Название инструмента: Yamaha Pacifica 112j
Цена покупки: обмен
Средняя цена: 10 т.р.
Спецификации: корпус из ольхи (вроде 5 кусков), гриф кленовый с палисандровой накладкой, крепление bolt-on, винтажное стратовское тремоло на 6 болтах, пластиковый верхний порожек, звукосниматели H-S-S.
Предисловие.
Пацифика - эталон гитары новичка. Именно с пацифики начинают свой нелегкий путь юные гитаристы, и я не был исключением, выменяв ямаху на sovietguitars на музиму етерну в 2010 году. Вот пришла она ко мне почти в идеальном состоянии, красивая, блестящая, и начал я на ней играть.
Кривые еще руки и любопытство заставляли меня в то время активно обшаривать гитарплеер на предмет всяких интересных апгрейдов, хитростях в настройке, доводки и ремонта. Так что сообщений с того периода от меня осталось много, но так ничего в гитаре я и не поменял
Теперь, когда я отыграл на ней почти четыре года и пощупал инструменты разных ценовых категорий и "форм-факторов", могу составить о ней некое субъективное мнение, не претендующее на объективизм. И решить - действительно ли это панацея для новичков?
Начнем с подробного описания объекта исследования.
Что сразу бросается в глаза? Правильно: типичный fat-strat. Но он отличается как от классического страта. Например, гриф уже и тоньше - более узкого грифа я не видел на электрогитарах, а по толщине совсем немного толще ибанезовских лопат. Раньше я эти параметры где-то измерял, но не сохранились, а гитару я две недели не увижу - как только, так сразу все зафиксирую и выложу. Да, ширина грифа сказалась и на тремоло - расстояние между болтами меньше, также как между струнами, поэтому прямая замена родного бриджа на стратовский невозможно без сверления новых дырок. Еще от страта отличается расположением джека (на боковой плоскости) и наличием только одной ручки тона. Ах да, еще голова не такая, как у Фендера)
Плавно переходим на
качество сборки/изготовления.
Гриф - все отлично собрано, лады не торчат, пальцы не режут, из накладки не вылезают. Прогиб со стороны тонких струн всегда меньше, чем у толстых. Порожек пластиковый, приклеен хорошо, пропилы ровные; единственная проблема - царапаешь немного дерево, когда крутишь ключем анкер. Кстати, гриф под лаком - сейчас же идут вощеные, что мне например не нравится (по лаку руки легче скользят). Лады как мне показалось мягкие, канавок я за 4 года особых не сделал, но вместо полукруга стали образовываться трапеции, причем быстро (точно такая же проблема на 012 была, там за пару месяцев из круглых в плоские превратились), да и шлифовал я их наждачкой на 400 - без особых усилий сравнялись. Пятка грифа ровная, также под лаком.
А вот к
корпусу вопросов больше. Карман для грифа был сделан отвратительно - кроме традиционной наждачки, меня ждал сюрприз с очень неровной фрезеровкой, ямами. Но лаком карман не заливали. По бокам есть щели между корпусом и грифом.
Следующий интересный момент - обработка полости под электронику, выполненной в виде бассейна. Там, где звукосниматели - почти все хорошо, а вот там, где крутилки и переключатель - боковые плоскости даже не обработаны после фрезы, и краски там соответственно нет. Также нет краски в полости под джек. Что еще... а вот, пикгард в паре мест не прилегает к корпусу - возможно, проблема в сорванных резьбах под некоторые саморезы крепления. Больше по сборке придраться не к чему, покрашена неплохо, под прозрачными участками санберста видна структура дерева.
