Считается, что в связи с успехом Эфиопской православной церкви на островах Тринидад и Тобаго, Хайле Селассие I получил приглашение посетить эту страну в 1966 году. В это время Ямайка переживала социальный кризис. Ямайкский эстаблишмент видел в растафарианцах революционную угрозу, которую необходимо было нейтрализовать. Группа ученых социологов посоветовало правительству, в качестве одного из способов достижения этой цели, укрепить отношения с Эфиопией. Правительство прислушалось к их совету и предложило Императору сделать остановку на Ямайке.
21 апреля Хайле Селассие I прибыл в аэропорт Кингстона. Отныне этот день будет называться у растафарианцев - "Grounation Day", "День вступления Его Величества на землю Ямайки". Есть достаточно много свидетельств тому, что самой целью приезда Хайле Селассие I на Ямайку была встреча с лидерами растафарианцев. В аэропорту его встречали тысячи дредов в белых одеждах, распевавших "Осанна Сыну Давидову!" Хайле Селассие принял делегацию известных Старейшин, среди которых были Mortimo Planno и, возможно, Joseph Hibbert. Точные детали этой исторической встречи восстановить невозможно, так как существует бесчисленное множество ее версий в ямайкской устной традиции. Почти нет сомнений в том, что Его Величество призвал их принять православие, а также пообещал предоставить переселенцам из Ямайки земельные участки в Южной Эфиопии. В большинстве версий этой встречи подчеркивается то, что Его Величество передал Старейшинам тайное послание, вполне соответствующее его политике по отношению к развитию стран Третьего Мира: "Сначала постройте Ямайку".
Комментарий растафарианца
Хотя у правительства Александра Бустаменте, учитывая его отношение к растафарианцам до и после этого события, и были тайные мотивы для приглашения Его Величества на Ямайку, однако всякий контроль над ситуацией сразу же перешел от правительства к собравшимся массам дредов и "гологоловых" (baldheads), т.е. "не-раста", которые устроили Его Величеству потрясающий прием. Его Величество встречали боем барабанов и пением Niahbingi с пальмовыми ветвями (кокосовыми за неимением финиковых) и гимнами, напоминающими воскресное пение.
Этот торжественный эпизод прежде всего утвердил растафарианцев на ямайкской общественной сцене. За 30 лет движение выросло, вобрав в себя значительное число преданных раста, если судить по количеству решивших отращивать волосы, и еще большее число людей, относившихся к растафарианцам с терпимостью и симпатией, а также соглашавшихся с основными ценностями Растафарай. Этот раста-центризм был впоследствии использован Манли и PNP, подготовив почву для того взрыва музыки Реггей, который за этим последовал.
Миссионерская деятельность на Ямайке
В 1970 году, приехав по приглашению Хибберта, Абба Лайк Мандефро стал крестить растафарианцев одного за другим. За год он окрестил 1200 дредов, заложив тем самым основы дальнейшему росту церкви. Его деятельность вызвала яростное сопротивление со стороны тех Старейшин, которые учили, что Хайле Селассие I является Джа по сути, и призывали крестить "во имя Рас Тафари". В Монтего Бэй лишь один дред принял Православие, и Лайк Мандефро окрестил его Анаду (Один Человек).
Для неправославных читателей
Православная теология различает несколько уровней божественности:
o Лишь Несотворенный является "Божественным по сути".
o Люди могут стать "божественным по причастию".
o Иконы - это видимые каналы, по которым божественная энергия попадает в мир.
Вопрос о том, к какому рангу божественности отнести Императора Хайле Селассие I и является камнем преткновения между православными и неправославными. Православные говорят, что он божественен по причастию и образу (iconicity), и заслуживает "дулеи" - почитания; "Двенадцать Колен Израиля" же говорят, что Он божествен по сути и заслуживает "латреи" - абсолютного поклонения.
