Автор Тема: Создание студии. Ремонт. Аппарат. Практические советы.  (Прочитано 10933 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Magg

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 348
Re: Конфигурации проджект-студий: ваши мнения
« Ответ #15 : Октября 23, 2007, 08:01:25 »


Задающий вопросы никогда не получит ответа(восточная мудрость:-)
« Последнее редактирование: Октября 31, 2007, 17:30:42 от Magg »

Оффлайн Magg

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 348
Re: Конфигурации проджект-студий: ваши мнения
« Ответ #16 : Октября 23, 2007, 08:05:35 »
Почему в студиях гитаристы любят громкий и широкий звук?
« Последнее редактирование: Октября 31, 2007, 17:31:17 от Magg »

Оффлайн pasha12345

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1340
  • зануда
Re: Конфигурации проджект-студий: ваши мнения
« Ответ #17 : Октября 23, 2007, 10:24:49 »
Ну а теперь ваш маленький друг, совершенно ни в чём не разбирающийся, голый так сказать теоретик, попробует всё же высказать своё мнение по теме топика, конкретно - о проджект-студиях.

Оффлайн pasha12345

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1340
  • зануда
Re: Конфигурации проджект-студий: ваши мнения
« Ответ #18 : Октября 23, 2007, 10:25:01 »
ВСТУПЛЕНИЕ

Чем отличается проджект-студия от коммерческой? Тем, что коммерческая пишет всё подряд, а проджект (то есть домашняя) - только тебя любимого. Если ты пишешь инструментальную электронику - тебе нафиг не нужен парк микрофонов Нойман или DPA, ламповая голова и кабинет. Если ты пишешь классический металл - нет нужды арендовать амфитеатр, что бы запечатлить естественную акустику, которую так любят использовать при записи хоров, и так далее. Помните как новый басист Металлики Роберт Трухильо пришёл к ним в студию? Ему говорят - "вот тебе такой бас, играй", на что он спросил "а нет ли у вас пятиструнника?", и ему естественно подобрали нужную модель, пояснив, что "здесь около пятисот (!) гитар, и это далеко не все". Вот что отличает коммерческую студию от домашней - что в ней должно быть всё, на любой вкус. Хочешь эту гитару? Пожалуйста. Нужна другая - извольте! Не устраивает комбик? А попробуйте этот! Нередко вокалисту подбирают микрофон под его уникальный тембр. Поэтому студии часто и занимают такие огромные площади, и имеют столько оборудования. Например пианисту очень понравится играть на рояле Стейнвей в помещении с хорошей естественной реверберацией, которую мастерски запишут несколькими микрофонами - но нужно ли это тому, кто максимум что записывает - гитару с комбика? То есть исходить нужно в первую очередь из того, что нужно конкретно ТЕБЕ, и покупать аппарат под СЕБЯ, а не слушать советы "бывалых", которые могут заниматься диаметрально-противоположной музыкой. Ещё одна тотальная ошибка - каждый кулик своё болото хвалит, то есть нельзя думать, что вы получите объективную оценку от даже самого супер-пупер профи, даже от меня - это будет исключительно субьективизм по ЛЮБЫМ вопросом. Это нужно учитывать.

Оффлайн pasha12345

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1340
  • зануда
Re: Конфигурации проджект-студий: ваши мнения
« Ответ #19 : Октября 23, 2007, 10:25:17 »
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Итак, с чего начинается домашняя студия электрогитариста? С простой и понятной вещи, которую нужно распечатать большими буквами на листе А4 (а лучше А2) и повесить на видное место:

НЕ БУДЬ СКРЯГОЙ

Все мы в массе своей люди небогатые, у всех у нас нет денег на хорошие гитары и аппаратуру, но поймите простую вещь: если мы решили заниматься этим всерьёз, если гитара важная часть нашей жизни - ни в коем случае не экономьте на самом главном. Накопите часть денег, другую часть отдолжите, третью возьмите в кредит, ради четвёртой продайте что-нибудь из вещей - но НАСКРЕБИТЕ необходимый минимум на б/у-гитару, которая будет строить, звучать, будет надёжна, комфортна в игре, не будет расстраиваться, и так далее. Я никогда не играл на мексиканских Fender Stratocaster, но говорят это достойные гитары, цены на которые в б/у-варианте начинаются в районе $300. Да - сумма кажется огромной, особенно в сравнении с новенькими гитарами по $100-$200, но поверьте - оно того стоит. Сумма условная - возможно придётся потратить чуть больше, например через знакомых заказав гитарку с ebay, вложив в это сверху $150 за доставку. Так же говорят в Китае при обязательном контроле качества со стороны производителя тоже уже делают достойные инструменты, так что азиотов не нужно обходить, презрительно щурась - лучше старательно присматриваться, прислушиваться, выбирать, искать, потратив в итоге необходимую, пусть и кажущуюсю в начале крупную, сумму. Это НЕОБХОДИМАЯ трата. Если ты решил встречаться с девушкой - ты хочешь, что бы она была самая лучшая. Если ты покупаешь еду - ты хочешь что бы она была вкусная и свежая. Так почему, если ты хочешь посвятить чему-то огромную часть своей жизни (учёба, репетиции, выступления) - ты обязательно ищешь любой способ сэкономить? Если решил заниматься всерьёз - начни с гитары.

