Крескас опровергает аргументы Аристотеля о невозможности многих миров, так как эти аргументы базируются на невозможности бесконечных величин, так что за пределами нашего мира не может быть ни бесконечного вакуума, ни бесконечной среды[P 19]. Попутно Крескас отмечает ещё один слабый аргумент у Аристотеля, что в случае множественных миров элементы одного мира попадали бы в другой мир. Крескас отмечает, что даже в рамках теории Аристотеля у каждого элемента есть своё природное место, в каждом мире элементы стремились бы на природное место в своём мире, а не в чужом, и перетекания элементов не происходило бы. Все это приводит Крескаса к утверждению, что бесконечная Вселенная может содержать множество миров. Естественное следствие, что в бесконечной Вселенной есть бесконечное множество миров, у Крескаса в явном виде отсутствует, а является реконструкцией Гарри Вольфсона, хотя и этот автор отмечает, что в одном месте Крескас считает число миров, указанное в Талмуде, гиперболой[75].
Другая важная для Крескаса цитата из Талмуда, что «Всевышний путешествует по 18 тысячам миров»[P 29]. Согласно Крескасу, это означает, что эти миры заслуживают Божественного управления, что тоже является пионерской идеей. Согласно Крескасу, Всевышний сотворил миры по своей благости и жалостливости, и чем больше миров, тем больше может проявиться благость Бога. Тем не менее, в данном обсуждении Крескас учёл аргументы против актуальной бесконечности, опровергнутые им самим в других местах, вероятно, написанных позже, и пришёл к выводу, что мудрость Творца ограничивает количество миров[76].
Хотя возможность эта [существования бесконечного количества миров] истинна и несомненна, мы не в состоянии методами рационального исследования познать истинную природу того, что вне нашего мира, поэтому наши Мудрецы Талмуда, да пребудет с ними мир, сочли необходимым предупредить нас[P 30] не заниматься изучением и исследованием «того, что выше и того, что ниже, что до и что после»[P 19].
Новизна учения Лурии заключается в том, что по его учению, мир появился в результате катастрофы, которая последовала за попыткой творения. Божественные лучи были рассеяны и претерпели искажение. Лурия ввёл новые понятия в каббалу. Такие, как цимцум (сжатие Бога), швират ха-келим (разрушение сосудов света), техиру (пустота), тиккун (исправление) и др. Лурианская каббала оказала огромное влияние на все еврейские мистические учения и движения в последующие века, прежде всего на саббатианство и хасидизм. В учении Лурии приветствуется рассеянность еврейских диаспор по всему свету, подобно рассеянным божественным искрам, поскольку тем самым обеспечивается соблюдение тиккун со всех сторон земли. Идея трагедии в божественном начале сравнивается с трагедиями еврейского народа во время падения Храма. Лурианская каббала принесла евреям более оптимистический взгляд на их тогдашнее существование.
Несмотря на то, что сохранилась пара рукописей Лурии, где он комментировал Зогар, он никогда не писал книги. Он говорил: «Я с трудом могу открыть рот, чтобы описать чувства, которые переполняют меня. Это как будто море разрушает дамбы и затопляет всё. И поэтому — как я могу передать то, что моя душа испытала?»
Космогония
Цимцум
Основная статья: Цимцум
По мнению Лурии, безличный Бог-Эйн соф инициировал процесс Цимцум, чтобы высвободить участок для Иного, ибо прежде он занимал все пространство. «Пустой круг», возникший после цимцума, воображался как круг, охваченный Эйн Софом. Эту пустоту Лурия называет на арамейском Техиру (пустота). И в него начали просачиваться «лучи» Бога, позже ставшие сфирот. Когда божественный свет начал литься в «пустоту» (техиру), он начал рисовать круги и форму, тем самым приводя части сфирот в движение.
Вначале их нельзя было отличить, так как в Боге абсолютно соразмерно существовали как Хесед (Милость), так и Дин (Строгий Суд). Последний в дальнейшем станет рассматриваться как первоначальный источник зла наряду с Гневом.