Постановка вопроса слишком размытая, типа: "Что для вас рок/метал?" Какой именно? Я не понимаю фри-джаз, очень
не люблю бибоп в крайних проявлениях. Все остальное, - как минимум, интересно. У большинства джаз ассоциируется с бибоповскими запилами и модальным джазом в стиле Колтрейна, Гиллеспи или неторопливым и "невнятным" кулом а-ля Джим Холл. Первое - просто набор нот для человека, который не в теме (например, для меня
) и "идейная" музыка для теоретически подкованных товарищей. Кул - невнятное ленивое дерганье струн в приглушенном тембре (после многолетнего Гарри Мура и других товарищей с яркой подачей мелодии действительно требуется насилие над собой, чтобы услышать в шедеврах кула красивейшие мелодии и импровизации).
По своему опыту: до 16 лет я вообще не мог слушать любой джаз - круто, но длинно, скучно и непонятно. Мозги взорвал Джон Маклафлин с его Шакти и Махавишну Оркестра. В то время я слушал Хендрикса и Ингви, поэтому переход логичен - сумасшедшая музыка и идеи Хендрикса + скорость Малмстина + новое => Маклафлин.
Через пару лет услышал по радио эти две вещи:
ABBEY LINCOLN-DOWN HERE BELOW-IN MEMORY OF KENNETH BOSTOCKЗатертая до дыр мелодия легкими движениями рук мастеров превращается в вечный шедевр:
YouTube - Broadcast Yourself.YouTube - Broadcast Yourself.В общем, после прослушивания этой программной вещи была музыкальная ломка - крутил часами, каждый раз слышал что-то новое. Когда немного отошел - как-будто вату из ушей достали. То, что раньше было скучным и невнятным, стало красивым и полным содержания. Узнал кто такие Пол Дезмонд, Джим Холл, Чет Бейкер, Рон Картер и понеслась...
По себе скажу: каждый должен услышать свои вещи, которые откроют ему джаз - не как еще отдельный стиль, а то, что получается, когда происходит выход за рамки привычных стилей. Когда человек отходит от прослушивания исключительно только группы X, стиля Y, перестает спорить о том, чем тру норвегиан блэк отличается от некошерного и попсового блэцк метала, не слушает - именно здесь пилит Алекси Лайхо, а здесь нет, значит он на пути к джазу
Главное услышать те свои вещи, которые будут мостиком к джазу. Потом уже слушаешь музыку, неважно к какому стилю она принадлежит и кто ее играет.
... и добавил:Хотя... для некоторых отдельные любимые направления джаза/исполнители становятся таким же фетишем, как и для металлистов, олд-скульщиков, блюзовиков - "онли ... из гуд инаф". Заметил, что, в основном, это люди, которые слушают однообразную музыку и не признают другие направления. Показательный пример: классный альбом Джона Маклафлина "Floating Point" 2008 года. Сам Маклафлин назвал его одним из лучших своих альбомов. Залез в инет почитать отзывы - клиническая картина во всей красе: треть "любителей джаза" опускают альбом. Основные аргументы: нет тру лампового звука гитары (какой-то говенный синтезатор), музыка не как у Махавишну Оркестра. Чем они отличаются кроме одежды и повадок от зацикленных тру шведских пауэр-спид-ню-педо митолиздов - сказать сложно. Те, кому альбом понравился отмечают классные аранжировки и импровизации, баланс соло/аккомпанимент, собственно то, ради чего сделана сама музыка.
Так шо дело не в джазе