Всем привет!
У меня написалось несколько рассказов на музыкальную тематику, хотелось бы поделиться.
Ну собственно... опубликую пока первый, посмотрю по реакции - стоит ли публиковать остальное.
О себе: полтора года на форуме, в разделе гитаркрафта. Достаточно для начала.
Уместно ли в этой ветке? Ну так рассказы от лица гитариста: его (моими) глазами, вроде подходит. Все же не совсем оффтоп, скорее наоборот:)
Прошу прочитавших отметиться после первого поста в этой ветке - продолжать мне или нет? Если отметится кто-то из модераторов, вообще здорово будет, я хоть пойму что не промахнулся мимо нужного форума.
Так себе звукорежиссер
Группа-играющая-музыку-в-которой-слышится-глас-Рока ((с) Терри Пратчетт) печально сидела вокруг стола в комнате Сильвера в коммуналке. Сильвер, будучи не только вокалистом, но и идейным вдохновителем, многословно подводил итоги.
– …Перкуссия – говно! – закончил Сильвер.
– Я бы попросил! – взвился Костя.
– Я не про тебя как про человека, а про тебя как перкуссиониста. Фандар, сядь за клавиши, сыграйте с Костей вместе первые четыре такта. Остальные – молчат и считают.
Сыграли.
– И? – спросил Сильвер.
– Трижды не попал в такт и один раз не попал в бонг, – подсчитал флейтист Алек.
– Из шестнадцати ударов. Процент неутешительный, – добавил Фандар.
– Каких шестнадцать!? Двенадцать должно же быть! – попытался оправдаться Костя.
– А, так еще хуже выходит. Там была четверть мимо, тут – треть. С математикой не поспоришь, – махнул рукой гитарист (это я).
– Клятая алгебра… Но на кахоне-то ведь лучше получалось. Кажется…
– Это только потому, что его слышно не было, – сказал Фандар.
– А кто мне предложил струны с него снять? – обвиняюще ткнул Костя в гитариста.
– Костя. Ты принес на репетицию красоту несусветную, которую по недоразумению тебе продали под видом кахона. Продавец, наверное, уже раскаялся в содеянном и ищет тебя, чтобы оросить… слезами. Ты не звонил ему, кстати?
Костя отрицательно помотал головой.
– А зря. Я тебе сказал, что кахон нифига не звучит по двум причинам: во-первых, вместо фанерки на его, скажем так, деке установлен некоторым образом оргалит, то бишь картонка, и во-вторых, вместо нормального подструнника от барабана там стоит струна от гитары. А это не одно и то же. Я тебе сказал струну заменить подструнником, а не снять вовсе. Ну и оргалит… его-то ты почему не снял, ну заодно уже? Вообще лажи не слышно было бы.
– Так. Что будем делать с Костей? – подытожил Сильвер. Посыпались разные предложения, от "премировать" до "кремировать". – Если ты в команде – а ты в команде – то мы тебя не прогоним. Но перкуссионист из тебя не получился.
– Может, треугольник ему дадим? – предложил гитарист.
– Там тоже ведь попасть надо, – возразил Алек.
– Да ладно, два раза в песне – в начале и в конце. Либо он чудом попадет, либо мы подстроимся…
– Да не в такт, а по треугольнику попасть надо.
– Это да, мне еще одна дырка в деке не нужна, фабричной достаточно…
Все призадумались, и выпили еще по одной.
– Эврика! – осенило Костю. Все с интересом уставились на него. – Вам же нужен концертный зву-ко-ре-жи-ссёр!
– Реже-звуко-сёр… Чаще-звуко-сёр у нас уже есть, – покосился гитарист на Алека. Тот в ответ показал ему кулак.
– Не, ну в самом деле! Сильвер же жалуется, что клубные звукари никак не могут нормально отстроить вам звук на сцене! А я знаю все песни, и могу…
– А мимо фейдеров он тоже промахнется, – как бы между прочим заметил Фандар.
