Автор Тема: Может ли влиять дерево на звук. Типа «Лабораторная» работа.  (Прочитано 1204 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн VoVaNn Автор темы

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 603
  • Репутация: +614/-3
В виду обилия споров, я решил не верить на слово ни сторонникам, ни противникам «деревянной» теории, а попытаться лично проверить некоторые из приводимых сторонами аргументов методом школьных лабораторных работ по физике. ;D

Итак, Лабораторная работа

Цель работы: Проверить обоснованность некоторых высказываний о влиянии/невлиянии дерева на гитарный звук.

Приборы и материалы: гитара Fender HSS Stratocaster MIM, электрогитарный тракт, состоящий из преампа (Yerasov FETube BC-5) и проигрывателя импульсов (Iron Cab), звуковая карта Tascam US 2x2, компьютер с программой Cubase LE, из которой используются только индикаторы входного сигнала, микрофон конденсаторный Октава МК-012 на стойке, отвёртка с прорезиненной рукоятью в качестве колотушки.

Небольшое вступление:
Характеристики гитарного звука определяются не только тембральным окрасом, но и такими понятиями как атака и сустейн. Как измерить влияние дерева на атаку и сустейн – я не представляю, поэтому ограничусь измерением только тех факторов, которые могут влиять на тембральный окрас.

Перед началом измерений ответим на два ключевых вопроса:
1. Колеблется ли дека гитары? Для этого не потребуется никаких приборов, достаточно провести по струнам и приложить ухо к деке. Мы слышим звук, потому что струны заставляют деку колебаться.
2. Способен ли кусок дерева резонировать, то есть, на каких-то частотах или в каком-то диапазоне частот иметь более выраженные колебания? Да способен. Для этого нам не нужны никакие измерения, ибо это явление уже давно используют на практике в таких музыкальных инструментах, как, например, ксилофон.

Для начала, откалибруем нашу систему. Подключаем гитару ко входу преампа, выход нашего гитарного тракта подключаем ко входу звуковой карты №1. Включаем чистый канал преампа и громко бьём по струнам и настраиваем чтобы сигнал на пиках был близок к 0 дБ, но не перегружал вход звуковой карты. То же самое повторяем с перегруженным каналом. Переключаемся опять на чистый канал, ещё раз проверяем и так всё и оставляем. Далее конденсаторный микрофон подключаем ко входу звуковой карты №2, направляем его на деку, громко бьём по струнам и также настраиваем чувствительность входа, чтобы сигнал на пиках стремился к 0 дБ, но не превышал этот порог.

Теперь можно проверять два основных высказывания в спорах о дереве путём измерений.

Популярное среди противников деревянной теории высказывание: «Электромагнитный звукосниматель способен улавливать только колебания струн, но никак не дерева».
Проверим. Для этого снимаем струны. Под пружины тремоло подкладываем поролон, чтобы исключить их влияние. Теперь берём нашу колотушку и стучим ей по деке, стараясь расчитывать силу так, чтобы уровень звука, снимаемого микрофоном стремился к 0 дБ
Теперь смотрим, что мы имеем на выходе электрогитарного тракта: уровень сигнала у меня получился примерно –55 дБ
Для сравнения: это ниже чем уровень шумов многих среднестатистических магнитофонов. Таким образом, прямую передачу сигнала от деки к звукоснимателям будем считать столь незначительной, что ей можно принебречь.

Сторонники деревянной теории приводят контраргумент: сигнал от дерева к звукоснимателю всё-таки передаётся, но не напрямую, а через струны.
Проверим. Ставим струны обратно и настраиваем гитару. Начинаем стучать по деке, контролируя силу удара как в предыдущем эксперименте. Струны начинают звенеть, это даже невооружённым ухом слышно. Что же получаем на выходе гитарного тракта? Уровень: -30дБ. Это, вроде бы и немного, но всё-таки слышно.
Но мы не остановимся на достигнутом и переключим преамп на перегруженный канал. Опять стучим по деке. И вот тут уровень сигнала на пиках уже стремится к 0 дБ, а иногда даже подгружается.

Из чего делаем вывод:  таки да, дерево может оказывать влияние на тембральный окрас, и на перегрузе это может быть особенно заметно.

Спасибо за внимание. За сим уточню, что моя «лабораторная работа» сделана исключительно ради забавы и не претендует на роль научного труда.  ;)
« Последнее редактирование: Июня 03, 2021, 11:55:34 от VoVaNn »

Оффлайн slonuko

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 10183
  • Репутация: +5685/-84
  • Желающий странного
Вот время, проведённое И с кайфом, И с пользой! :D:plus-one:

Оффлайн akl

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8114
  • Репутация: +2264/-69
  • не шарю ваще
берешь разные деревяшки одинаковой формы. крепишь на них систему из струны и одного и того же датчика, дергаешь струну записываешь звук, смотришь спектр. вот это была бы работа. а тут - :7:

Оффлайн Оператор

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1145
  • Репутация: +1201/-141
По размещению в оффтопе понятно что уровень научности отрицательный  :pozor:
И почему мой липовый LTD не звучит как ольховый ESP M-II, я ж поставил EMG 81-85 :trollface:
« Последнее редактирование: Июня 02, 2021, 13:09:04 от Оператор »

Оффлайн Rock Lobster

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2457
  • Репутация: +3466/-521
  • Ты с собою заберешь, только добрые дела.
Оператор, сначала надо научиться играть :pozor:

Оффлайн Оператор

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1145
  • Репутация: +1201/-141
Rock Lobster, EMG сами играют, если не играл на них так и не комментируй  :7:

