Автор Тема: Почему русская поп- и рок-музыка отличается от западной. Язык как одна из причин  (Прочитано 8855 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн VoVaNn Автор темы

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 625
Я не буду говорить про прошлый век и так называемый «железный занавес», я говорю про 2025 год, когда полно информации о том, как в различных музыкальных жанрах что устроено, какими художественными и техническими средствами можно решить нужные музыкальные задачи, любая аппаратура и инструменты доступны – только плати деньги, да и играть наши музыканты (я имею в виду профессиональную сферу) научились ничуть не хуже своих зарубежных коллег.

И играют. Есть, например, у нас в стране одна группа (не буду её называть, ибо очень уважаю этих музыкантов и не хочу ни коим образом им навредить), которая существует уже не один десяток лет и играет настоящий «фирмОвый» рок. У них есть вполне добротный авторский материал на английском языке. Только возникает вопрос: зачем мне русская группа, сочиняющая на английском, когда у меня уже есть Deep Purple, Metallica и т.д.? (можете свои названия добавить по вкусу) Вы мне лучше по-русски спойте!

Лидер группы тоже это понимает, по сему с некоторых пор пытается сочинять песни и на русском языке. Но тут возникает проблема: некоторые их русские тексты, как мне кажется, слушаются не очень естественно. Даже когда по смыслу всё вроде связно, сами предложения и фразы составлены как-то странно: нет, всё грамотно, речевых ошибок там нет, просто мы так не говорим.

И данный коллектив - не единственный пример неудачных попыток петь зарубежную музыку по-русски. Причём я говорю не о какой-то высокой поэзии, зачастую авторам не удаётся написать просто нормальный попсовый текст, который бы помогал музыке, усиливая её, а не слушался как искусственно приляпанный к этой музыке балласт.

Так что же так мешает нашим поэтам-песенникам?

Для начала вспомним, что на западную популярную музыку очень сильно повлияла афроамериканская культура, основанная на сложной синкопированной ритмике, и чтобы песня тебя прокачивала, очень важно в нужных местах расставить правильные ритмические акценты (в том числе и в вокальной партии).

Легко ли это сделать на английском языке? Легко. Почему? Да потому что в английском языке очень много распространённых слов, состоящих всего из одного слога, что даёт тебе определённую ритмическую свободу при написании текста. За примерами далеко ходить не надо, достаточно вспомнить несколько названий популярных хитов: «Black Or White», «The Show Must Go On», «Got My Mind Set On You», «Shape Of My Heart» и прочие «Ю май харт, ю май соул».

В русском языке всё иначе: здесь тоже есть короткие слова, но чаще мы используем те, которые состоят из двух и более слогов. Что в итоге получается, когда мы пытаемся для уже готовой музыки со сложной ритмической структурой (это вам не какой-нибудь хорей) сочинить русский текст?

То слово подходит по смыслу, но не подходит по размеру, то подходит по размеру, но не подходит по фонетике, то по всему подходит, но ударение у этого слова совершенно не в том месте, где нужно сделать акцент. Вот и получается, что и язык вроде бы богатый, но всё это богатство сложно уместить в жёсткие ритмические рамки.

Поэтому попытки прямых заимствований зарубежной музыки чаще всего обречены на провал.

И самое лучшее, что можно сделать – это, используя багаж знаний о мировой популярной музыке, пытаться на этой базе создавать что-то своё, русское. Благо, были (начиная ещё с классических композиторов) и есть отдельные личности, у которых это получается.

Поэтому русская популярная музыка всегда будет иметь своё лицо. А разве это плохо?




P.S. Всё изложенное выше - это частное субъективное мнение, абсолютно не претендующее на какую-либо "экспертность"
« Последнее редактирование: Июля 06, 2025, 14:41:06 от VoVaNn »

Оффлайн Мастер Михалыч

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 7149
  • Я металлист. Попробовал шиитаке соус с лапшой.


Западные поэты песенники риТмуют тексты (не риФмуют, а делают из них ритм), а потом на них накладывают музыку.

А, в рф под музыку пытаются подогнать текст.

----------
Но так было не всегда. Если почитать воспоминания о работе советских песенников и композиторов, то композитор, например, заказывал у поэта определённые риТмовки и потом на них добавлял музыку.    Или же у композитора случайно оказывалась опубликованная где-то ритмовка.