Итак, гитара есть. Вернее не гитара, а, подчеркну - ЭЛЕКТРОГИТАРА. Чем электрогитара отличается от гитары? Тем, что сама по себе - это доска со струнами. Не спорьте. Электрогитара - это автомобиль без двигателя. Это компьютер без винчестера. Это сотовый без сим-карты. Нет такого инструмента - "электрогитара", есть такой инструмент "электрогитара+комбик", просто для удобства это пишут одним словом - гитара, при этом подразумевая, что она будет включена во что-то, что будет подходить ей и её владельцу по звуку.

Для чего я так подробно в описании студии остановился на этом моменте? Потому что вы не поверите - студии НЕ ДЕЛАЮТ из дерьма конфетку! В студиях не берут дерьмовый звук, а потом чудо-приборами или хитрыми плагинами его исправляют. В студиях берут максимально качественный звук, и слегка его изменяют, дабы он сочетался с другим максимально качественным звуком. Гитара с вокалом, бас с барабанами, один тембр аналогового (а не псевдо-виртуально-аналогового, как Вирус, Норд Лид, и так далее, и уж тем более VSTi) синтезатора с другим, и так далее. Всё это - звенья ОДНОЙ цепи. Если какое-то звено будет с дефектом - разорвётся вся цепочка. Если одно из звеньев нашей цепочки "руки гитариста - готовый продукт на CD" будет не ахти, то у нас ничего не выйдет, как бы круты не были все остальные звенья.

Итак, скажу банальнейшую вещь - ламповый комбик. Не транзисторный комбик (ведь Дайм по слухам играл в транзистор и был тру), не процессор (ведь в ПОД играет Хэтфилд в рекламе, а он тру), и тем более не виртуальные игрушки (ведь на Западе Амплитьюб стоит целых $400, а у нас тру-беслатно). Почему так? Почему только хорошая б/у-шная электрогитара (потому что новая стоит в два раза дороже) и ламповый комбик? Нет - не потому что это тру. Я не подвержен стереотипам. А потому что это ЕСТЕСТВЕННЫЙ звук. Можно на Мерседес поставить лыжи, мотор перенести в багажник, а руль прикрутить на заднем сиденье, и машина даже может будет вполне успешно ездить по нашим заснеженным дорогам - но разве будет естественно управлять таким неестественным автомобилем? Нет. То же самое и звук. Включаем процессор, дорогой транзисторный комбик, виртуальную машинку - и играемся, переключаем пресеты, говорим себе "вау как круто, прямо как Стив Вай!" И говорим так до тех пор, пока не попытаемся всё это записать. Тут-то мы и услышим, что в звуке много песка, а при попытках его прибрать гитара звучит приглушённо, что всё мясо внизу мешает басгитаре, а прибрав низ тембр гитары вдруг так же тускнеет, что середина мешает вокалу и малому барабану, а прибрав ещё и её, мы вконец потеряем нашу гитару, да ещё и такой момент - при сведении эффекты типа реверов-дилеев-хорусов и так далее лучше отключить, и добавлять их уже в общей картине, и вот тут ещё один облом - отключив эффекты тембр гитары так же станет совсем блёклым в наших процессорах.

Поэтому если решили быть гитаристом - не экономьте на самом важном что будет с вами всю жизнь, на электрогитаре и её ламповом сердце. Даже если с деньгами совсем плохо - не тратье свою жизнь на недогитары, выструганные пьяным мастером топором, и на [удалено] с хреновыми транзисторниками и виртуальными процессорами. В попытках из всего этого выжать хоть какой-то звук вы потеряете гораздо больше времени, нервов и денег. Вам могу долго рассказывать в форумах, что "Амплитьюб - крутая прога, только звучит она лучше через хороший дибокс" - мы подключали американский Fender Stratocaster за $1650 через предусилитель dbx Blue 786 за $3000 в звуковую Protools HD за $12000 через АЦП Lynx Aurora 16 за $5000 в компьютер Apple Macintosh за $7500 и слушали через мониторы Adam S2.5a за $5000, повесив лицензионный плагин IK Multimedia AmpliTube, наш звуковой тракт в суммарном итоге стоил порядка ТРИДЦАТИ ПЯТИ ТЫСЯЧ ДОЛЛАРОВ, и как вы думаете - получили ли мы настоящий электрогитарный звук? Вы уже догадались что нет, и наверное поняли, какое звено тут было самым слабым. У меня была возможность всё это тестировать - я работал профессиональным звукорежиссёром и аранжировщиком в профессиональной студии, а мой напарник работает в этой студии до сих пор, вчера вон звонил как раз - жаловался, что ему опять принесли на пересведение ужасную запись, на это раз барабаны, как всегда записаны в одной из самых разрекламированных студий, где пишутся наши топовые звёзды. Поэтому я говорю всё это не от балды, про все эти табу на процессоры и обожествление лампы. Можно и лампу записать хреново. Можно и процессор удачно вписать в НЕ гитарную аранжировку. Соляки для электронных попсовых песенок проще всего через ПОД записывать, так быстрее, да там и соло этого будет секунд 20 - но если вы хотите заниматься ГИТАРНОЙ музыкой, то у вас эта часть цепи должна быть самой главной - хорошая электрогитара и ламповый комбик. Впрочем, на всякий случай всё же послушайте Роланд Джаз Хорус - говорят для чистого звука он очень даже подходит.

