ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Итак, гитара и комбик есть, что дальше? Дальше нужно ещё раз вспомнить начало - "домашняя проджект-студия" НЕ значит "любительский уровень, так себе, пригодно лишь для демок". Вот фотография домашней студии Мишеля Крету, автора проекта ENIGMA:
Как видим, железом она упакована покруче, чем многие пафосные "тру"-студии в центре столицы. Чего только стоят кастумшопные мониторы (так называют студийные колонки) Quested, изготовленные специально под это помещение! Схожую конфигурацию имеет и домашняя студия партнёра Мишеля, гитариста-продюсера Дженса Гэда:
К чему я это говорю? К тому, что понятие "домашняя студия" очень неопределённое, и не нужно презрительно морщить нос, говоря при этом "а, что с него взять - кустарщина, любительщина на коленке", домА-то у всех разные, это нужно учитывать. Так же нужно учитывать и такой момент: сердце домашней студии - это АППАРАТНАЯ, то есть это не то место, где вы будете записывать, а то место, где вы будете СВОДИТЬ.
Что это значит? Это значит, что взяв $20, вы можете снять самую крутую студию, с вожделенными Messa/Boogie, воткнуться, вас запишут тремя-пятью грамотно расставленными микрофонами через профессиональный предусилитель хоть на ленту, хоть в цифру в с максимальной разрядностью, а потом вы возьмёте эту запись, придёте домой, и сведёте всё что вам нужно, то есть вы наймёте тональную студию, проведя потом сведение в своей аппаратной. И это будет сделать гораздо проще, чем пытаться дома в ванной или кладовке добиться того же самого, кочегаря на полную ерасовский комбик. Грубо говоря - выше головы не прыгнешь. Если душа требует пять микрофонов и Messa/Boogie - никакими эмуляторами и ухищрениями этого не добиться, один выход - именно это и заполучить. Либо же, о чём здесь и идёт речь - делать что-то другое, своё. Нет такого закона, что "взрослый" звук нужно делать обязательно на раскочегаренном оконечнике 100-ваттного усилителя, воткнутого в кабинети 4х12". Никто не запрещает экспериментировать, пробовать, искать. Джо Перри - неприлично богатый гитарист, он может позволить себе всё, но в студии добивается "взрослого" звука на совсем по нашим меркам "детском" аппарате. И не только он один.
Итак, запомним один момент: если под студию очень мало пространства, не стоит пытаться сделать из неё мега-комплекс, лучше обойтись одной аппаратной (местом, где будет сводиться материал), нежели пытаться в угол поставить барабанную установку, в другой - басгитариста, гитариста с вокалисткой усадить на диван, а самому сидеть за компьютером и пытаться всё это одновременно записать. Если же возможности сделать тональную комнату для записи всё же имеются - это только в плюс, но об этом позже.
Какое место для работы над материалом у вас есть? Чаще всего - это ваша спальня, ваша личная комната. Живёте вы как правило не один, но даже если и один - не каждый захочет превращать свою спальню в студию, и тут нужно идти на компромиссы.
Что главное в студии, что отличает её от офиса туристического агентства, или цех по сборке мебели? Одно слово - контроль. Это очень важное слово, я его повторю большими буквами - КОНТРОЛЬ. Чем он точнее - тем лучше результат. Замечали, что ваши домашние записи звучат хорошо только на ваших же домашних колонках, в наушниках звучат по-другому, на муз.центре соседа - опять по-другому, и так далее? Замечали. Почему так? Потому что для того и нужна студия - сделать вашу запись так, что бы она звучала хорошо везде. Как правило в наших студиях эта запись звучит хорошо только в самой студии, на другом же аппарате будут косяки. Если это косяки мелкие - ничего страшного, не так легко найти квалифицированного звукорежиссёра (их ещё называют продюсер - не путайте с русским понятием этого слова), то есть если в студии всё идеально, а у вас дома чуть-чуть другая картина, но слушается всё равно нормально - это хорошо. Если же везде выявляются какие-то критичные косяки - это уже плохо, тут нужно пересводить.