– Двусторонний скотч… или даже суперклей, в терминальном случае. Пусть попробует, – решил гитарист.
Костя не понял этого пассажа, но решил не спорить. Опять же, слово "терминальный" вызвало некоторые затруднения в мыслительном процессе. Но гитарист, по крайней мере, закончил институт по соответствующей специальности, и, наверное, знал о чем говорит. Для чего нужен скотч или там клей при работе с пультом, Костя было пока неведомо.
– А как ты учиться-то этому делу планируешь? – спросил Сильвер. Отработав десять лет в театре за звукорежиссерским пультом, он в достаточной степени был знаком с этой профессией.
– Н-ну… там-сям, тудой-сюдой, где-нибудь и как-нибудь… да вы же меня и научите.
– Так у меня было на чем учиться – приходи в театр и садись за пульт, когда спектакля нет – объяснил ему Сильвер. – А за свой пульт тебя пока ни один клубный звукореж не пустит, даст разве что рядом постоять.
– Ну я на репетициях вам буду все настраивать.
– Костя. Вот ты прямо сейчас на репетиции. Мы играем в квартире. У нас вокал без микрофона, акустическая гитара без микрофона, – начал перечислять гитарист, – соло-гитара через комбик… куда, ска, грабли свои тянешь!.., клавиши через их родные динамики…
– Куда, ска, грабли свои тянешь! – это Фандар.
– …Флейта без микрофона…
– Куда, ска, грабли свои тянешь! – это Алек.
– Так я не тянул!
– Так я профилактически!
– Вот что ты тут собрался настраивать? Сходи лучше в магазин еще за вином, для настроения, а мы пока подумаем, – предложил гитарист.
К возвращению Кости было готово решение.
– Костян! – торжественно обратился к нему Сильвер. – Ты конечно помнишь ту запись, что мы делали на студии в прошлом году…
– Это где я комбик чуть не уронил? Когда барабанщику установку помогал ставить?
– Ага! Так вот, на сведе́ние этой записи мы пока что поскупились, и у тебя есть уникальная возможность этим заняться.
– Так я ж концертный, а не студийный звукореж… – возразил Костя.
– Ты пока никакой, так что без разницы, – сообщил ему Фандар.
– Слушай сюда, – перебил гитарист. – Я вышлю тебе завтра все треки. Найдешь любой звуковой многодорожечный редактор. Поставишь все треки так, чтобы инструменты вовремя начинали звучать. И дальше начнется, считай, концертная звукорежиссура. Тебе нужно будет отрегулировать громкость каждого трека так, чтобы все инструменты звучали в миксе с нужным балансом. Потом добавишь по необходимости обработку – компрессоры, эквалайзеры, ревербераторы всякие. Ну и окончательно подшлифуешь по громкостям. Концертный звукореж делает это вживую на пульте и приборах, а ты то же самое будешь делать на компьютере в программе, оффлайн. Понятно объяснил?
– Инструменты на дорожки. Дорожки синхронно. Громкости в микс. Эквализация и прочая обработка. – кивнул Костя.
– Братцы, он походу подготовился! Замысел, ска, вынашивал! Иначе откуда он знает выражения "синхронно", "в микс" и "эквализация"?
– Так от тебя же…
– Я что, действительно так говорю?! – даже удивился гитарист.
– Профдеформация… – поддел его Алек.
Следующую репетицию Костя пропустил. "Сводит, наверное" – решила группа, и не стала его беспокоить. Спустя еще неделю Костя явился с ноутбуком и в очках.
– А чего в очках? – спросил первым делом Фандар. – В наушниках же надо!
– Готово! – торжественно заявил Костя.
– Ну так ставь, не томи!
– Так я поставил!
– Что поставил?
– Программу на компьютер…
– А как же "дорожки синхронно, громкости в микс, эквализация"? – поинтересовался гитарист.
– Ну… может, вместе сейчас…
– Не-не, это давай ты сам сделай. Я вон для тебя даже мини-учебник написал, про органы управления пульта и компрессора. В программе всё то же самое, только виртуально. А если вместе и сейчас – то это твой урок вместо нашей репетиции получится. Так что продолжай запоминать материал, ну и раз уж ты здесь, то сходи опять в магазин за вином.
