Автор Тема: Выпуск "сэлфрелизд" альбома, вопрос относительно авторских прав.  (Прочитано 2760 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Ghokgar Автор темы

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 162
  • Репутация: +36/-0
  • Лучше бы раньше, но раньше уже закончилось
    • Фэйсбук
Приветствую, уважаемые форумчане! Если ошибся разделом - не обессудьте)

Неожиданно после новогоднего похмелья поперло творчество. Тексты и мелодии придумываются "на ура", правильной записи, сведению и прочей компьютерной магии я последние полгода активно обучался, поэтому все инструменты прописывать (кроме барабанов, их "нарисую") буду дома, и финальный, так сказать, продукт будет готовиться дома. Я понимаю, что это тонны труда, но на энтузиазме можно и горы свернуть :)

Артворк, так сказать, т.е. оформление логотипа-обложки-прочих элементов, необходимых для альбома я заказал знакомым художникам-дизайнерам-оформителям.

Теперь непосредственно вопрос. Как закрепить за собой авторские права на свое творчество? (Альбом целиком, и музыка, и все изображения, т.к. я их покупаю) Интересует и как это делается в России, и как это делается в Европе. Кто знаком с соответствующим законодательством, либо кто лично сталкивался и имеет опыт - подскажите, плиз!

Оффлайн Ghokgar Автор темы

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 162
  • Репутация: +36/-0
  • Лучше бы раньше, но раньше уже закончилось
    • Фэйсбук
В общем, почитал интернеты, пообщался с разными людьми (правда, от музыки и от авторских прав именно на музыкальный материал далёкими). Советуют контору copyright.ru (не реклама ни разу, если что). Туда позвонил - сказали "да, можем, несите Ваш материал и деньги, все права за Вами закрепим". Ну, пока пишусь, это рассматриваю как рабочий вариант, хотя цены там назвали просто ужасающие.

Если у кого-то есть успешный (да и даже если не очень успешный) опыт общения напрямую с Российским Авторским Обществом без контор-посредников - отпишитесь, интересно :)

Оффлайн Immigrant

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 291
  • Репутация: +1074/-82
Если не секрет что там по ценам(можно в личку)?
Вообще интересная тема, подпишусь.

Оффлайн Ghokgar Автор темы

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 162
  • Репутация: +36/-0
  • Лучше бы раньше, но раньше уже закончилось
    • Фэйсбук
Если кому интересно, пока я разузнал у знакомого студийного продюсера, через которого много коллективов и релизов прошло, что нужно работать напрямую с РАО, которые регистрируют авторское право на международном уровне и обязаны судиться, если где бы то ни быть кто-то его нарушает. По ценам (может быть старым) знакомый назвал "приблизительно 5 тыщ альбом", но что там сейчас, я не знаю, сам не узнавал ???

У меня пока нет ни времени, ни острой необходимости срочно бежать и регистрировать всякие там права, у меня прет творчество  :git: Вот закончу с альбомом, тогда и напишу отчет, что да как 8)

Оффлайн cynical2207

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 98
  • Репутация: +16/-0
  • Storm of Stress
    • T4NxMx at BandCamp.com
Актуально, подпишусь. Тоже задумываюсь о самиздате, где-нибудь на bandcamp, к примеру.

Оффлайн vladgel1

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 233
  • Репутация: +4092/-13
  • Кайтесь и будете прощены

Оффлайн ivanbardov

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 10
  • Репутация: +4/-0
  • IP-юрист
Понимаю, что мой ответ - некропост и может быть неактуальным.
Но, серьёзно, не могу пройти мимо, т.к. работаю в этой сфере.

Читайте ст. 1259 ГК РФ
Цитировать
4. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.
В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в соответствии с правилами статьи 1262 настоящего Кодекса.

Что это значит? Это значит, что государственной регистрации из всех объектов авторских прав в РФ (не обязательной, кстати) можно подвергнуть лишь БД и программы для ЭВМ. РАО ничего не регистрирует, они занимаются депонированием, которое постоянно заменяют словом "регистрация".

Все эти РАО и Копирусы (при всём уважении к последнему) - лишь дадут сертификат о том, что Вы принесли какой-то объект и представились его автором.
При этом в том же сертификате с вероятностью 99% будет написано о том, что ответственности за корректность сведений они не несут, авторство не проверяют и т.п.
Опять же, я не говорю, что такие сертификаты - зло. Это лучше, чем ничего, но это не серебряная пуля. Можно успешно защищать авторские права и без них, а можно провалиться и со свидетельствами.

Зацензуренный пример:

Это свидетельство (наряду с другими свидетельствами о депонировании тут и там) было в материалах дела, как одно из доказательств, подтверждающих, якобы наличие исключительного авторского права истца на произведение. Это свидетельство не помогло истцу выиграть процесс, апелляция оставила всё без изменения, решение вступило в силу и т.п.

Насчёт закрепления - ищите и найдёте, полно статей, да и я писал на эту тему, но ссылку на свой материал давать не буду - заклюют.

Оффлайн Immigrant

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 291
  • Репутация: +1074/-82
Понимаю, что мой ответ - некропост и может быть неактуальным.
Но, серьёзно, не могу пройти мимо, т.к. работаю в этой сфере.
Почему, как мне кажется, актуально и по сей день. Информации очень мало.