Фурнитура. Колки - неизвестные, стержни обладают люфтом, но на строе это вроде как не сказывается. Тремоло - о шести болтах, снаружи хром, внутри что-то цвета меди, киль из силумина. Седла вроде магнитятся, но струны разрабатывают на них канавки. Если не пользоваться - все отлично держит, также как и при легких вибрато. Если хорошо с ним играть - строй быстро уползет. Лично я положил его на деку без возможности хода на повышение и затянул пружины так, чтобы бэнды не поднимали станину. Материал рычага (а он вкручивается и не фиксируется в одной позиции) значительно крепче, чем киля, поэтому однажды сорвал резьбу - закрутил, а выкрутить не смог. После некоторых попыток получилось, и теперь он снова нормально закручивается. Есть ретейнер под первые две струны, а надо бы и под третью - если наматывать мало витков, то угол преломления струны через порожек очень мальнький, при бэндах в нижних поцициях вполне можно выдернуть струну из пропила. Панелька для джека из пластмассы, сам джек расположен очень неудобно. Однажды гитара сорвалась с ремня - теперь у панельки нет одного ушка и держится она на честном слове. Да и даже играя на диване есть вероятность придавить джек и выломать из корпуса...
Теперь о некоторых проблемах, обусловленных сборкой и материалами. Изначально на гитаре были волчки в районе 13-15 лада первой струны - вместо чистого тона какая-то вибрация. После того, как вытащил наждачку и посадил гриф на канифоль, там все стало в порядке, зато со временем заметил волчок на третьей струне, на 12 ладу - очень быстро затухает нота, и, как оказалось - это проблема не конкретного лада, а ноты соль на данной струне - при повышении/понижении строя волчок уезжает вместе с ним вверх или вниз. Еще было замечено, что на нековой и средней позициях третья струна вся целиком звучит неровно, размазанно (только на перегрузе), решалась проблема установкой третьей струны в оплетке - потом как-то привык и больше такого не замечаю, а может и на самом деле теперь все хорошо. Да, такое замечают на многих гитарах с синглами и болченым грифом, на пацифике 012 все также вплоть до волчка на 12 ладу...
Электроника. Два сингла (керамика), один хамб, ручка тона и громкости (потцы в маленьком корпусе, по 500кОм, А). Пятипозиционный переключатель, пришел в негодность через два-три месяца. Заменил на шаллер, доволен. Потц громкости я после последней перепайки похоже перегрел
Надо менять.
Ну теперь самое главное, что всех интересует -
звук. Семплов пока не будет, далеко от гитары нахожусь. Но мы же гуру, мы и словами звук без проблем опишем. Если возьмем неподключенную - звучит ярко, но не особо глубоко, гриф и корпус вибрируют очень хорошо. Включаем в комбик, начинаем с клина. Нек - вообще классный, равномерный частотный диапазон (ничего не мало и не много), добавляется нечто, похожее на стекло. Как сказал бы Пушной - рояль! Играть всякий фанк и блюзец - самое то, аккорды звучат сочно, отельные ноты - достаточно объемно. Вторая поция слегка убирает низы и уменьшает "стекло". Про нек ничего не могу сказать, он у меня вообще почти утоплен (использую только вместе с нековым иногда). Бридж - достаточно плоский звук, и вообще на клине я его редко включаю. Включаем овердрайв на небольшом гейне, вылазит фон синглов и небольшое шипение хамба. Звук в неке все такой же сочный, в бирдже - плоский и несобранный. Всяких Хендриксов и СРВ играть кстати достаточно хорошо, атаки у инструмента хватает, чтобы получить такой лязгающий эффект от резкого, размашистого звукоизвлечения (чего не получишь на нек-трушном чарвеле, например). С прибавлением гейна замечаем, что читаемости звукоснимателям не хватает. Ну и наконец - инструмент не для хайгейна. Если даже учесть вариант, что вместо некового сингла мы можем включить вторую позицию и сделать из двух синглов хамб, убирая лишний фон, то все равно не по митолу палка. Квинты звучат достаточно кашеобразно, минорные/мажорные трезвучия тем более. Не хватает читаемости, плотности в звучании, получается рыхло и ватно. Проблема это дерева или звукоснимателей - не знаю. Я же никакой тяжести я на ней не играю, а в режимах "клин" и "кранч" - все звучит именно так, как мне надо!
Отмечу, что большинство описанного относится именно к новым струнам - после замены я успел поиграть только пару дней. До замены дела с клином и кранчем обстояли хуже, а с перегрузом - чуть лучше.
