизайна используют врезку небольших реек из красного дерева для укрепления тонких стенок из цельного куска дерева…