Дорогие друзья!
С 1 по 4 мая 2016 года пройдет очередной Всероссийский конкурс-фестиваль «Многоликая гитара»...
Все желающие (с 15 до 30 лет) могут принять участие.
Подробности см. здесь:
http://jazzcoll.ru/?page_id=127Некоторые советы гитаристам, принимающим участие в конкурсе «Многоликая гитара».Для чего имеет смысл принять участие в конкурсе?
Первое, и самое главное, это отличный мониторинг своего уровня. Участие в конкурсе может показать над чем надо работать, узнать свои сильные и слабые стороны.
Второе: конкурс дает возможность пообщаться, познакомиться с коллегами. Опыт взаимообмена, личного контакта очень важен для музыканта.
Получение призового места на конкурсе (звание лауреата) может стать заметной страницей в вашей творческой биографии и остается с вами на всю жизнь. Высокий статус конкурса «Многоликая гитара» подчеркнет и ваш статус как музыканта. Призеры конкурса «Многоликая гитара» сегодня представляют российскую элиту гитары.
Для того, чтобы достойно выступить надо подготовиться. Как технически/ музыкально, так и морально/психологически. Пережив все этапы подготовки и конкурсного выступления, вы пройдете важную ступень в своем развитии.
Победителей определяет жюри. Понятно, что объективных критериев оценки быть не может. Все субъективно. Однако есть некоторые вещи, которые могут подпортить впечатление - плохой, неотстроенный звук, плохо записанная фонограмма, слабый (неконкурсный) репертуар, излишнее волнение, и даже внешний вид и т.д.
Для того, чтобы обратить внимание конкурсантов на некоторые моменты я решил написать эту заметку. Надеюсь конкурсантам это поможет лучше подготовиться.
Напомним как проходит конкурс:
Конкурс проводится в два тура. В первом туре проходит «фильтрация», то есть отбираются наиболее сильные конкурсанты (5-7 человек). Во втором туре уже определяются места.
Каждый конкурсант (в 1-м и 2-м туре) играет две композиции (10 мин. на выступление). В связи с этим конкурсанту надо подготовить как минимум 3 пьесы. В первом и втором туре одну композицию (лучше наиболее яркую) можно повторить.
Для того, чтобы произвести впечатление необходимо показать технику владения инструментом, музыкальность, а также понимание лексики жанра в котором выступает тот или иной участник.
Наиболее целесообразно исполнить одну техничную композицию известного гитариста, а также сыграть свою авторскую пьесу. Такой подход покажет и «школу» и собственное композиционное мышление (творческий потенциал музыканта).
Исполнение только авторских вещей не всегда дает объективное представление о музыканте (особенно в плане техники). Как вы понимаете конкурс это не концерт. На конкурсе надо показывать владение инструментом, а за авторскими художественными образами можно «спрятаться». Однако в любом случае музыкальность среди всех членов жюри ценится выше простой демонстрации виртуозности. При подборе репертуара лучше всего, когда в пьесах отражена и техника и музыкальность.
Конкурс сложен в электронно-техническом отношении, так как нет времени на отстройку. Поэтому гитаристу не стоит использовать сложные схемы коммутации. Надо быть готовым к непривычному (поэтому некомфортному) мониторингу.
Также (по опыту) стоит отметить, что порой гитаристы «прячутся» за эффекты (реверберацию и делей), тем самым «замыливают" свою игру, создавая не очень приятное впечатление. "Накручивание" процессора (с целью замылить звук) показывает незрелость музыканта, его слабое понимание критериев хорошего звука.
Выступать можно как с живым составом, так и под фонограмму "минус-1", которая должна быть записана на аудио CD (флешки, МИДИ и другие форматы не допускаются). Проверьте свои фонограммы на разных CD плеерах! Бывали случаи, что некоторые CD не читаются. Создайте дубликаты, записанные на качественные болванки.
Если вы решите выступать с живым составом, то надо минимизировать время саунд-чека, предельно упростив все компоненты живой работы (подключение оборудования и т.д.). Фонограмму "минус один" надо подогнать под 0дБ. Если вы не знакомы с мастерингом, то лучше попросить помочь выполнить эту процедуру опытного человека. (Научиться это делать довольно просто, так как любая программа мультитрековой звукозаписи дает все инструменты для этой работы.)
Для участников, прошедших на второй тур в номинациях Джаз, Фанк, Рок и Бас-гитара, обязательно исполнение блюза — импровизации (мажор, минор) в тональности (C, E, Eb, F, G, A, Bb) и темпе (ballad, middle, fast), указанными в специальном билете. В блюзе надо показать не только технику, но и жанровую зрелость (понимание лексики своего направления). Музыканты, порой, выглядят весьма странно, прилично играя «Сатриани", и при этом не ориентируясь в простом блюзовым квадрате. Поэтому при подготовке к конкурсу надо наработать приличный импровизационный багаж мажорного и минорного блюзов в разных тональностях, темпах и ритмах (свинг/шаффл, боса нова, фанк).
Как бороться с волнением? Для многих конкурсантов участие в конкурсах может являться первым публичным выступлением. И, конечно, у всех присутствует сильное волнение. Как с ним бороться?
1)
Необходим запас прочности по технике. Не стоит на конкурсе играть сложные пьесы на пределе своих возможностей. Если ту или иную пьесу вы играете с большим трудом (нестабильно) в спокойной обстановке, то на конкурсе может произойти сбой. Очень обидно, когда вдруг на конкурсе вы обнаружите, что от волнения не можете сыграть даже простой пассаж! ))) Поэтому лучше сыграть композицию попроще и с блеском, чем сложную, но «коряво» (неуверенно).
2)
Самым лучшим способом борьбы с волнением это игра пьес перед аудиторией накануне конкурса. Если нет возможности «потренироваться» на самодеятельных (или клубных) концертах, то выступать можно перед родителями или перед друзьями. Делать это надо как можно чаще (пусть родители потерпят)))) Это поможет не только привыкнуть к состоянию волнения, (когда на тебя пристально смотрят и что-то думают), но и проверить свои слабые места, которые требуют дополнительных занятий.