Если прочитав всё это, кто-то скажет "ну, это не про меня, голь на выдумки хитра, не рублём так умением, я лучше свою плохую гитарку включу через транзисторную примочку в линию и обработаю виртуальной комбоэмуляцией, получив звук ничуть не хуже, а зато в три раза дешевле" - дальше можно не читать, так как у вас не будет самого главного - исходного хорошего сигнала. А не имея хорошего сигнала, никакими обработками его не вытянешь, так как вытягивать попросту будет нечего.
« Последнее редактирование: Октября 23, 2007, 11:37:10 от RAMIL »

Оффлайн pasha12345

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1340
  • зануда
Re: Конфигурации проджект-студий: ваши мнения
« Ответ #20 : Октября 23, 2007, 10:25:47 »
ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Итак, гитара и комбик есть, что дальше? Дальше нужно ещё раз вспомнить начало - "домашняя проджект-студия" НЕ значит "любительский уровень, так себе, пригодно лишь для демок". Вот фотография домашней студии Мишеля Крету, автора проекта ENIGMA:



Как видим, железом она упакована покруче, чем многие пафосные "тру"-студии в центре столицы. Чего только стоят кастумшопные мониторы (так называют студийные колонки) Quested, изготовленные специально под это помещение! Схожую конфигурацию имеет и домашняя студия партнёра Мишеля, гитариста-продюсера Дженса Гэда:



К чему я это говорю? К тому, что понятие "домашняя студия" очень неопределённое, и не нужно презрительно морщить нос, говоря при этом "а, что с него взять - кустарщина, любительщина на коленке", домА-то у всех разные, это нужно учитывать. Так же нужно учитывать и такой момент: сердце домашней студии - это АППАРАТНАЯ, то есть это не то место, где вы будете записывать, а то место, где вы будете СВОДИТЬ.

Что это значит? Это значит, что взяв $20, вы можете снять самую крутую студию, с вожделенными Messa/Boogie, воткнуться, вас запишут тремя-пятью грамотно расставленными микрофонами через профессиональный предусилитель хоть на ленту, хоть в цифру в с максимальной разрядностью, а потом вы возьмёте эту запись, придёте домой, и сведёте всё что вам нужно, то есть вы наймёте тональную студию, проведя потом сведение в своей аппаратной. И это будет сделать гораздо проще, чем пытаться дома в ванной или кладовке добиться того же самого, кочегаря на полную ерасовский комбик. Грубо говоря - выше головы не прыгнешь. Если душа требует пять микрофонов и Messa/Boogie - никакими эмуляторами и ухищрениями этого не добиться, один выход - именно это и заполучить. Либо же, о чём здесь и идёт речь - делать что-то другое, своё. Нет такого закона, что "взрослый" звук нужно делать обязательно на раскочегаренном оконечнике 100-ваттного усилителя, воткнутого в кабинети 4х12". Никто не запрещает экспериментировать, пробовать, искать. Джо Перри - неприлично богатый гитарист, он может позволить себе всё, но в студии добивается "взрослого" звука на совсем по нашим меркам "детском" аппарате. И не только он один.

Итак, запомним один момент: если под студию очень мало пространства, не стоит пытаться сделать из неё мега-комплекс, лучше обойтись одной аппаратной (местом, где будет сводиться материал), нежели пытаться в угол поставить барабанную установку, в другой - басгитариста, гитариста с вокалисткой усадить на диван, а самому сидеть за компьютером и пытаться всё это одновременно записать. Если же возможности сделать тональную комнату для записи всё же имеются - это только в плюс, но об этом позже.

Какое место для работы над материалом у вас есть? Чаще всего - это ваша спальня, ваша личная комната. Живёте вы как правило не один, но даже если и один - не каждый захочет превращать свою спальню в студию, и тут нужно идти на компромиссы.

Что главное в студии, что отличает её от офиса туристического агентства, или цех по сборке мебели? Одно слово - контроль. Это очень важное слово, я его повторю большими буквами - КОНТРОЛЬ. Чем он точнее - тем лучше результат. Замечали, что ваши домашние записи звучат хорошо только на ваших же домашних колонках, в наушниках звучат по-другому, на муз.центре соседа - опять по-другому, и так далее? Замечали. Почему так? Потому что для того и нужна студия - сделать вашу запись так, что бы она звучала хорошо везде. Как правило в наших студиях эта запись звучит хорошо только в самой студии, на другом же аппарате будут косяки. Если это косяки мелкие - ничего страшного, не так легко найти квалифицированного звукорежиссёра (их ещё называют продюсер - не путайте с русским понятием этого слова), то есть если в студии всё идеально, а у вас дома чуть-чуть другая картина, но слушается всё равно нормально - это хорошо. Если же везде выявляются какие-то критичные косяки - это уже плохо, тут нужно пересводить.

