я не уверен, что точно понимаю вопросы или утверждения.
Нот "в тональности" (это , на самом деле, неточная формулировка, но пусть) необязательно 5 (пентатоника), и необязательно 7 (гептатоника). Бывает 6 (гексатоника) - если сыграть на ту же тональность целотонную гамму, бывает 8 (октатоника) - если сыграть на ту же тональность уменьшенную гамму, а может быть и 12, если сыграть хроматическую.
Вот например: Megadeth / In My Darkest Hour
https://www.youtube.com/watch?v=mW0Ao9r2zkY играется по ми минору и как бы должно быть 7 нот, но потом все группа играет хроматическую гамму от 12 лада, получается 12 нот (0:21). Потом по ходу песни добавляется аккорд до диез, которого нет в ми миноре, - теперь выходит, что в гамму входит уже 7 нот (1:24). Потом до диез уходит, но вместо него добавляются си бемоль и ре диез, нот становится уже (7-1+2=8) (2:46) Потом мастейн играет соло (3:05), а у него несмотря на ощий хаос практически все соло либо по минору (7 нот), либо по минорной пентатонике (5 нот), либо по блюзовой гамме (5 нот + тритон от нижней ноты тональности), - и в этой песне примерно так же.
Итого: на одну и ту же тональность в этой песне есть гаммы с разым количеством нот.
Выбор количества нот в гамме это скорее механизм, инструмент или выразительное средство. Добавлять по вкусу! лишь бы в кайф
Что касается тритонов, то их положение и количество будет меняться в зависимости от того, какую гамму играешь. Тут объяснять будет долго, но сам понимаешь: если меняется количество и расположение нот, то и расстояния между ними тоже будут изменяться