Так родились известные и любимые советские песни.
Не композитор заставлял поэта делать текст, а наоборот, композитор работал с текстом. 

Оффлайн Rolly

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8884
  • Мнение - не повод получить пулю сразу.
Поэтому попытки прямых заимствований зарубежной музыки чаще всего обречены на провал.
Для начала надо перестать приравнивать "зарубежное" к "англоязычному". Есть например огромная музыкальная поп-культура испаноязычная. В Латинской Америке многие популярные жанры также основаны на смешении с африканскими культурными влияниями на ритмику. Более того, в англоязычной музыке африканское влияние не от изначально прибывших в США из Африки негров, а зачастую как раз через посредство латиноамериканской музыки. При этом и ритмы сложные и больший процент слов длинных, и как раз латиноамериканская поп-музыка общепризнано более сложная ритмически, чем англоязычная. На русский язык в музыке жалуются просто ленивые и некомпетентные сочинители.


Оффлайн slonuko

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 11832
  • Желающий странного
VoVaNn, Я б сказал, что язык - ЕДИНСТВЕННАЯ причина. По-моему, тут не о чем спорить. Зато русский органично звучит в русских народных песнях, частушках, романсах и шансоне (в хорошем смысле). А рок в изначальном понимании возможен только на английском

... и добавил:

Заметь - тексты самых запоминающиеся рокенрольных песенок на русском = это короткие рифмы, укладывающиеся в блюзовый/рокенрольный квадрат. За всю историю т.н. "русского рока" таких по пальцем одной руки пересчитать.... Типа:

Только баба Люба понимает меня
Потому что любит рокенрол как и я

Субботний вечер и вот опять
Я собираюсь пойти потанцевать
Я надеваю штиблеты и галстук-шнурок
И запираю свою дверь на висячий замок

Моя мама не пьет, и папа не пьет,
И даже дядя Вася капли в рот не берет.
Не пьет сестренка Аня, не пьет братишка Толик.
Скажи мне, мама, в кого я Алкоголик?

Кста, простой как кирпич и отличный хард  ;D


https://youtu.be/ovU3UYEm_jo?si=m-LdTbxbqNYxZ2Sf


« Последнее редактирование: Июля 06, 2025, 16:11:40 от slonuko »

Оффлайн Rony

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3681
Где человек с детства растёт там и формируется. Это относится к любым народам.
Соответственно в последующем это будет отражаться в творчестве, как ты ни подражай другой культуре.
а западный рок и  то что понимается под попсой это культура имеющая свою историю и пред-историю (то бишь корни)
в известных западных странах.
Язык - лингвистика разумеется тоже причина, но кроме него много чего прочего.
Поэтому русская популярная музыка всегда будет иметь своё лицо. А разве это плохо?
это и ни хорошо, и ни плохо, это относится и к другим странам.
это просто естественная данность

Онлайн Knopfler

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 10773
  • Mojo-Head
Кста, простой как кирпич и отличный хард  ;D


https://youtu.be/ovU3UYEm_jo?si=m-LdTbxbqNYxZ2Sf

О, знакомое лицо. А вот про дельтаплан-это ж у него не хард, вроде.

Оффлайн slonuko

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 11832
  • Желающий странного
Knopfler, Кузьмин и Леонтьев эт разные люди! А Слава КПСС - ваще не человек!  ;D

Оффлайн VoVaNn Автор темы

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 625
Rony, Согласен, корни и окружение никто не отменял, по сему язык - только одна из причин.