Что нужно для контроля? Так же, как и в случае с электрогитарой, контроль не состоит из одного аппарата. Это так же комплекс казалось бы разных и независимых друг от друга вещей, таких как:

1. правильная акустическая отделка помещения
2. качественный цифро-аналоговый преобразователь
3. профессиональная студийная мониторная акустика

Только вместе эти три правильно подобранных друг к другу компонента могут давать оптимальный результат. И если первый можно построить по формулам, вторых не так уж и много, то выбор мониторов достаточно сложен, так как весьма индивидуален. То есть две разных пары мониторов от разных производителей, будучи на все сто процентов профессиональной и честной акустикой, могут восприниматься разными людьми по-разному - кому-то комфортнее работать с одними, у кого-то лучше миксы выходят с другими. Переносимость микса - вот одна из основных задачь этого комплекса, что бы ваш микс одинаково предсказуемо звучал на разных системах, будь то динамик сотового телефона или порталы в клубе. У меня мониторы за тысячу евро, меня не всё в них устраивает из-за индивидуальных особенностей, плюс тысяча евро - по меркам звукозаписи это самый начальный уровень, навроде упомянутого выше мексиканского бэушного стратокастера. То есть не идеал, но уже можно работать. Это не значит что вам тоже нужно тратить минимум тысячу евро на колонки. Это просто как пример.

Кстати, вот тут недавно было замечено, что звук на Западе так себе, сводят музыку не очень хорошо в не лучших студиях, и получают за это Грэмми, добиваясь мульти-платинового статуса продаж альбомов. Почему так? Потому что даже будучи супер-гитаристом с мега-аппаратом у лучшего звукорежиссёра, всё равно может выйти лажа, если нет главного - хорошей музыки. Пример - вся наша российская попса, сделанная по сути очень даже профессиональными музыкантами. Но я считаю у всех нас отличная музыка, не так ли? Продолжим.

Итак, оглянулись вокруг. Что мы видим? Типичная комната среднестатистического юзера. Диван, мебель, окно. Есть ли смысл в акустической отделке? Кто-то тут же скажет, что лучший материал для этого - картонные яичные лотки. Не знаю кто пустил эту утку - не верьте. Луший материал - это многослойная конструкция, расчитанная под ваше конкретное помещение профессиональным акустиком, толщина этого "бутерброда" минимум 25 сантиметров - то есть нужно отнять пол метра от вашей комнаты. Будете вы ютиться на этом пятачке? Если да - вперёд в google, читать про "акустическую отделку студии". Но вряд ли кто-то согласиться спать в уменьшившейся вдруг комнатке, окружённый кучей проводов, свисающей с потолка акустической ловушкой, и так далее. Хотя не спорю - есть и такие маньяки.

Если акустическая отделка не возможна, то мой совет прост - нужно привыкнуть. Для начала найти резонансную частоту комнаты - это такая нота, которая всегда будет звучать заметно громче других. Например вы играете партию басгитары, гамму с ровной динамикой, и вдруг одна нота звучит неприлично громко. Не стоит думать что виноваты вы или то, на чём вы играете. Про резонансы и борьбу с ними так же можно найти много умного и сложного материала в сети, это долгий разговор, поэтому повторюсь - нужно просто привыкнуть и учитывать эту особенность вашей комнаты при сведении.

Что такое эхо (вернее реверберация) знают многие по опыту игры на плохих реп-базах. Громко хлопните в ладоши в вашей домашней студии - узнаете много нового и неприятного. Это не эхо, а та самая паразитная акустикая вашего помещения, будь она не ладна. Так как, повторюсь, профессиональная акустическая отделка - вещь довольно сложная, и не столько дорогая, сколько хлопатная при условии что вы будете жить в этой комнате, то лучше не обращать на это внимание, вернее -  смириться и не заморачиваться.

Следующий пункт - загадочные АЦП и ЦАП, системы ввода-вывода звука, а проще говоря - его записи и воспроизведения. Существуют дорогие системы, но самое простое - это естественно звуковая карта. Для домашней проджект-студии не каждый позволит себе покупать всё по-отдельности - АЦП, ЦАП, МИДИ, микрофонный предусилитель, и так далее и тому подобное, поэтому оптимальнее всего купить карточку всё-в-одном, то есть:

а) ацп/цап
б) микрофонный предусилитель
в) усилитель для наушников

Не буду углубляться в профессиональные нюансы, поэтому скажу просто - прочитайте статью о карте E-mu 1616m PCI. Это примерно то, что вам нужно. Есть варианты дороже - тот же Digidesign ProTools Rack или RME Fireface 400, есть карты дешевле, есть то, что я перечислил чуть выше в домашней студии моего приятеля. Всё зависит от финансов. Что мы получим, заплатив минимум? Во-первых - шумы, они будут везде - при записи микрофона или гитары в линию, при воспроизведении, при прослушивании через наушники, во-вторых - неправильное отображение звуковой картины, вам будет казаться что например мало высоких - а на самом деле их просто "съедает" звуковая, и так далее. Чем лучше звуковая - тем меньше шумов, тем правильнее и естественнее звуковая картина.