Ну, собственно, вот такое вот описание инструмента. Теперь расскажу о том, что сделал с ним в последний раз.
1. Электроника: экранировка графитом, разведение земли только на потенциометре громкости. Итог: гитара стала лучше ловить радио (ровно как и чарвел после подобных действий, но при этом дома - ловит, на репетиции - нет), теперь нет разницы, держишься ли ты за "землю" или нет, бридж фонит совсем немного, синглы фонят значительно меньше (если крутить гитару туда-сюда, то вполне можно поймать очень громкие помехи, но лучше так не делать).
2. Гриф: выпрямил анкер, на брусок наклеил наждачку на 400, сравнял лады. Взял треугольный напильник, начертил на вершинах ладов черным маркером полосы, закатал лады. Наждачками на 1000-1500-2500 зачистил их, пастой ГОИ и войлоком - отполировал до блеска. Почистил наждачкой накладку, пропитал лимонным маслом, как обычно. Не обошлось без косяков - в паре мест треугольный напильник не туда поехал, зацепив накладку, и у нескольких ладов слишком глубоко прорезал малярный скотч, который служил как раз защитой от напильника/наждачек. Неприятно, но некритично и уже почти незаметно.
3. Пятка грифа: тут целая драма. Зачистил пятку от старой канифоли (приклеивал года три назад, как оказалось - неправильно), выпрямил карман, убрав заводские косяки так, чтобы гриф был под небольшим углом к корпусу (эту функцию раньше выполняла наждачка), развел в спирте канифоль, приклеил, натянул струны... Опа! Струны на ладах лежат даже при максимальном поднятии седел. Окей, кое-как оторвал гриф (на этот раз я его хорошо приделал), убрал канифоль, обработал пятку грифа и карман для уменьшения угла. Собрал обратно (не приклеивал больше), натянул струны - вот теперь все в порядке.
4. Тремоло: надфилем и затем наждачками убрал канавки от струн на седлах.
После двух последних операций седла пришлось слегка приподнять, но в то же время струны стало реально чуть приблизить к ладам. Сейчас, когда все высохнет и привыкнет к осенним условиям, буду настраивать анкер и опукать струны дальше.
А теперь то, для чего делался обзор: оценки и вердикт
Звук: 8 баллов. Хочется, чтобы на перегрузе была более собранная.
Качество сборки/изготовления: 6 баллов. Доводить не только можно, но и нужно. А вообще придется, как в случае с переключателем. Да и тремоло так себе.
Внешний вид/дизайн: 10 баллов. Пародия на страт, притом - красивая!
Особенности и функциональность: 8. Очень удобная лично для меня. Еще бы ретейнер под третью струну сделали. По функционалу лично мне ничего не надо большего в данном случае, но 8 - потому что "как все"... И играть сидя на диване мешает джек
Соотношение цена/качество: 8,5. Да, инструмент собран не так хорошо, как хотелось бы. Да, на перегрузе - мыло. Но первый недостаток новичком может быть и не замечен. Второй - просто не покупаем конкретно эту гитару для тяжести, и все рады. А 10 баллов я бы поставил скорее б/у японцу, чем новому индонезийцу (учитывая, что мне она досталась практически даром, поставил бы и здесь 10, но другие уже будут покупать за 9-10 тысяч рублей). Но как б/у вариант за 5-6 тысяч - отлично просто. Я хотел поменять на фендера мекса когда-то, но понял, что значительно переплатив, я получу совсем не ту разницу, которую хотел. Я играл на разных бюджетных палках (в т.ч. RG370), но себе все же оставил именно эту. Во-первых - с неё все и началось. А во-вторых - звучит она все же не так уж и плохо.
P.S. все вышесказанное относится именно к гитаре 112j, переносить её свойства на 012 из агатиса - недопустимо. Гитара, если верить серийнику - 2006 года выпуска. В современных пацификах гриф не лакируется, а покрывается воском. Возможны и другие отличия в сборке, комплектующих и материалах. Но мы-то знаем, что старое всегда лучше