Идея - это то, что мыслится в мышлении. Само мышление с материалистической точки зрения может быть самодостаточно, нейронная сеть. Но до сих пор никто точно не может сказать, что его теория истинна на 100% относительно природы мышления. Основное отличие идеи от материи в том, что она обладает вечностью, неделимостью, тождественна сама себе, аналогична бытию. В то время как материя, она же мир становления или чувственный мир - делима, конечна, не обладает бытием в какой то степени. Тут надо хорошо ознакомиться с философией, читать разных философов, иначе эти слова или что-то будут означать, но не то, совсем далекое от задумки мыслителей, либо вовсе непонятны.
... и добавил:
Идеалистическая трактовка бытия: бытие как бестелесная идея
Иная трактовка принципов Парменида была предложена Платоном (428/427-348/ 347 до
н.э.). Подобно элеатам, Платон характеризует бытие как вечное и неизменное,
познаваемое лишь разумом и недоступное чувственному восприятию. Но в отличие от
элеатов и так же, как у Демокрита, бытие у Платона предстает как множественное.
Однако если Демокрит понимал бытие как материальный, физический атом, то Платон
рассматривает его как идеальное, бестелесное образование - идею, выступая тем самым и
как родоначальник идеализма в философии. Все, что имеет части, рассуждает Платон,
изменчиво и потому не тождественно себе, а следовательно, не существует (таковыми
являются тело и пространство, в котором находятся все тела). Существует же только то,
что не имеет частей и, значит, не принадлежит к чувственно-пространственному миру
(существование у Платона - характеристика очень важная и подразумевает вечность,
неизменность, бессмертие). Миру сверхчувственных, неизменных и вечных идей,
который Платон называет просто "бытие", противостоит изменчивая и преходящая сфера
чувственных вещей (мир "становления"): здесь все только становится, непрерывно
возникает и уничтожается, но никогда не "есть". "...Нужно отвратиться всей душой ото
всего становящегося: тогда способность человека к познанию сможет выдержать
созерцание бытия..." [1] Критикуя тех, кто "признает тела и бытие за одно и то же",
Платон утверждает, что истинное бытие - "это некие умопостигаемые и бестелесные
идеи". Идеи Платон называет "сущностями"; греческое слово "сущность" (ousia)
образовано от глагола "быть" (einai) (так же, кстати, как и аналогичные понятия русского
языка "существовать", "сущее", "сущность").
1 Платон. Соч.: В 3 т. М., 1971. Т. 3 (1). С. 326.
Таким образом, нематериальные сверхчувственные идеи, согласно Платону, составляют
сущность чувственного мира, данного нам в опыте. Вещи, по словам Платона, причаст-
ны идеям, и только в силу этой причастности они существуют.
Вот ряд противоположных определений, характеризующих у Платона мир бытия и сферу
становления, то есть чувственный мир:
бытие - становление,
вечное - временное,
покоящееся - движущееся,
бессмертное - смертное,
постигаемое разумом - воспринимаемое чувствами,
всегда себе тождественное - всегда иное,
неделимое - делимое.
... и добавил:
Однако, в разное время все это трактовалось различно. То что называется современным идеализмом или материализмом далеко от Платона.
А вообще я только адепт, лучше послушать более опытного кого-то.
... и добавил:
Критика учения об идеях. Бытие как реальный индивид
Идеалистическое понимание бытия не могло удовлетворить мыслителей, пытавшихся
объяснить реальный мир природы: ведь согласно платоновскому идеализму о движении
и изменении нельзя составить строгого знания, а можно иметь только "мнение". Критику
платоновской концепции бытия предпринял его ученик Аристотель (384-322 до н.э.).
Последний видел ошибку Платона в том, что тот приписал идеям самостоятельное
существование, обособив и отделив их от чувственного мира, для которого характерно
движение, изменение.
При этом у Аристотеля сохраняется характерное для элеатов и Платона понимание бытия
как чего-то устойчивого, неизменного, неподвижного. Однако, в отличие от этих своих
предшественников, он ставит задачу найти нечто устойчиво пребывающее, непреходящее
в чувственном мире, чтобы сделать возможным достоверное и доказательное научное
знание подвижного и изменчивого природного мира. В результате Аристотель дает
понятию сущности иное, чем у Платона, толкование. Он отвергает учение об идеях как
сверхчувственных умопостигаемых предметах, отделенных от "причастных" им вещей.
Платон признавал реально существующими виды и роды. Аристотель же назвал
сущностью (бытием) индивиды (индивид - неделимое), например, вот этого человека, вот
эту лошадь, а виды и роды, по его учению, суть вторичные сущности, производные от
указанных первичных.
... и добавил:
Ключевой фигурой, мне кажется, в понимании идеи, материи, бытия, небытия да и вообще человеческого существования является Хайдеггер. Но чтобы понять его, нужно ознакомиться с тем, как мир видели древние философы. Он, кстати всю свою работу посвятил деконструкции всей философии, утверждая, что она наплодила кучу логических конструкций, которые на деле ничего не описывают, а являются игрой слов. И вернулся к древним мыслителям, когда еще не было такого захламления мысли.