Звуковые бывают внешние и внутренние, я рекомендую внешние. Почему? Потому что чисто физически очень трудно на одной плате разместить относительно хороший микрофонный предусилитель и усилитель для наушников. Если всё же надумаете покупать всё отдельно, то вполне подойдёт и внутренняя звуковая, то есть PCI (не путать со встроенной в материнскую плату!) Так что звуковые могут подключаться:

а) по fire-wire
б) по usb
в) по pci

Первые два варианта - это когда ваша звуковая находится полностью в одной коробочке, из которой идёт провод, включаемый в соответствующую дырку компьютера. Последний - когда ко внешней звуковой идёт ещё одна звуковая, вставляемая в компьютер, и вот к этой внутренней звуковой и подключается внешняя, в большом корпусе которой комфортно размещены все эти предусилители, усилители, и так далее. Первых два варианта универсальнее, хоть и чуть больше нагружают процессор компьютера, последний - теоретически стабильнее в работе, но в принципе всё - дело вкуса.

На что ещё стоит обращать внимание? Наличие у звуковой миди-адаптера - в этом случае вам не придётся покупать миди-адаптер для вашей клавиатуры, с другой стороны многие миди-клавиатуры уже можно подключать по usb, и если в будущем вы не планируете покупать никаких устройств, синхронизирующихся по миди, этим можно пренебречь, но я бы на всякий рекомендовал иметь это про запас. Ну и конечно же количество входов-выходов - если душа всё-таки требует записи барабанов в квартире, то не стоит забывать, что записывают их минимум восемью микрофонами, то есть у звуковой должно быть восемь входов. Но тут есть некоторые ухищрения - во-первых барабаны можно записывать по-отдельности, сначала бочку, потом малый, потом томы, потом кухню, да - придётся потратить больше времени, но заодно и на микрофонах сэкономите, а во-вторых - количество каналов звуковых карт при наличии соответствующих опций (ADAT, S/PDIF) можно со временем увеличить, докупив соответствующую аппаратуру.

Ну и последний пункт - мониторы. Самая распространённая ошибка, которую допускают в домашних студиях - покупают самые дешёвые колонки, на которых производитель написал "монитор студийный, 1 шт". Если бы мониторы реально было делать дешёвыми - их бы делали дешёвыми, и во всех студиях стояли бы дешёвые мониторы. Студийщики - не дураки тратить деньги просто так, за исключением конечно нашего брата, для которого главное - пустить пыль в глаза клиенту. Что получится, если наши дешёвые мониторы окажутся не совсем качественными? Да то же, что и при сведении на дешёвых компьютерных колонках или музыкальном центре - ваш трек будет хорошо звучать только у вас, на любых же других источниках звука будут выпирать неприятные косяки. Например в ваших колонках провал на частоте 200 герц на 5 децибел - это значит что при сведении вы сделаете в этом месте подъём на 5 децибел. А потом послушаете на колонках, где нет этого провала - и в этом месте ваш трек будет звучать громче на 5 децибел. А кто-то послушает ваш трек на колонках, у которых на 200 герцах не провал, а подъём - в результате он услышит подъём на частоте 200 герц уже в 10 децибел. И это - самый простой пример. Чаще всего неоправданно завышают низкие и высокие частоты - в результате басы забивают все инструменты, а высокие режут по ушам. Ещё одна ошибка, так как все мы гитаристы и привыкли играть в кабинет 4х12" - купить домой колонки с максимально большим динамиком, среди мониторов это как правило 8 дюймов. Но мониторный динамик - это далеко не тот динамик, что стоит в вашем комбике. Это достаточно много басов, которые в нашем неподготовленном помещении превратятся в кашу, утонут в резонансах, ранних отражениях, и так далее. С другой стороны можно попробовать не включать колонки громко, а порой бывают совпадения, когда колонки относительно подойдут к вашему помещению, но эта очень большая лотерея. 5"-6.5" - вот на мой взгляд оптимальное решение, хоть и кажется, что бас на таких колонках не сведёшь. Лично я сводил пару треков на колонках с 4" динамиками, потом слушал эти треки на концертном аппарате, и ничего критичного там не было. Ещё многие не учитывают такой момент, как расположение фазаинверторов, покупают колонки с задним фазаинвертором, ставят их вплотную к стене, а потом удивляются, что у них колонки звучат ужасно, хотя до этого в магазине в центре помещения на столе всё было идеально, начинают грешить на звуковую, и так далее. Минимум 20-30 сантиметров желательно иметь в запасе между стеной и колонкой при таком расположении фазаинверторов, не забывайте об этом.

