Автор Тема: DSP DIY (цифровая обработка своими руками)  (Прочитано 10659 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Онлайн deLuther Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 34221
  • Репутация: +3361/-40
  • alderman of morning star
    • Malefice
DSP DIY
Урок 1

Попробую начать некоторую инициативу по ознакомлению общественности с изнанкой аудио-технологии, в качестве старта возьму такой вопрос как подгонка АЧХ сигналов, точнее получение подгоночных импульсов. Естественно в данном случае будет рассматриваться далеко не распространенные средства для этого, такие как iZotope Ozon и Voxengo Curve EQ с последющей деконволюции, а нечто совсем другого уровня точности.
Особо пытливые умы могут попытаться это повторить, для этого “всего лишь” потребуется Matlab, где это взять я думаю многие и так знают :)
Правда для одноразового опыта я бы порекомендовал найти portable-версию, чтобы не маяться с установкой лицензии.

Почему именно Matlab, когда я изначально реализовал такой подход в Wolfram Mathematica? Ответ прост – у него есть встроенные функции для подобного, в то время как в математике многое пришлось писать самому на основе более базовых вещей.

Tone matching MATLAB
На самом деле бояться ничего не нужно, достаточно выполнить несколько команд с модификацией под собственные данные.
В данном случае я использую исходные готовые файлы на своём жёстком диске.

1. Для начала, нам надо загрузить необходимые аудио-данные, в Matlab это можно сделать либо командами, либо воспользовавшись импортом данных из меню.
[target,fs]=wavread('H:\Backup\Audio\Clang test\Fortin.wav','double');

source=wavread('H:\Backup\Audio\Clang test\CCS_RG75R.wav','double');
target это данные для того что мы бы хотели получить, source это источник, если использовать функцию импорта, то лучше сразу обозвать переменные так же, чтобы не менять в дальнейшем. Формат немного меняется, так как в первом случае попутно получается частота сэмплирования файла, во втором случае это опущено, полагается что частоты сэмплирования совпадают.

2. Далее определим размер блока, для разрешения лучше 1 Гц, размер блока должен превышать частоту сэмплирования и являться степенью двойки.
nfft=2^nextpow2(fs);
3. Рассчитаем окно, я взял окно Кайзера, т.к. для этого есть готовая функция, в математике же я предпочёл использовать окно KBD (Kaiser-Bessel Derived), всё равно писать с нуля надо было :)
w=kaiser(nfft,8);
4. Теперь настал черёд определения осреднённых спектров сигнала, для этого в Matlab имеется готовая функция pwelch() (анализ Велча).
target_spectrum=pwelch(target,w,nfft/2,[],[],'twosided');

source_spectrum=pwelch(source,w,nfft/2,[],[],'twosided');
В-принципе, пункт 3 можно было опустить и воспользоваться окном по умолчанию, тогда вместо w в вызове функции следовало бы указать размер окна, nfft.

5. Вот теперь можно поделить один спектр на другой и получить подгоночный:
matching_spectrum=sqrt(target_spectrum./source_spectrum);
Так как pwelch() даёт осреднённый спектр возведённый в квадрат, то необходимо взять корень, я предпочёл это сделать один раз.

6. Вот тут возможны два подхода, рассмотрим каждый.
Для получения импульса надо просто выполнить обратное преобразование Фурье для спектра.
imp=ifft(matching_spectrum);
Но давайте взглянем, что из себя представляет этот импульс?
891151-0
Видно что импульс имеет пики в начале и в конце, если загрузить его в таком виде в импульсник, то будет слышно эхо. Если выкинуть его половину, то частотка поменяется, если взять вторую половину перед первой, то частотка не изменится, эха не будет, но будет большая задержка и преэхо. Это стандартно для фильтров с линейной фазой.
Что делать?
И вот тут нам на помощь приходит так называемое преобразование импульса к минимальной фазе. Есть различные способы это сделать, но изящнее всего воспользоваться гомоморфной фильтрацией (Homomorphic filtering, классный термин, не так ли?) или кепстральной обработкой (от CEPStrum, фактически SPECtrum наоборот).
Но не стоит выпадать в осадок, Матлаб имеет встроенную функцию для этого, так что ничего особо делать не надо.
[y,mpimp]=rceps(imp);
Давайте взглянем на получившийся импульс mpimp:
891153-1
Совсем другая картина, не так ли?
Причём частотка в данном случае не меняется.

7. Остаётся нормализировать импульс и сохранить в wav.
mpimp=mpimp/max(abs(mpimp));

wavwrite(mpimp,fs,32,'H:\Backup\Audio\Clang test\CCS_RG75R_to_Fortin_imp_matlab.wav');

А теперь вспомним что в 6 я говорил про два варианта.