Хотя (это я про корни), я в своё время был очень удивлён, когда узнал, что Rednex - шведы :o


https://www.youtube.com/watch?v=mOYZaiDZ7BM

Оффлайн Rony

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3681
VoVaNn
насчет шведов тут как раз про давние корни.
Когда то предки нынешних французов и англичан при формировании Европы в стародавние времена прекрасно друг
друга понимали без переводчика, как бы сейчас сказали )) Романская группа языков.
Те же скандинавы залетали в те времена на туманный альбион пограбить тогда ещё не совсем англичан.
В общем у них (европейцев) общая и давняя история близких отношений, переплетений культурных и племенных.
Им, нынешним современным, легче и проще понять и перенять друг у друга.
В отличии от славянской группы, у нас по другому и с другими взаимодействие шло.
« Последнее редактирование: Июля 06, 2025, 20:54:13 от Rony »

Оффлайн slonuko

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 11832
  • Желающий странного
Rony, Слишком глубоко копнул. Просто так получилось, что шведы и финны очень сильно уважают американскую культуру. Там антиамериканизма, как в остальной Европе, не было никогда. Культ американской музыки и американских машин. И без клинических леваков анти-американистов типа Роджера Уотерса. Потому шведы и финны так сильны в англоязычном роке.
« Последнее редактирование: Июля 06, 2025, 22:42:51 от slonuko »

Оффлайн grindcorer

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8886
  • Снейк хейс
Германские и романские языки-скучные и аналитические. Славянские (не все)-синтетические. Поэтому у нас упор на слова, ибо язык куда красивее и живописнее.

Оффлайн Rolly

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8884
  • Мнение - не повод получить пулю сразу.
Rony, английский язык, как и скандинавские - это всё-таки германская группа языков) Французский - это вконец испорченый германцами-франками романский, т.е. римский язык, особенно современный французский испорчен. И кстати, у современного французского тоже не очень с современной поп-музыкой и особенно роком, там либо совсем плавное пение, либо речитатив, вплоть до рэпа. Гораздо хуже испанского.

Не устану приводить пример этой песни "Наталья Ветлицкая - Посмотри в глаза"


https://www.youtube.com/watch?v=A8jBaOvsFDw

Вот как настоящий профессионал может по-русски петь - чётко, ритмично, естественно. Так ритмично, что длительности нот сами отбиваются. Длинные слова обыгрываются подходящей ритмикой. Если кто-то не может дотянуться до этого уровня - бездарь и ленивая жопа. Причём в первую очередь ленивая жопа, которая не хочет учиться работать с вокалом как полноценным музыкальным инструментом, а не способом вывалить текст на слушателя.

Оффлайн slonuko

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 11832
  • Желающий странного
Rony, Ну вот известные тебе шведы, замечательные. Причем не трибьют, а реальные адепты. Ну нельзя не сыграть риффики с ними  ;D


https://youtu.be/9uHxJb8joiI?si=p_TCa2lnyib6o-Wm

Оффлайн Мастер Михалыч

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 7149
  • Я металлист. Попробовал шиитаке соус с лапшой.
Французский - это вконец испорченый германцами-франками романский, т.е. римский язык, особенно современный французский испорчен. И кстати, у современного французского тоже не очень с современной поп-музыкой и особенно роком, там либо совсем плавное пение, либо речитатив, вплоть до рэпа. Гораздо хуже испанского.


Элен и ребята нормально ритмуют

Местный "Шаинский"  музыку делал. Лень гуглить кто это. Но сделано офигенно!


https://www.youtube.com/watch?v=iv1MuRfo7cI


Здесь вообще офигенские гармонии

https://www.youtube.com/watch?v=m1Bv7EFV3zY

И тут тоже

https://www.youtube.com/watch?v=m6-ycOn_zmY


Не то чтобы я возражал Rolly, я не могу ему возражать, Rolly  знает гораздо больше меня.   

Но с 1700хх оперы французские нормально ритмуются.

Шансон франц норм.   

И даже блюз есть  Paul Personne 


https://m.youtube.com/watch?v=DVwQynMZmMY



Оффлайн slonuko

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 11832
  • Желающий странного
Мастер Михалыч, Французы НЕ хороши в рок-музыке. Французский, как и русский, с роком и рокенролом несовместимы. Однако, французский шансон ни с чем не сравним.... Азнавур, Эдит Пиаф, Мирей МатьЕ, Джо Дасен, песенка из "Тегеран 43" про вечную любовь одна чего стоит... Нельзя не слабать-не промяУкать! ЧЕТЫРЕ модуляции тудуда-сюда сцуко... Эт тебе не хухрЫ-мухрЫ ;D


https://youtu.be/85-73Kk3NHk?si=yEYtpoTv3cGmzzJa
« Последнее редактирование: Июля 07, 2025, 02:56:25 от slonuko »