Считается, что минимальная цена за профессиональные мониторы - $500 за пару. Это не так. Вы наверняка видели на фотографиях студий, что там стоят не одни мониторы - на пульте лежат колонки с белыми динамиками, популярные в прошлом Yamaha NS10m Studio, чуть дальше стоят колонки чуть покрупнее, а ещё дальше в стену вмурованы колонки наподобие этих:



Не эти чёрненькие ящички Dynaudio BM 15A, стоящие на столе, а те здоровенные колонны с вентиляторами 4 way Active QUESTED Custom Made System. Не буду вдаваться в подробности о контроле ближней, средней и дальней зоны - в домашних студиях как правило есть только одна зона, ближняя, обращу лишь ваше внимание только на то, что даже в дорогих студиях есть НЕСКОЛЬКО акустических систем разного класса, а не одна-единственная, то есть одними только мониторами за $500 не обойтись. Что делать - докупать ещё одни? Нет. Самый простой и оптимальный вариант для домашней студии - это комбинация. За $500 профессиональные мониторы не купишь, зато вполне можно купить профессиональные наушники, а так же какие-нибудь активные колонки, или пассивные с внешним усилителем. Так же не будет лишним, если звуковая позволяет, заодно подключить и музыкальный центр, если к телевизору подключен dvd - слушать и через динамик телевизора, и так далее, добиваясь при этом, что бы трек звучал максимально одинаково на всех этих системах.

Часто слышал такую фразу "свёл трек на колонках, потом одел наушники - всё совсем по-другому, как же фирмачи этого добиваются, в чём секрет?" Секрет прост - у фирмачей профессиональный вышеприведённый студийный комплекс из компонентов акустика-звуковая-мониторы. Можно этому не верить, но трек, который я свёл на одних только Genelec или своих Adam, звучит фактически точно так же и в наушниках, и по телевизору, и на музыкальном центре соседа, и так далее. Есть мелкие нюансы - но это не те критичные баги, которые мы получаем, сведя только на чём-то одном - только в наушниках, только на непрофессиональных мониторах, и так далее.

Единственное - не рекомендую сводить ТОЛЬКО в наушниках. Привыкнуть-то к ним можно, у меня несколько знакомых вполне успешно сводят в одних только наушниках, и их треки хорошо звучат как на разных мониторах, так и на концертах, но работая в наушниках вы рискуете посадить себе слух, что чревато. Если бы повторюсь можно было обойтись одними наушниками - во всех студиях только в них и сводили, благо как правило профессиональные наушники стоят раз в десять дешевле аналогичных по качеству звучания профессиональных мониторов.

Да, я умышленно не называю брэндов и не рекомендую конкретные модели - это будет слишком субъективно. Например мой напарник очень любил сводить в Beyerdynamic, пренебрежительно относился к AKG, а недавно к всеобщему удивлению открыл для себя одну из моделей Audio-Technica, и который день пребывает в эйфории, сравнивая их с мониторами Adam S2.5a, в плане относительной честности этих наушников. А лично я например вообще не люблю сводить в наушниках, хотя как-то свёл целый альбом в каких-то совсем уж копеечных Aiwa, а потом с удивлением услышал на Genelec, что допустил гораздо меньше косяков, чем предпологал. Но это дело случая - смогут ваши уши подружиться с наушниками, или нет. В идеале для домашней студии - работать над аранжировкой в колонках, а сводить в колонках с контролем в наушниках, таким образом можно получить очень хорошие результаты.

Но главное - слушать, слушать и ещё раз слушать. Как можно больше разный музыки, что бы понять, как именно должна звучать запись на вашем аппарате, что бы потом она звучала так же одинаково хорошо везде, как и фирмА.
« Последнее редактирование: Октября 27, 2007, 14:44:32 от pasha12345 »

Оффлайн pasha12345

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1340
  • зануда
Re: Конфигурации проджект-студий: ваши мнения
« Ответ #21 : Октября 23, 2007, 10:26:05 »
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Сердце любой студии - аналоговый микшерный пульт каналов на 96 от таких брэндов, как Neve или SSL, стоимостью от миллиона долларов и выше. По приведённым мною фотографиям студий вы уже знаете, что микшерный пульт вполне можно вместить и в домашнюю студию, в спальню. Так же можно в угол поставить многодорожечный бобинный магнитофон Sony или DAT-магнитофон Tascam, вместо тумбочки под телевизором - рэк с несколькими железными обработками, как то ревербератор Lexicon, компрессор Drawmer и так далее, всё это скоммутировать, синхронизировать, и заниматься полностью аналоговым сведением. Правда нужно не забыть о том, о чём я писал выше - акустическая обработка и профессиональные мониторы, что бы всё это подобрал и собрал профессиональный акустик и звукоинжерен, и тогда всё будет зависеть только от вашего мастерства продюсирования. Ах, да - ещё нужен счёт в банке, или хотя бы папу-олигарха. Поэтому в большинстве случаев на ближайшее время об аналоговом сведении я рекомендую вам забыть, и довольствоваться сведением цифровым.

Наверняка вы краем уха слышали, что ваш любимый исполнитель сводится на Протулзе. Даже Tony Iommi в многочисленных интервью желает всем "ноутбук с протулзом" как вершину звукозаписи. На самом деле ProTools - ни что иное, как просто.. звуковая карта! Дада - ничего волшебного и экстра-ординарного. Это просто хорошая звуковая карта, которая существует трёх видов:

HD - внутренняя PCI-звуковая. содержащая на борту DSP-процессоры, которые разгружают процессор компьютера для работы с эффектами, и может расширяться многочисленными дополнениями типа внешних АЦП/ЦАП, преампов, и так далее, стоит от $10.000
Rack (LE) - рэковая (или в виде пульта) карта без DSP, работающая на центральном процессоре компьютера, стоит от $1.500
Mbox - совсем уж простая звуковая, подключаемая по USB, в минимальной конфигурации стоящая от $300

Так же всё это дело можно управлять как с их собственного секвенсора ProTools, так и из вашего любимого секвенсора, будь то Logic, Cubase и так далее.