Второй вариант просто состоит в том чтобы не получать обычный импульс, а сразу произвести кепстральную обработку спектра самим, тем самым избежав дополнительных обратного и прямого преобразований Фурье.
cepstrum=ifft(log(abs(matching_spectrum)));(это и был пресловутый кепстр)
hmfilter=[1;2*ones(nfft/2-1,1);ones(1-rem(nfft,2),1);zeros(nfft/2-1,1)];(а вот это был гомоморфный фильтр)
mpimp=real(ifft(exp(fft(hmfilter.*cepstrum))));
И далее по пункту 7.

Естественно названия файлов и путь у вас будут свои.

Для чего ещё это можно использовать?
А можно это всё использовать, помимо подгонки, для деконволюции сигналов.
В этом случае в качестве source выступает синусоидальный свип (синус с меняющейся частотой), а в качестве target записанный через мощник-каб-мик сигнал.

Дополнительно прикреплю полный код, которы можно вставить в M-file матлаба (File->New->M-file) и выполнить в один приём (естественно пути к файлам заменяем на свои).
[target,fs]=wavread('H:\Backup\Audio\Clang test\Fortin.wav','double');
source=wavread('H:\Backup\Audio\Clang test\CCS_RG75R.wav','double');
nfft=2^nextpow2(fs);
w=kaiser(nfft,8);
target_spectrum=pwelch(target,w,nfft/2,[],[],'twosided');
source_spectrum=pwelch(source,w,nfft/2,[],[],'twosided');
matching_spectrum=sqrt(target_spectrum./source_spectrum);
imp=ifft(matching_spectrum);
[y,mpimp]=rceps(imp);
mpimp=mpimp/max(abs(mpimp));
wavwrite(mpimp,fs,32,'H:\Backup\Audio\Clang test\CCS_RG75R_to_Fortin_imp_matlab.wav');

ps. Конечный импульс можно обрезать по вкусу, я обычно в вейвлабе обрезаю до 200 мс и в конце фейдаут применяю небольшой.

ps.ps. Для желающих самим проводить эксперименты, рекомендую вариант с бесплатным пакетом SciLab
https://guitarplayer.ru/index.php?topic=266917.msg6143050#msg6143050

ps.ps.ps Более простой инструмент для создания подгоночных импульсов, реализующий данную методику в рамках одного маленького приложения: https://guitarplayer.ru/index.php?topic=319541.0
« Последнее редактирование: Октября 09, 2014, 12:30:09 от deLuther »

Оффлайн Makaroff

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 10497
  • Репутация: +689/-326
  • DIY - my life
Re: DSP DIY
« Ответ #1 : Января 31, 2013, 21:31:25 »
Давай уже выпускай свой проц )))

Оффлайн Bleedthedream

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1207
  • Репутация: +44/-1
Re: DSP DIY
« Ответ #2 : Января 31, 2013, 21:32:20 »
deLuther, эх где ты был когда я хотел курсач по этой теме делать)))
Полез на KVR, ниче не понял и забил!
В любом случае спасибо, почитаемс!

Онлайн deLuther Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 34221
  • Репутация: +3361/-40
  • alderman of morning star
    • Malefice
Re: DSP DIY
« Ответ #3 : Января 31, 2013, 21:34:46 »
Кто не в курсе как это работает, примеры были здесь:
https://guitarplayer.ru/index.php?topic=266538.msg6132276#msg6132276
Там через математику, но сути это не меняет.

Оффлайн dwst

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1902
  • Репутация: +163/-8
Re: DSP DIY (цифровая обработка своими руками)
« Ответ #4 : Января 31, 2013, 21:51:04 »
Хорошая статья  :good:
Правда понял через раз описываемые действия  :(

Онлайн deLuther Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 34221
  • Репутация: +3361/-40
  • alderman of morning star
    • Malefice
Re: DSP DIY (цифровая обработка своими руками)
« Ответ #5 : Января 31, 2013, 21:57:12 »
Если есть матлаб, то можешь просто взять и попробовать повторить.

Оффлайн Bleedthedream

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1207
  • Репутация: +44/-1
Re: DSP DIY (цифровая обработка своими руками)
« Ответ #6 : Января 31, 2013, 22:02:24 »
deLuther, хех матлаб))
Вспоминается бесполезных 5 лет В Самарском Аэрокосе, в первые из которых юзали матлаб.
А какой в этом смысл ты видишь для рядового пользователя?
Не проще ли использовать анализатор спектра, потом уши или наоборот?