Что нужно для контроля? Так же, как и в случае с электрогитарой, контроль не состоит из одного аппарата. Это так же комплекс казалось бы разных и независимых друг от друга вещей, таких как:
1. правильная акустическая отделка помещения
2. качественный цифро-аналоговый преобразователь
3. профессиональная студийная мониторная акустика
Только вместе эти три правильно подобранных друг к другу компонента могут давать оптимальный результат. И если первый можно построить по формулам, вторых не так уж и много, то выбор мониторов достаточно сложен, так как весьма индивидуален. То есть две разных пары мониторов от разных производителей, будучи на все сто процентов профессиональной и честной акустикой, могут восприниматься разными людьми по-разному - кому-то комфортнее работать с одними, у кого-то лучше миксы выходят с другими. Переносимость микса - вот одна из основных задачь этого комплекса, что бы ваш микс одинаково предсказуемо звучал на разных системах, будь то динамик сотового телефона или порталы в клубе. У меня мониторы за тысячу евро, меня не всё в них устраивает из-за индивидуальных особенностей, плюс тысяча евро - по меркам звукозаписи это самый начальный уровень, навроде упомянутого выше мексиканского бэушного стратокастера. То есть не идеал, но уже можно работать. Это не значит что вам тоже нужно тратить минимум тысячу евро на колонки. Это просто как пример.
Кстати, вот тут недавно было замечено, что звук на Западе так себе, сводят музыку не очень хорошо в не лучших студиях, и получают за это Грэмми, добиваясь мульти-платинового статуса продаж альбомов. Почему так? Потому что даже будучи супер-гитаристом с мега-аппаратом у лучшего звукорежиссёра, всё равно может выйти лажа, если нет главного - хорошей музыки. Пример - вся наша российская попса, сделанная по сути очень даже профессиональными музыкантами. Но я считаю у всех нас отличная музыка, не так ли? Продолжим.
Итак, оглянулись вокруг. Что мы видим? Типичная комната среднестатистического юзера. Диван, мебель, окно. Есть ли смысл в акустической отделке? Кто-то тут же скажет, что лучший материал для этого - картонные яичные лотки. Не знаю кто пустил эту утку - не верьте. Луший материал - это многослойная конструкция, расчитанная под ваше конкретное помещение профессиональным акустиком, толщина этого "бутерброда" минимум 25 сантиметров - то есть нужно отнять пол метра от вашей комнаты. Будете вы ютиться на этом пятачке? Если да - вперёд в google, читать про "акустическую отделку студии". Но вряд ли кто-то согласиться спать в уменьшившейся вдруг комнатке, окружённый кучей проводов, свисающей с потолка акустической ловушкой, и так далее. Хотя не спорю - есть и такие маньяки.
Если акустическая отделка не возможна, то мой совет прост - нужно привыкнуть. Для начала найти резонансную частоту комнаты - это такая нота, которая всегда будет звучать заметно громче других. Например вы играете партию басгитары, гамму с ровной динамикой, и вдруг одна нота звучит неприлично громко. Не стоит думать что виноваты вы или то, на чём вы играете. Про резонансы и борьбу с ними так же можно найти много умного и сложного материала в сети, это долгий разговор, поэтому повторюсь - нужно просто привыкнуть и учитывать эту особенность вашей комнаты при сведении.
Что такое эхо (вернее реверберация) знают многие по опыту игры на плохих реп-базах. Громко хлопните в ладоши в вашей домашней студии - узнаете много нового и неприятного. Это не эхо, а та самая паразитная акустикая вашего помещения, будь она не ладна. Так как, повторюсь, профессиональная акустическая отделка - вещь довольно сложная, и не столько дорогая, сколько хлопатная при условии что вы будете жить в этой комнате, то лучше не обращать на это внимание, вернее - смириться и не заморачиваться.
Следующий пункт - загадочные АЦП и ЦАП, системы ввода-вывода звука, а проще говоря - его записи и воспроизведения. Существуют дорогие системы, но самое простое - это естественно звуковая карта. Для домашней проджект-студии не каждый позволит себе покупать всё по-отдельности - АЦП, ЦАП, МИДИ, микрофонный предусилитель, и так далее и тому подобное, поэтому оптимальнее всего купить карточку всё-в-одном, то есть:
а) ацп/цап
б) микрофонный предусилитель
в) усилитель для наушников
Не буду углубляться в профессиональные нюансы, поэтому скажу просто - прочитайте статью о карте E-mu 1616m PCI. Это примерно то, что вам нужно. Есть варианты дороже - тот же Digidesign ProTools Rack или RME Fireface 400, есть карты дешевле, есть то, что я перечислил чуть выше в домашней студии моего приятеля. Всё зависит от финансов. Что мы получим, заплатив минимум? Во-первых - шумы, они будут везде - при записи микрофона или гитары в линию, при воспроизведении, при прослушивании через наушники, во-вторых - неправильное отображение звуковой картины, вам будет казаться что например мало высоких - а на самом деле их просто "съедает" звуковая, и так далее. Чем лучше звуковая - тем меньше шумов, тем правильнее и естественнее звуковая картина.
