Первым уроком, который преподал нам маэстро, был: терпение, и еще раз терпение. Не думаю, что кто-то ожидал, что Вай выйдет на сцену в заявленные18-00, но после часа ожидания по толпе собравшихся в Рок-Сити любителей гитаризма и лично Стива стал пробегать недовольный ропот. За это время успели обсудить все гитарные новости и сделать множество предположений относительно причин задержки, прошел слух, что ждать еще час, многие люди начали выходить на свежий воздух, устав ждать. Но гитаристы не сдаются.
В течение следующего часа я узнал, что Металлика сняли фильм, новый альбом Сатриани рулит, а площадь озера Байкал равна двум Южным Кореям, или северным…
Потом уже выяснилось, что произошла накладка из-за отмены рейса из Омска, и Стив приехал поездом.
Наконец, в начале девятого начали запускать народ в зал. Стив в это время уже сидел на сцене и играл какие-то запилы – типа: а я тут сижу, разыгрываюсь. Как только народ зашел, импровизация перешла в первую композицию, сыгранную под минус (к своему стыду песню не знаю), и после заслуженных аплодисментов, Стив предложил задавать вопросы. Вопросы были, и еще какие! Спрашивали о технике, о самом Стиве, о таких вещах, которые описаны в бесконечном количестве интервью, гитарных школ, статей и т.п.
Стив, расскажите про вибрато… и про работу рычагом… и про динамику… про шестиструнный свип… оооокей.
Большинство вопросов задавали по-русски, через переводчика, но были и на английском, причем один раз Стив даже попросил: давай лучше по-русски, не понял произношения. Вай отвечал всем. Тут надо отдать должное маэстро – почти бесконечное терпение, дружелюбие, отменное чувство юмора, и умение даже на самый банальный вопрос ответить интересно и содержательно.
Первое время общались больше через переводчика, но постепенно стало понятно, что переводит он не точно и не все, даже сам Стив, услышав несоответствие объема сказанного им и переводчиком, пару раз посмеивался – сачкуешь мол? Через некоторое время все втянулись в процесс, вспомнили остатки английского, и из зала стали раздаваться выкрики: no translate! We understand you, Steve! Непосредственное общение оказалось гораздо увлекательнее, и практически не потеряло в информативности – надо сказать, что Стив говорит очень разборчиво, четко и выразительно, много иллюстрирует жестами и примерами на гитаре, поэтому даже если попадались незнакомые слова, все равно смысл был понятен всем.
Отвечая на один из вопросов, Стив привел в пример вступление из Building The Church, показал, как он наигрывал его в медленном темпе, а потом сыграл и саму композицию. Подчеркнул, что решает технически сложные задачи не ради демонстрации техники, а ради достижения музыкальной задачи, красоты. Из зала заметили, что получилось действительно красиво, я знаю – смеясь, ответил Вай.
После ликбеза по вопросу динамики звукоизвлечения наглядным примером последовало исполнение Tender Surrender. Удивило то, как Стив отдается игре, проживает все, что играет – поначалу слушаешь и кажется: песню знаешь наизусть, играет под минус, и не с самым лучшим звуком, - но, несмотря на это, каждый раз смотришь как движения рук, тела, мимика и звуки инструмента сливаются в одно целое, и не можешь оторваться.
Пришло время пригласить на сцену добровольца, который хочет получить урок у самого маэстро Вая, и на сцену вышел… Сергей Головин (на форуме guitarchild). В зале раздались приветственные возгласы, несколько добродушных криков: подстава! – в общем, приятная неожиданность!
Сергей поиграл немного – импровизацию, и, по просьбе Стива фрагмент из своей композиции. Вай отметил, что он очень хороший гитарист, было видно, что немного удивился. Мне как раз нужен ритм гитарист – улыбаясь, сказал Стив. Задал еще несколько вопросов, после чего был небольшой джем с ритм-секцией, и совет от Вая – добавить мелодичности в свою игру… Ок!
Потом снова были вопросы, на которые Стив отвечал по-прежнему интересно и остроумно – кстати, стоит отдельно отметить чувство юмора Вая, он много шутил, причем, несмотря на языковой барьер достаточно понятно и смешно. В результате создалась очень приятная, дружелюбная атмосфера общения, особо длинные и содержательные монологи помогал понять переводчик, остальное было понятно и так.
Запомнился момент, как Стив посоветовал петь то, что ты играешь, и проиллюстрировал свои слова, играя хроматическую импровизацию, скача по струнам, и повторяя все это голосом.
Наконец настало время традиционного джема с Ваем, из зала вызвались несколько смельчаков, вступила в дело ритм-секция, и начался рокенрол! Каждый получил свою минуту славы, особенно доставил парень, который вместо рукопожатия горячо обнимал Стива при выходе и уходе со сцены. Ну и в качестве финального аккорда прозвучала последняя композиция, уже не под минус, а с живой ритм-секцией - Crying Machine – достойное завершение вечера.
Стив покинул сцену, и тут же выстроилась очередь желающих получить автограф и сфотографироваться с живой легендой гитаризма, но чем это закончилось я не знаю, поскольку спешил попасть домой до закрытия метро.
В целом осталось ощущение отлично проведенного вечера, обмена энергетикой и настроением, интересного и вдохновляющего общения, что намного ценнее любого урока гитарного мастерства. Какой он Стив Вай? – живая легенда и виртуоз? – да. Веселый, простой в общении, непосредственный, просто Стив? – тоже да.
Но еще он мудрый, терпеливый педагог, гениальный композитор и по-настоящему увлеченный своим делом человек.
Общение с ним вдохновляет и помогает нам стремиться к большему - стать ближе к музыке, как к чему-то великому и прекрасному.
P.S.: Какие у вас планы на будущее? - спросили Стива. Он позвал своего техника и говорит: что у нас завтра? Техник говорит – Томск.
Стив в микрофон, отвечая на вопрос, - Томск.
Вот так.
Мой первый отчет, поэтому строго не судите, задавайте вопросы, качество фотографий на мыльницу - как говорится ноу комментс))