То есть сердцем домашней студии будет звуковая карта, подключенная к компьютеру, а сведение будет производиться в секвенсоре. Секвенсор - это такой многодорожечный редактор, совмещающий в себе:

а) магнитофон
б) микшерный пульт
в) обработки и эффекты
г) редактирование нот и событий
д) сэмплеры и синтезаторы
е) с некоторых пор и гитарные процессоры

Плюс этой системы в том, что мы получаем весь софт бесплатно благодоря пиратам. Страшно подумать, но популярные плагины Waves, которые многие с удовольствием используют, стоят от $7.500 до $15.000, Nuendo - $2.500, и так далее. То есть если бы мы использовали лицензионный софт - студия обошлась бы ненамного дешевле полностью аналогового тракта. Совет по компьютеру? Чем мощнее - тем лучше. Если звуковая карта будет PCI - убедитесь что есть этот слот, так как многие материнки уже на PCI express, и так далее.

С микрофонами всё ещё проще. Классика для записи комбика - Shure SM57, б/у реально найти долларов за $100. Есть микрофоны лучше него, есть и дешевле, но с SM57 вы как минимум не получите совсем уж ужасный звук. Лично я как-то снимал комбик караоке-микрофоном за $15, и результат получился не таким плохим, как ожидалось. Но это не значит что нужно покупать этот микрофон. А для записи вокала лучше конечно использовать конденсаторный микрофон, но нужно учитывать следующие моменты:

а) направленность - желательно кардиоидную, круговая будет ловить всю комнату, ранние отражения будут лезть в запись и мешать при сведении, не говоря уже о произжеющих за окном машинах, ругающихся за стенкой соседях, мурлыкающего под ногами кота, и так далее. кто-то записывает вокал, поставив микрофон в шкаф с одеждой, кто-то поёт под одеялом, кто-то делает из ковров и матрацев импровизированную кабинку - тут уж всё зависит от вашей фантазии. но в любом случае - нормальную тон-комнату все эти ухищрения не заменят, и запись может получиться далеко не идеальной, особенно если у вас громкий вокал.

б) обрезной фильтр - это звучит на первый взгляд странно, но если есть возможность улучшить звук до записи, то лучше это сделать. казалось бы такая простая вещь - прибрать низкие частоты, ведь это можно сделать в компьютере эквалайзером? но чем больше вы работаете со звуком, тем удивительнее истина - любая обработка ухудшает звучание, делая его более мёртвым и неестественным, тем более виртуально-цифровая. например вокал - в миксе его нижние частоты казалось бы всё равно не будут слышны из-за барабанов, бас-гитары, и так далее, почему бы не удалить всё что ниже 100, а то и 200 герц? но если так сделать - вокал сразу станет мёртвым и безжизненным, эквализация затронет не только те частоты что вы прибрали, но и всё полностью. так что наличие фильтра в любом случае не повредит.

в) атенюатор, уже знакомый вам по комбикам Ерасов Гоблин, позволит подносить более громкий источник звука ближе к микрофону без его перегрузки, например если вокалист захочет поскримить, или решите записать микрофоном комбик или барабаны. правда не во всех микрофонах атенюатор корректен, некоторые перегружаются даже с ним, так что тут желательно конечно попробовать его до покупки.

Стойка должна быть надёжной, не дребезжать или шататься, иначе любая вибрация пойдёт на запись, например отстукивание ритма ногой по полу или шуршание шнура. Миди-клавиатура нужна в том случае, если вы планируете часто играть клавишные партии - барабаны можно забивать и мышкой, или превратив вашу компьютерную клавиатуру в клавиатуру музыкальную путём установки специального плагина. Шнуры лучше спаять самому, купив катушку провода получше, отдельно докупив джеки покачественней.

Это, на мой взгляд, минимальный набор для домашней проджект-студии. Что-то я мог и забыть, что, вспомнив, дополню, поэтому никакого окончания и эпилогов. Искусство виртуального сведения в компьютере - целая наука, этому посвящены тысячи статей, этому учат в вузах, к этому самостоятельно приходят годами, поэтому этот момент я рассматривать не буду.

Надеюсь я не зря просидел всю ночь, и моя мессага не пройдёт незамеченной, и хотя я и описал общеизвестные основы, это дало мне возможность лишний раз выпендриться.

