Олег, очень многое верно сказано. Но есть нюансы. Первое - это сами порталы. Если вместо звукорежиссера попадается режезвукосер - он просто начинает топить зал по полной из порталов, думая, что таким образом заглушит паразитную реверберацию. А на подобный трюк способны далеко не все марки портальной акустики. Очень многое зависит от того, что за тип порталов - линейный массив это, например, или гирлянда субов с парой сверхмощных сателлитов, или куча сателлитов и пара сверхмощных субов, итд. Сталкивался с самыми разными вариантами портальной работы, я про клубные площадки естественно, по мне в клубе идеальный вариант - 2-4 суба с 18' и эквивалент сателлитов с чётко рассчитанным уровнем звукового давления. Если давление даже чисто в теории превышает комфортный для человека порог - то задача построить хороший звук в зале полностью ложится на плечи звукорежиссера. Я неоднократно сталкивался с работой профи, когда аппаратура в зал стоит просто дикая по давлению, а звучит всё в зале шикарно. Это значит, что звукорежиссер знает, на что способен зал, аппарат и уши людей, а также знаком с психоакустикой и представляет, что в звуке нужно для драйва (а это далеко не громкость!) и сколько мощи давать в зал и с какой АЧХ. Залог классного звучания в зале - человек, который знает плртальную работу, психоакустику и имеет вкус в звуке. Независимо от того, какую команду озвучивает.
... и добавил:
Второй момент это то, в чем я хочу тебя поддержать. Если на сцене нет баланса - звукарь просто не будет рулить правильный баланс в зал. Он забъет болт. И правильно сделает. Вот поэтому на небольших площадках отсьройка звука начинается с баланса на сцене. И прошу заметить - не в порталах. Человек просто даёт в пустом зале на чеке комфортный для себя уровень громкости в мониторы, глушит порталы и идёт НА СЦЕНУ СЛУШАТЬ БАЛАНС. И только заставив музыкантов привести баланс в норму (или просто убедившись, что они знают, что делают, и всё звучит на сцене как надо), он уходит за пульт и рулит дальше. Спокойная игра музыкантов на сцене - действительно залог хорошего их звучания в порталы!
... и добавил:
Звукорежиссер - профи - это вроде няньки. Если музыканты так себе, он вынужден носиться с ними и выстраивать баланс на сцене. Если же музыканты не мудаки, и на сцене соблюдается правило "вылез по громкости - засрал микс", то процесс грамотной отстройки происходит гораздо быстрее. Человек понимает, что ему работать не с мудаками, и спокойно ауксами добавляет необходимый до комфорта уровень в мониторы, и так же спокойно начинает отстраивать портальный звук.
Резюме. Если музыканты не мудаки - звукорежиссеру гораздо проще делать своё дело. И тогда портальный звук получается так, как должен получиться. Но в большей степени портальный звук - заслуга именно звукорежиссера. Если аппарат по давлению и громкости имеет запас - ему это на руку, он никогда не двинет фейдеры до упора. Он отстроит грамотную АЧХ для зала, выставит нужную громкость, и ничего не будет пердеть и срать в уши. А качать - будет.