Пострижение растаманов
В 1975 году пришло известие о смерти Хайле Селассие I. Многие раста не верят этому и по сей день. Эфиопская церковь, по примеру всех православных церквей под властью коммунистов пережила гонения, которые смогла несколько облегчить лишь пойдя на компромисс с гонителями. Набожные люди из их Среды с недоверием относились к православию растафарианцев (и не зря, очень вероятно, что многие "православные" растафарианцы в тайне лелеяли еретические мысли); просто степенных эфиопов отпугивала связь растафарианцев с трущобами и со знаменитым негритянским криминалом. Последнее особенно справедливо в отношении Лондона, где в 70-х годах все формы растафарианства получили широкое распространение в среде иммигрантов из Вест-Индии. Важно отметить, однако, что эфиопская община в Англии оказала правовую и другую поддержку растафарианцам, подвергшимся в это время нападениям со стороны расистов и полиции, особенно в той части Бирмингема, которая называется Хэндсуорс.
По какой-то причине, в 1976 году всем православным растафарианцам было вменено остричься в знак формального отречения от еретического поклонения царю. Этот чисто внешний акт - острижение многолетних локонов, многим казался отречением от наследия движения. Не многие ему последовали.
Раста-комментарий
Человек может быть мертв, хотя он и дышит, а другой может быть жив хотя его тело и похоронено. Ian'I суть больше чем плоть и, если следовать предписаниям веры, Ian'I будет жить вечно. Поэтому Ian'I будет жить вечно. Следовательно нет ничего удивительного в утверждении, что Он жив, ведь жизнь не ограничивается одной лишь плотью.
Синкретизм
Вопреки этим значительным конфликтам, своим распространением в Вест Индии Эфиопская православная церковь обязана именно растафарианцам. Хотя лишь малая часть растафарианцев стали истинно православными, почти все они остались под впечатлением православия. Используемый эфиопскими православными священниками молельный жезл - "маквамья", часто встречается у "убоявшихся". Растафарианцы часто появляются в культовых одеяниях. На раста-художников очень повлияла эфиопская иконография. Синкретизм очевиден в организованных сектах, которые отчасти вытеснили систему харизматических Старейшин.
"Принц" Эдвард Эммануэль
Основатель другой большой секты, "Принц" Эдвард Эммануэль был знаменитым Старейшиной в классический период. По его инициативе в 1958 году был созван первый Все-растафарианский синод "Ниябинги". К моменту созыва синода, Принц Эдвард уже наделал много шума, заявив, что вместе с Хайле Селассие I и Маркусом Гарви он составляет Святую Троицу. Полагают, что он рассчитывал получить признание Ниябинги, но этого не случилось. Жрецы церкви, некоторые из которых побывали в Эфиопии, носят православные одежды.
Раста-комментарий:
Принц Эммануэль по-прежнему является одним из самых влиятельных людей на Ямайке. Хотя его претензии на "божественность" отвергаются большинством растаманов, он и его движение были и есть растафарианскими. Бывали всякие разногласия, однако Ian'I знаем, что с разумением приходит сверхнимание, пусть даже и без полного согласия.
Коптская церковь Сиона
В 60-х годах эта отживавшая свой век гарвиитская православная церковь испытала подъем сначала благодаря притоку новообращенных белых хиппи, а затем и ямайкских негров, разочарованных в официальной церкви. Настаивая на легитимности своей православной деноминации "копты", тем не менее, позволяют себе очень сомнительные рассуждения, граничащие с гностицизмом. Их заслугой стало то, что они пошли гораздо дальше канонической церкви во внедрении в церковную жизнь всего лучшего, что дала классическая растафарианская культура, сохранив в том числе и дредлокс и барабаны ниябинги, что привлекло в лоно церкви множество народа. Успех этой церкви отразился на ее материальном богатстве, за которое ее не раз критиковали, ведь она считается крупнейшим на Ямайке землевладельцем. Один из аспектов ее "обратного синкретизма" получил большую огласку, и стал причиной конфронтации с властями, в результате которой многие члены церкви оказались за решеткой. Имеются в виду их гностические теории, обосновывающие ритуальное принятие марихуаны.