Удачи в построении "маленьких студий для великих записей"! (с) Филип Ньюэлл

Ваш Паша
« Последнее редактирование: Октября 27, 2007, 14:52:34 от pasha12345 »

Оффлайн pasha12345

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1340
  • зануда
Re: Конфигурации проджект-студий: ваши мнения
« Ответ #22 : Октября 23, 2007, 10:36:28 »
Magg, я не знаю сколько тебе лет. Ты говоришь что много. Но то, что ты пишешь - это сплошные издёвки и подколки. Твои посты несут НОЛЬ информации, кроме фраз про то, что ты очень умный и многое знаешь, а мы все здесь лохи бездарные. Я не буду ничего цитировать и отвечать тебе - это не имеет никакого смысла. Купайся дальше в своём самодовольстве и осознании собственной крутости, а мы, простые смертные, попробуем разобраться во всём без тебя, договорились? Думаю кроме тебя тут есть и другие опытные люди, у которых есть то, чего нет у тебя - желание реально помочь, а не просто позвиздеть о том, сколько студий они построили и сколько песен свели, записывая 43 герца с расстояния восемь метров. На этом разговор с тобой я прекращаю ПОЛНОСТЬЮ, поэтому можешь не пытаться его продолжить - это будет бесполезно. Надеюсь мой пост "захлебнувшегося слюной от возмущения" тебя не очень обидит, хотя лично я ни на кого не злюсь и ничем не возмущаюсь - странно что ты воспринимаешь мои слова именно в таком ключе, ну да у кого что болит.. Видать не только я говорю тебе о том, что с тебя кроме пафоса ноль информации? Впрочем, повторюсь - не отвечай, не стоит. Удачи и всех благ!

Оффлайн pasha12345

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1340
  • зануда
Re: Конфигурации проджект-студий: ваши мнения
« Ответ #23 : Октября 23, 2007, 10:57:05 »
ЭПИЛОГ

Я его всё же решил написать. Наверняка какой-нибудь умник скажет, что всё, что я написал - полная туфта, и дома вообще нереально сделать студию. И будет прав. А я добавлю, что вообще гитара - это бесперспективно, рок в нашей стране никому не нужен, а вот менеджеры среднего звена - очень даже нужны, что лучше устроиться на хорошую работу, взять охрененный кредит, снять помещение, закупить аппарат, отгрохать студию, нанять профессионального звукорежиссёра, и там в свободное от работы время и записывать свои шедевры, а ещё проще - не париться, и раз в год, беря отпуск, ездить в Финляндию и записываться там, а дома максимум что нужно - гитара с процем да GuitarPort. И в этих словах тоже будет доля какой-то истины, так что выбор исключительно за вами!

Оффлайн Magg

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 348
« Последнее редактирование: Октября 31, 2007, 17:32:20 от Magg »

Оффлайн pasha12345

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1340
  • зануда
Re: Конфигурации проджект-студий: ваши мнения
« Ответ #25 : Октября 23, 2007, 15:50:25 »
Magg, вообще-то я НИГДЕ не сказал что я "круче, продвинутей, и начитанней", а как раз наоборот. Просто в отличии от тебя я говорю хоть ЧТО-НИБУДЬ по ТЕМЕ, а не ёрничаю с переходам на личности. Твои придирки к Гаврошу вообще маразм - с таким же успехом я мог говорить про 15-ваттный Вокс или Трейс Эллиот, ну да ты просто непробиваем, тебе нравится думать, что кто-то там лох и нихера ни в чём не понимает, ты просто купаешься в осознании собственной крутости. Я ж говорю - разговор с тобой БЕСПОЛЕЗЕН. Ну то есть ВООБЩЕ. Ты реально твердолобый какой-то. Ты ж взрослый - ну промолчи, не отвечай, будь умнее, будь выше этого. Ты ж 30 лет сводишь и строишь студии - ну веди себя как взрослый человек! Нечего сказать по делу - не говори!

С ЭТОГО МОМЕНТА Я ВООБЩЕ ТЕБЯ ИГНОРИРУЮ ПОЛНОСТЬЮ, ЧТО БЫ ТЫ НЕ ПИСАЛ. ТОЧКА.

Оффлайн pasha12345

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1340
  • зануда
Re: Конфигурации проджект-студий: ваши мнения
« Ответ #26 : Октября 23, 2007, 15:52:08 »
Кто-нибудь - почистите пожалуйста топик от маразматического флуда этого великовозрастного дяди, дабы он не захламлял эту интересную тему проджект-студий своими тупыми попытками побыковать и поругаться!

Оффлайн Magg

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 348
Re: Конфигурации проджект-студий: ваши мнения
« Ответ #27 : Октября 23, 2007, 16:01:06 »
)
« Последнее редактирование: Октября 31, 2007, 17:33:04 от Magg »

Оффлайн Magg

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 348
Re: Конфигурации проджект-студий: ваши мнения
« Ответ #28 : Октября 23, 2007, 16:04:08 »
Кто-нибудь - почистите пожалуйста топик от маразматического флуда этого великовозрастного дяди, дабы он не захламлял эту интересную тему проджект-студий своими тупыми попытками побыковать и поругаться!

Просьбу выполнил.
« Последнее редактирование: Октября 31, 2007, 17:33:38 от Magg »

Оффлайн RAMIL

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2207
Re: Конфигурации проджект-студий: ваши мнения
« Ответ #29 : Октября 23, 2007, 16:40:05 »
Уважаемый Magg, если вам есть что сказать по делу - прошу высказываться. Все что не относится к теме топика и не несет информационной ценности для форума я удалю как флуд!

pasha12345: спасибо за развернутое мнение, но все же попрошу возьдержаться от мата во всех его формах и проявлениях.