Еще через две недели Костя пришёл уже в наушниках.
– Я, вроде, свёл. По-моему, получилось неплохо. Выигрышно, я бы сказал, звучит. Теперь бы мастеринг – и смело можно выпускать сингл, – скромно заявил он. – Давайте послушаем!
Все расселись вокруг стола, и пригубили "сладкого полукрасного". Костя открыл ноутбук и запустил воспроизведение. По окончании композиции все молча выпили по одной, налили еще, и выпили снова.
– Мой вокал, – сказал Сильвер, и не закончив, выпил третью.
– Я звучу на полтакта раньше, – сказал Алек, и тоже выпил.
– А я – на полтакта позже, – сказал Фандар и выпил.
– А я вообще не звучу. Зато на басу почему-то воткнут то ли фленджер то ли фазер. Костя? – не стал пить гитарист.
– Ну… я его почистил…
– Это называется "засрал", а не "почистил". Такая обработка на басу вообще не нужна, там разве что компрессора немного… ой, зря я это сказал… Гитара-то моя где?
– Вот же стоит.
– А в миксе?
– А разве нет?
– Проект покажи.
– Вот…
– Забыл?
– Забыл…
– Гитару поставь к следующему разу. Вот здесь примерно она должна начинаться. Клавиши вступают где-то здесь, а флейта – вот тут, поставь маркер чтобы не забыть… да не ручкой! Клавиша "М" на клавиатуре! Ох-х-х… вино у нас кончилось, с твоим-то миксом… иди в магазин.
Спустя еще две недели Костя принес очередную версию.
– Критикуйте! Втаптывайте в грязь гения! – неудачно пошутил он.
– Ты лучше сразу за вином сходи, чтоб потом не бегать, – столь же неудачно пошутил кто-то.
– А я уже!
– Блин, что же он там принес-то? Если вот так, сразу… – схватился за голову гитарист. – Ну да, фленджер странным образом переместился куда-то на ударные… дай-ка посмотреть… на оверхед-микрофон.
– Это который? – полюбопытствовал Костя.
– Это тот, который ты сейчас из проекта уберешь совсем. Он тебе не нужен, на наших выступлениях в клубах таких микрофонов пока никто не ставил. Зачем там фленджер? Оно само, да?
– Ну так воздушнее вроде звучит.
– Воздушнее. То бас, теперь вот барабаны… Костя. Забудь про существование любых обработок до тех пор, пока я не скажу тебе, что можно. Рассинхрон у тебя никуда не делся, но да, вроде бы стал меньше.
– А может, звук – это не твое? Свет там… – предложил Сильвер.
– Или монтаж сцены? Или сценические эффекты? – подхватил Алек.
– Взорвет он нас тогда, этими самыми эффектами, как пить дать взорвет. Поставит какую-нибудь дым-машину, да и взорвет, – пробурчал Фандар.
– Макраме, на худой конец, – предложил гитарист. – Костя, ну ты уже понял, что не получается у тебя? Несмотря ни на что, я могу тебя научить сводить… вот эту конкретно песню. Задача, правда, сродни тому, чтоб научить зайца курить. Если ты все еще хочешь, то можем заняться – уже чисто из спортивного интереса. Я так прогнозирую, что через полгода будет какой-то результат.
– Давай… – вздохнул Костя. – Послезавтра пришлю тебе очередной вариант…
Это я сильно погорячился. Полгода ушло у Кости только на то, чтоб выставить дорожки более или менее синхронно. Спустя год, группа-играющая-музыку-в-которой-слышится-глас-Рока ((с) Терри Пратчетт) печально сидела вокруг стола в комнате Сильвера. Сильвер многословно подводил итоги.
– …Сведе́ние – говно! – закончил Сильвер.
Костя виновато пожал плечами.
Санкт-Петербург, 2022