Оффлайн dwst

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1902
  • Репутация: +163/-8
Re: DSP DIY (цифровая обработка своими руками)
« Ответ #7 : Января 31, 2013, 22:08:01 »
deLuther, программу в матлабе повторить - это не проблема. не понял сути самих действий. банально знаний по математике/физике/акустике не хватает  ???

Онлайн deLuther Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 34221
  • Репутация: +3361/-40
  • alderman of morning star
    • Malefice
Re: DSP DIY (цифровая обработка своими руками)
« Ответ #8 : Января 31, 2013, 22:08:30 »
Bleedthedream,
Так тут и не ориентировано на рядового пользователя.
Особо пытливые умы могут попытаться это повторить, для этого “всего лишь” потребуется Matlab, где это взять я думаю многие и так знают :)
Некоторые спрашивали, вот пока я не написал своего приложения для рядового пользователя, то предложил самим почувствовать себя на месте разработчика. Это далеко не для рядового пользователя. Но может кто-то захочет поразрабатывать чего-нибудь.

Потом я подумываю накатать урок по созданию какого-нибудь простенького фильтра в синтмейкере, вдруг кто-нибудь загорится  :D
« Последнее редактирование: Января 31, 2013, 22:10:28 от deLuther »

Оффлайн Bleedthedream

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1207
  • Репутация: +44/-1
Re: DSP DIY (цифровая обработка своими руками)
« Ответ #9 : Января 31, 2013, 22:11:28 »
deLuther, тогда понятно, кому интересно, это конечно клёвая тема. Всячески развивай и просись в Ik Muktimedia :)

Онлайн deLuther Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 34221
  • Репутация: +3361/-40
  • alderman of morning star
    • Malefice
Re: DSP DIY (цифровая обработка своими руками)
« Ответ #10 : Января 31, 2013, 22:12:53 »
Не проще ли использовать анализатор спектра, потом уши или наоборот?
Преследуются разные цели. Импульсы вообще не получают по спектроанализатору и ушам :)
Речь идёт о частотной подгонке с точностью порядка 1 Гц или деконволюции.

... и добавил:

deLuther, тогда понятно, кому интересно, это конечно клёвая тема. Всячески развивай и просись в Ik Muktimedia :)
Всякий начинающий революционер втайне мечтает пристрелить какого-нибудь царя  :D

Оффлайн golbol1

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 15987
  • Репутация: +2320/-16
  • .... УХ ---ТЫ ....
Re: DSP DIY (цифровая обработка своими руками)
« Ответ #11 : Января 31, 2013, 22:37:20 »
deLuther, Сейчас ты меня просто убил ... Глыбокими глубинами своих знаний ...  :o :o :o ;D Иногда я тебя боюсь --- недай бог если ты их направиш против человечества ....  :D :D ;) ;D  Я думаю что ты сейчас стоиш перед интересной делемой --- вазможно стоит зделать некую прогу с понятным и простым фейсом каторая будет всё это просчитывать без математических заморочек мат-лаба ( тоесть на его основе ... но понятными алгоритмами такому дубу как я ) ... Надеюсь именно в этом направлении все твои помыслы .... А не --- КАК ЗАВОЕВАТЬ ВЕСЬ МИР ....  ;) :D :D ;D :alc: :alc: :alcoman:
 Респект тебе и Уважуха ....  :good: :yahoo: 

Оффлайн AlexPA

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 100
  • Репутация: +10/-0
Re: DSP DIY (цифровая обработка своими руками)
« Ответ #12 : Января 31, 2013, 22:59:15 »
deLuther, Спасибо, очень интересно.  Как я понял один аудиофайл - это звучание, к которому хотим приблизиться. Вот про второй аудиофайл не очень понятно. Это диай сигнал инструмента или нет? На этих двух файлах должен одинаковый кусок играться или можно, чтобы разное игралось?

Онлайн deLuther Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 34221
  • Репутация: +3361/-40
  • alderman of morning star
    • Malefice
Re: DSP DIY (цифровая обработка своими руками)
« Ответ #13 : Января 31, 2013, 23:05:10 »
AlexPA,
Второй это в данном случае диайник отреампленный через перегруз, без каба, так частотка ровнее. Просто проще всего когда материал совпадает, так лучше будет, а потом уже можно на другом материале применять, но никто не запрещает пробовать на разном, просто тогда лучше фрагмент подлиннее, чтобы осреднялось сильнее :)

Оффлайн Bleedthedream

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1207
  • Репутация: +44/-1
Re: DSP DIY (цифровая обработка своими руками)
« Ответ #14 : Января 31, 2013, 23:35:14 »
deLuther, слууушай, а ты случайно объясняешь не то же самое, что делает Kemper?