Я не буду говорить про прошлый век и так называемый «железный занавес», я говорю про 2025 год, когда полно информации о том, как в различных музыкальных жанрах что устроено, какими художественными и техническими средствами можно решить нужные музыкальные задачи, любая аппаратура и инструменты доступны – только плати деньги, да и играть наши музыканты (я имею в виду профессиональную сферу) научились ничуть не хуже своих зарубежных коллег.
И играют. Есть, например, у нас в стране одна группа (не буду её называть, ибо очень уважаю этих музыкантов и не хочу ни коим образом им навредить), которая существует уже не один десяток лет и играет настоящий «фирмОвый» рок. У них есть вполне добротный авторский материал на английском языке. Только возникает вопрос: зачем мне русская группа, сочиняющая на английском, когда у меня уже есть Deep Purple, Metallica и т.д.? (можете свои названия добавить по вкусу) Вы мне лучше по-русски спойте!
Лидер группы тоже это понимает, по сему с некоторых пор пытается сочинять песни и на русском языке. Но тут возникает проблема: некоторые их русские тексты, как мне кажется, слушаются не очень естественно. Даже когда по смыслу всё вроде связно, сами предложения и фразы составлены как-то странно: нет, всё грамотно, речевых ошибок там нет, просто мы так не говорим.
И данный коллектив - не единственный пример неудачных попыток петь зарубежную музыку по-русски. Причём я говорю не о какой-то высокой поэзии, зачастую авторам не удаётся написать просто нормальный попсовый текст, который бы помогал музыке, усиливая её, а не слушался как искусственно приляпанный к этой музыке балласт.
Так что же так мешает нашим поэтам-песенникам?
Для начала вспомним, что на западную популярную музыку очень сильно повлияла афроамериканская культура, основанная на сложной синкопированной ритмике, и чтобы песня тебя прокачивала, очень важно в нужных местах расставить правильные ритмические акценты (в том числе и в вокальной партии).
Легко ли это сделать на английском языке? Легко. Почему? Да потому что в английском языке очень много распространённых слов, состоящих всего из одного слога, что даёт тебе определённую ритмическую свободу при написании текста. За примерами далеко ходить не надо, достаточно вспомнить несколько названий популярных хитов: «Black Or White», «The Show Must Go On», «Got My Mind Set On You», «Shape Of My Heart» и прочие «Ю май харт, ю май соул».
В русском языке всё иначе: здесь тоже есть короткие слова, но чаще мы используем те, которые состоят из двух и более слогов. Что в итоге получается, когда мы пытаемся для уже готовой музыки со сложной ритмической структурой (это вам не какой-нибудь хорей) сочинить русский текст?
То слово подходит по смыслу, но не подходит по размеру, то подходит по размеру, но не подходит по фонетике, то по всему подходит, но ударение у этого слова совершенно не в том месте, где нужно сделать акцент. Вот и получается, что и язык вроде бы богатый, но всё это богатство сложно уместить в жёсткие ритмические рамки.
Поэтому попытки прямых заимствований зарубежной музыки чаще всего обречены на провал.
И самое лучшее, что можно сделать – это, используя багаж знаний о мировой популярной музыке, пытаться на этой базе создавать что-то своё, русское. Благо, были (начиная ещё с классических композиторов) и есть отдельные личности, у которых это получается.
Поэтому русская популярная музыка всегда будет иметь своё лицо. А разве это плохо?
P.S. Всё изложенное выше - это частное субъективное мнение, абсолютно не претендующее на какую-либо "экспертность"