Оффлайн slonuko

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 10183
  • Репутация: +5685/-84
  • Желающий странного
VoVaNn, Только что понял, что на краснушном гибсоне рифф "Money for nothing"  Нопфлера звучит-таки реально аутентичней, чем на кленовом фендере)))... С тем же бриджевым хамбакером и при тех же настройках усилка. Дерево влияет на звук, да)). Хотя, мне лично пофиг на чем играть, ибо мне аутентичность по барабану.... Кроме AC/DC канеш..... Это святое..... Но и AD/DC тож пофиг, на чем играть. Главное, чтоб AC/DC в принципе игралось, хоть на укулеле :D
« Последнее редактирование: Июня 03, 2021, 02:02:11 от slonuko »

Оффлайн VoVaNn Автор темы

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 603
  • Репутация: +614/-3
По размещению в оффтопе понятно что уровень научности отрицательный  :pozor:
Всё верно, с научной точки зрения данная "работа" не выдерживает никакой критики по многим параметрам: начиная с самих методик измерения и заканчивая полным отсутствием статистики (в эксперименте учавствовал всего один инструмент), потому и разместил в оффтопике.

берешь разные деревяшки одинаковой формы. крепишь на них систему из струны и одного и того же датчика, дергаешь струну записываешь звук, смотришь спектр. вот это была бы работа. а тут - :7:
Пока что я ставил задачу экспериментально подтвердить, может ли дерево вообще в принципе влиять на звук, и можно ли это влияние хоть как-то зафиксировать в цифрах. То что предлагаете Вы - сравнительный спектральный анализ разных пород древесины - это уже следующая ступень. Как говорилось в одном старом анекдоте, "А это уже тема моей докторской"  ;D

VoVaNn, Только что понял, что на краснушном гибсоне рифф "Money for nothing"  Нопфлера звучит-таки реально аутентичней, чем на кленовом фендере)))... С тем же бриджевым хамбакером и при тех же настройках усилка. Дерево влияет на звук, да)). Хотя, мне лично пофиг на чем играть, ибо мне аутентичность по барабану.... Кроме AC/DC канеш..... Это святое..... Но и AD/DC тож пофиг, на чем играть. Главное, чтоб AC/DC в принципе игралось, хоть на укулеле :D
Когда-то на одном мастерклассе у Тимура Ведерникова спросили, какой он калибр струн для акустической гитары он считает оптимальным. Я не помню его ответ дословно, но резюме в конце ответа было примерно такое: "Я рассказал вам о своих предпочтениях, но это не так важно. Кто-то играет на 13-х и делает музыку, кто-то на десятках, и тоже делает музыку. Поэтому главное, чтобы на выходе у Вас получалась МУЗЫКА"

Ещё раз всем спасибо за внимание. Если созданная мной тема вас развлекла или хотя бы заставила улыбнуться, то думаю, я достиг своей цели ;)
« Последнее редактирование: Июня 03, 2021, 11:13:09 от VoVaNn »

Оффлайн budkabill

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3862
  • Репутация: +6930/-97
  • " включи мне рэп и я закричу..."
может конечно , так же как и звук на дерево  :crazy:

Оффлайн Jhav

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3526
  • Репутация: +417/-5
  • I'm not Able, I'm just Cain
Древесина влияет, но я уже так устал 10 лет писать одно и то же, что не буду)

А еще больше влияет древесина, из которой сделан гитарист. Если гитарист "деревянный", то никакая махагонь звук не спасет

Оффлайн VoVaNn Автор темы

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 603
  • Репутация: +614/-3
Древесина влияет, но я уже так устал 10 лет писать одно и то же, что не буду)
Я в этом и не сомневался и неоднократно в этом убеждался, перещупав кучу разных гитар с одинаковым сетом звукоснимателей, но здесь мне хотелось чуть-чуть разобраться в физике процесса, понять как это работает. С влиянием на тембральный окрас теперь разобрался.
 Какие механические факторы влияют на сустейн - я тоже понял. Осталось теперь разобраться с атакой...

Оффлайн slonuko

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 10183
  • Репутация: +5685/-84
  • Желающий странного
Я в этом и не сомневался и неоднократно в этом убеждался, перещупав кучу разных гитар с одинаковым сетом звукоснимателей, но здесь мне хотелось чуть-чуть разобраться в физике процесса, понять как это работает. С влиянием на тембральный окрас теперь разобрался.
 Какие механические факторы влияют на сустейн - я тоже понял. Осталось теперь разобраться с атакой...

Давай! Понятно, что в реальности все (кроме глухих) СЛЫШАТ, что гитары все разные по саунду и тембру и выбирают себе инструменты именно по саунду и тембру. А потом начинают думать про сочетание пород дерева, датчики, струны м звукоусиление. Но лабораторные научно-практические работы для подтвержения причин различий - это всегда прикольно и полезно!)))))

Оффлайн RafaelRS

  • Меценат
  • *****
  • Сообщений: 3471
  • Репутация: +1661/-336
  • Я - самодура
Вся лабораторная работа уместиться в одной картинке. Правда из школьного курса физики придется вспомнить, что такое колебательный контур:

2386181-0

Еще так же в качестве упрощенной модели вполне подойдет лук с тетивой. Тетива струны, лук все остальное. Лук разумеется будет влиять на характер колебаний струны.

Оффлайн Jhav

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3526
  • Репутация: +417/-5
  • I'm not Able, I'm just Cain
>>Вся лабораторная работа уместиться в одной картинке

Если бы все так просто было... То не было бы срачей про древесину...

Оффлайн Denn

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3320
  • Репутация: +4091/-54
  • είμαι ο μουσικός και ο ραδιομηχανίκός
Во всех подобных лабах не учитывается влияние способностей слушателя, в т.ч. его состояние и контекст. Есть влияние всего на всё, вопрос в степени влияния и физической возможности регистрации человеком (не приборами!).