Насчёт закрепления - ищите и найдёте, полно статей, да и я писал на эту тему, но ссылку на свой материал давать не буду - заклюют.
Если не сложно можете в личку тогда скинуть, очень интересная тема. Спасибо.

Оффлайн ivanbardov

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 10
  • Репутация: +4/-0
  • IP-юрист
Ссылку в ЛС скинул.

Если говорить про дешёвый и сердитый вариант, то практически железобетонно будет работать следующий комплект:
  • копия распечатки нот / партитур / текста, сделанные у нотариуса, просто обычная копия с датой. тариф около 50 руб/стр. Смысл этого действия в том, что на копии стоит штамп и дата, который всё подтверждает;
  • сохранение черновиков и набросков в максимальном разрешении - ну т.е. проекты в DAW, отдельные партии инструментов, "сухой" трек и т.п. - это всё поможет доказать, что работа Ваша. Вы работали и Вас есть все эти фрагменты, а у других людей - нет;
  • обнародование / опубликование под своим именем (на офсайте, в группе в ВК), в тегах файлов нелишне указать свои данные (часто копируют не глядя).
(практически - потому что российский суд всегда может вынести любое решение)

Недавно у нас было дело, где истцу хватило тегов и нотариальных копий нот. Много споров рассмотрены, где авторство и наличие прав подтвердили "черновиками" - зарисовками, разными рабочими файлами и т.п. Почти всё то, что применимо в споре по фотографиям или литературным произведениям, применимо и к музыкальным, т.к. охраняются они одинаково.

Опционально дополнительно можно делать договоры со студией или иным изготовителем фонограммы, лицом ответственным за запись / мастеринг, коллегами-музыкантами-аранжировщиками и иными лицами, вложившими свой творческий вклад - это всё тоже может пригодиться, особенно, если хорошо идентифицирован предмет договора. А если быть точным, то такие договоры делать нужно. Хотя бы затем, чтобы фиксировать реально существующие правоотношения, особенно, если кто-то кому-то платит деньги.

Но вообще огромное количество споров по музыке в РФ решено в пользу истцов на основании весьма кривых договоров о том, что права на такие-то фонограммы (или произведения) такого-то музыканта / группы с такими-то названиями предоставили тому-то. Тем не менее, на это рассчитывать не нужно и лучше ответственно подойти к созданию договора. Да и, например, "МакSим" куда более известна и её фонограммы / голос узнаваемы в отличие от, например, группы MegaDestroyer666 из Ухты. Договор - это хорошее подтверждение, особенно, если договор реальный, да ещё и копия нотариальная сделана с него. Тогда вопросы о действительной дате создания возникать не будут.

При этом отмечу, что чем больше доказательств хороших и разных - тем лучше, потому что:
- в арбитражном процессе есть ч. 5 ст. 71 АПК РФ:
Цитировать
5. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
- а в гражданском процессе тоже есть аналог - ч. 2 ст. 67 ГПК РФ:
Цитировать
2. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Иными словами, какого-то одного сверхжелезного и неоспоримого способа доказать авторство / наличие исключительных прав нет.

Оффлайн VigierPlayer

  • Меценат
  • *****
  • Сообщений: 4042
  • Репутация: +573/-119
  • циник-идеалист
есть старый добрый способ - письмо на свой же адрес.
компакт с альбомом, можно туда еще приложить кучу всего (эскизы, варианты и пр.) кладутся в конверт и отправляются на свой же адрес. после получения, конверт со всеми печатями хранить закрытым до возникновения необходимости.

Оффлайн ivanbardov

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 10
  • Репутация: +4/-0
  • IP-юрист
Метод, действительно, старый, и его советуют в каждом первом случае и при отсутствии сопротивления со стороны ответчика он даже работает, но сам по себе он не очень добрый.

1. Доверия к штампу ОПС очень мало. А если ещё и отправлять не заказным (т.е. без трека), то достоверность такого доказательства стремится к нулю.
2. Конверт легко вскрыть и закрыть - он же не запечатывается наглухо. Это тоже не на пользу истцу.
3. Конверт одноразовый. Вы его вскрыли и всё. При этом по искам о защите прав, как правило, субъектный состав разный (каждый раз новые нарушители), и потому один раз доказав наличие права в одном процессе, Вы не избавляетесь от доказывания в другом (ст. 61 ГПК, ст. 69 АПК).

Например, "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017)":
Цитировать
положения указанных норм закона во взаимосвязи с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ предусматривают, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, в том числе постановлением мирового судьи, обязательны для суда, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Вот тут, кстати, по этой теме неплохо написано: https://blog.casebook.ru/v-kakih-sluchayah-imeet-mesto-preyuditsiya-i-kakovo-ee-znachenie-dlya-sudebnogo-razbiratelstva/

Как один из способов можно и себе отправить - дело-то хозяйское. В числе прочих доказательств - почему бы и нет, но как единственное и / или основное доказательство - ну, я бы не рекомендовал.
Особенно, с учётом того, что есть другие бесплатные варианты.