Дедушка Мороз, большой не ставь, 50..100ком \ по паре, для двух устройств, достаточно, всеравно не сможешь грамотно промерить оптимальную нагрузку
картинки в принципе не врут, так как с повышением сопротивления растет и конструктивная ёмкость +входное сопротивление устройства к которому потенциометр подключен, что кстати не указано в картинках
без чего они теряют всякий смысл
... и добавил:Проясним от чего отсчитывать и вообще что к чему. Это чтоб не загоняться по поводу битности, шипения и прочее.
Любое инженерное устройство придерживается в отличии от "наколенно-кустарно-прикладного" стандартизации, это нужно для сопряжения устройств между собой и вообще отсчитывать те или иные параметры.
В нашем случае касаемо выхлопа звуковых карт и прочих интерфейсов преобразования цифра\аналог, выходной уровень.
Логично возникает вопрос, а это сколько конкретно, и в чем измеряется?
Отсчет идет от стандарта 0db, чему равен 0.775 вольта при нагрузке 600ом, или 1вольт без привязки к сопротивлению нагрузки, в разумных пределах.
Следовательно, параметры указанные в ТЗ должны соответствовать этому уровню.
Но есть подвох, два стандарта: бытовой -10db, т.е. уровень амплитуды меньше на 10db, что равно около 0,36вольта,
второй стандарт профессиональный +4db, что равно примерно 1.5 вольта.
Обычно в картах есть переключатель стандартов, что позволяет сопрягать усилительные устройства с преобразователями.
Это отправная инженерная точка.
В чем подвох, в headroom, т.е. зона между инженерным оптимумом и перегрузкой. И вот тут начинаются затыки.
Особенно эти затыки касаются профессиональных уровней, в частности +18dBV (=20.2dBu) и выше, если взять к примеру звуковую карту, то это будет уровень около 10 вольт, и вот чтобы аналоговая обвеска DAC смогла реально чисто отработать такой уровень, нужно полноценное питание +\- 15вольт, в сумме 30 вольт, и качество используемых компонентов, т.е. операционных усилителей, чтобы они не только не срали при таких уровнях но и смогли отрабатывать свою вторую функцию - фильтровать сигнал от высокочастотных компонент прущих с микросхем DAC.
Разумеется ни первое ни второе не выполняется, во всяком случае в бытовом сегменте, не достаток питания, экономия на компонентах.
В результате при замерах видим, что искажения не снижаются при цифровом уровне 0db, приходится снижать, на сколько, напрямую зависит от конкретного устройства.
Получается парадокс, снижая сигнал перед преобразованием - по цифре, мы теряем биты полезной информации, но снижаем срач аналоговой обвязки, повышая цифровой уровень до оптимального для преобразования, получаем гадящую аналоговую начинку.
Следовательно, по уму нужно найти с помощью измерений оптимальный уровень балансирующий между одним и другим, а он может находится далеко от 0dbFs.
При этом мы еще проигрываем в оптимизации шумовых характеристик.
Но можно забить болт на некоторое повышение искажений выходя на максимум, и получить реальный запас для цифрового регулирования от 0db до скажем +18db, мало кто услышит рост искажений, нужна соответствующая по уровню контрольная аппаратура.
В наушниках будет слышно, но там связано больше с неоптимальной нагрузкой.
... и добавил:Исходя из выше приведенных соображений, я регулирую уровень громкости непосредственно в пульте карты, и никаких "цифровых" искажений не слышу.
Если посмотреть на шкалу регулятора - чудо чудесатое, получается та самая шкала от 0db до -20db, т.е. выставляя ползунок на -20db, и получая достаточно тихий но еще комфортный уровень громкости всей
моей системы в целом, на выходе карты выходит тот самый инженерный уровень 0db
, при котором принципиально не должно быть срача в звук.
При этом получаю запас в 20db если что-то вякнет в проекте или выйти на максимальную громкость. Довольно комфортно в работе.