Звуковые бывают внешние и внутренние, я рекомендую внешние. Почему? Потому что чисто физически очень трудно на одной плате разместить относительно хороший микрофонный предусилитель и усилитель для наушников. Если всё же надумаете покупать всё отдельно, то вполне подойдёт и внутренняя звуковая, то есть PCI (не путать со встроенной в материнскую плату!) Так что звуковые могут подключаться:
а) по fire-wire
б) по usb
в) по pci
Первые два варианта - это когда ваша звуковая находится полностью в одной коробочке, из которой идёт провод, включаемый в соответствующую дырку компьютера. Последний - когда ко внешней звуковой идёт ещё одна звуковая, вставляемая в компьютер, и вот к этой внутренней звуковой и подключается внешняя, в большом корпусе которой комфортно размещены все эти предусилители, усилители, и так далее. Первых два варианта универсальнее, хоть и чуть больше нагружают процессор компьютера, последний - теоретически стабильнее в работе, но в принципе всё - дело вкуса.
На что ещё стоит обращать внимание? Наличие у звуковой миди-адаптера - в этом случае вам не придётся покупать миди-адаптер для вашей клавиатуры, с другой стороны многие миди-клавиатуры уже можно подключать по usb, и если в будущем вы не планируете покупать никаких устройств, синхронизирующихся по миди, этим можно пренебречь, но я бы на всякий рекомендовал иметь это про запас. Ну и конечно же количество входов-выходов - если душа всё-таки требует записи барабанов в квартире, то не стоит забывать, что записывают их минимум восемью микрофонами, то есть у звуковой должно быть восемь входов. Но тут есть некоторые ухищрения - во-первых барабаны можно записывать по-отдельности, сначала бочку, потом малый, потом томы, потом кухню, да - придётся потратить больше времени, но заодно и на микрофонах сэкономите, а во-вторых - количество каналов звуковых карт при наличии соответствующих опций (ADAT, S/PDIF) можно со временем увеличить, докупив соответствующую аппаратуру.
Ну и последний пункт - мониторы. Самая распространённая ошибка, которую допускают в домашних студиях - покупают самые дешёвые колонки, на которых производитель написал "монитор студийный, 1 шт". Если бы мониторы реально было делать дешёвыми - их бы делали дешёвыми, и во всех студиях стояли бы дешёвые мониторы. Студийщики - не дураки тратить деньги просто так, за исключением конечно нашего брата, для которого главное - пустить пыль в глаза клиенту. Что получится, если наши дешёвые мониторы окажутся не совсем качественными? Да то же, что и при сведении на дешёвых компьютерных колонках или музыкальном центре - ваш трек будет хорошо звучать только у вас, на любых же других источниках звука будут выпирать неприятные косяки. Например в ваших колонках провал на частоте 200 герц на 5 децибел - это значит что при сведении вы сделаете в этом месте подъём на 5 децибел. А потом послушаете на колонках, где нет этого провала - и в этом месте ваш трек будет звучать громче на 5 децибел. А кто-то послушает ваш трек на колонках, у которых на 200 герцах не провал, а подъём - в результате он услышит подъём на частоте 200 герц уже в 10 децибел. И это - самый простой пример. Чаще всего неоправданно завышают низкие и высокие частоты - в результате басы забивают все инструменты, а высокие режут по ушам. Ещё одна ошибка, так как все мы гитаристы и привыкли играть в кабинет 4х12" - купить домой колонки с максимально большим динамиком, среди мониторов это как правило 8 дюймов. Но мониторный динамик - это далеко не тот динамик, что стоит в вашем комбике. Это достаточно много басов, которые в нашем неподготовленном помещении превратятся в кашу, утонут в резонансах, ранних отражениях, и так далее. С другой стороны можно попробовать не включать колонки громко, а порой бывают совпадения, когда колонки относительно подойдут к вашему помещению, но эта очень большая лотерея. 5"-6.5" - вот на мой взгляд оптимальное решение, хоть и кажется, что бас на таких колонках не сведёшь. Лично я сводил пару треков на колонках с 4" динамиками, потом слушал эти треки на концертном аппарате, и ничего критичного там не было. Ещё многие не учитывают такой момент, как расположение фазаинверторов, покупают колонки с задним фазаинвертором, ставят их вплотную к стене, а потом удивляются, что у них колонки звучат ужасно, хотя до этого в магазине в центре помещения на столе всё было идеально, начинают грешить на звуковую, и так далее. Минимум 20-30 сантиметров желательно иметь в запасе между стеной и колонкой при таком расположении фазаинверторов, не забывайте об этом.
Считается, что минимальная цена за профессиональные мониторы - $500 за пару. Это не так. Вы наверняка видели на фотографиях студий, что там стоят не одни мониторы - на пульте лежат колонки с белыми динамиками, популярные в прошлом Yamaha NS10m Studio, чуть дальше стоят колонки чуть покрупнее, а ещё дальше в стену вмурованы колонки наподобие этих:
Не эти чёрненькие ящички Dynaudio BM 15A, стоящие на столе, а те здоровенные колонны с вентиляторами 4 way Active QUESTED Custom Made System. Не буду вдаваться в подробности о контроле ближней, средней и дальней зоны - в домашних студиях как правило есть только одна зона, ближняя, обращу лишь ваше внимание только на то, что даже в дорогих студиях есть НЕСКОЛЬКО акустических систем разного класса, а не одна-единственная, то есть одними только мониторами за $500 не обойтись. Что делать - докупать ещё одни? Нет. Самый простой и оптимальный вариант для домашней студии - это комбинация. За $500 профессиональные мониторы не купишь, зато вполне можно купить профессиональные наушники, а так же какие-нибудь активные колонки, или пассивные с внешним усилителем. Так же не будет лишним, если звуковая позволяет, заодно подключить и музыкальный центр, если к телевизору подключен dvd - слушать и через динамик телевизора, и так далее, добиваясь при этом, что бы трек звучал максимально одинаково на всех этих системах.
Часто слышал такую фразу "свёл трек на колонках, потом одел наушники - всё совсем по-другому, как же фирмачи этого добиваются, в чём секрет?" Секрет прост - у фирмачей профессиональный вышеприведённый студийный комплекс из компонентов акустика-звуковая-мониторы. Можно этому не верить, но трек, который я свёл на одних только Genelec или своих Adam, звучит фактически точно так же и в наушниках, и по телевизору, и на музыкальном центре соседа, и так далее. Есть мелкие нюансы - но это не те критичные баги, которые мы получаем, сведя только на чём-то одном - только в наушниках, только на непрофессиональных мониторах, и так далее.
Единственное - не рекомендую сводить ТОЛЬКО в наушниках. Привыкнуть-то к ним можно, у меня несколько знакомых вполне успешно сводят в одних только наушниках, и их треки хорошо звучат как на разных мониторах, так и на концертах, но работая в наушниках вы рискуете посадить себе слух, что чревато. Если бы повторюсь можно было обойтись одними наушниками - во всех студиях только в них и сводили, благо как правило профессиональные наушники стоят раз в десять дешевле аналогичных по качеству звучания профессиональных мониторов.
Да, я умышленно не называю брэндов и не рекомендую конкретные модели - это будет слишком субъективно. Например мой напарник очень любил сводить в Beyerdynamic, пренебрежительно относился к AKG, а недавно к всеобщему удивлению открыл для себя одну из моделей Audio-Technica, и который день пребывает в эйфории, сравнивая их с мониторами Adam S2.5a, в плане относительной честности этих наушников. А лично я например вообще не люблю сводить в наушниках, хотя как-то свёл целый альбом в каких-то совсем уж копеечных Aiwa, а потом с удивлением услышал на Genelec, что допустил гораздо меньше косяков, чем предпологал. Но это дело случая - смогут ваши уши подружиться с наушниками, или нет. В идеале для домашней студии - работать над аранжировкой в колонках, а сводить в колонках с контролем в наушниках, таким образом можно получить очень хорошие результаты.
Но главное - слушать, слушать и ещё раз слушать. Как можно больше разный музыки, что бы понять, как именно должна звучать запись на вашем аппарате, что бы потом она звучала так же одинаково хорошо везде, как и фирмА.