3. А вот еще не совсем про дерево, но тоже про диэлектрики в гитаре.
Mой товарищ привез из США Zon Sonus, - тоже известный басовый бренд, но известный, в основном, своими карбоновыми грифами.
http://www.zonguitars.com/zonguitars/sonus.html
http://www.zonguitars.com/zonguitars/necks.html
Мы на пару месяцев менялись инструментами, обоим интересно же. И вот два баса "ЮСА кастамщап" высочайшего класса, с одинаковой мензурой, оба с корпусами из болотного ясеня и датчиками Bartolini, но карбон звучит совершенно по-своему. Ооочень своеобразно.
Настолько своеобразно, видимо, что у Rob Trujillo из Metallica его подписной Zon Sonus - такой же, но не с карбоновым, а с деревянным грифом.
http://www.zonguitars.com/zonguitars/trujillo_bio.html
Если послушать или посмотреть проект SMV, в котором участвуют трое из лучших басистов в мире, то независимо от того, чей звук вам понравится больше (мой фаворит, кстати, Marcus Miller), вы неизбежно заметите, когда Stanley Clarke играет на своей полностью карбоновой подписухе. И на видео неизбежно заметите, и просто при прослушивании альбома с диска. Не услышать, насколько карбоновый инструмент звучит по-другому, просто никак. Для сравнения там есть несколько треков, где он же играет на деревянных басах. Музыкант тот же (и ещё какой), аппарат тот же, - а звук вообще другой.
А вот еще дважды уволенный из Megadeth Dave Ellefson купил себе как-то Modulus Quantum 5, тоже с карбоновым грифом, который прекрасно показал себя в турах: надежный, стабильный, звучит ровно по всему грифу:
https://www.youtube.com/watch?v=kvRtXQQivOY (c 1:52)
Но при этом что Dave Mustaine, что звукорежиссер, который писал с ними альбом (не помню, кто именно) писали в книге и говорили в интервью, что этот бас невозможно было заставить звучать в студии для записи, - настолько он "другой" (кажется, было сказано "sounds like shit"). У Эллефсона, кстати, другое отношение к этому басу, и он был рад записать на нем часть Youthanasia, но как должны звучать Megadeth, решает все-таки не он. И, возможно, в том числе поэтому Youthanasia - нелюбимый мной альбом от того же "золотого состава", хотя объективно в нем хороший, мелодичный материал. И при этом о том, какие именно басы на нем записаны, я узнал всего пару лет назад.
вспомнилось еще.
где-то примерно в 1997 мой товарищ приобрел Ibanez Ergodyne EDB - помнит кто-нить такие инструменты? Их делали не из дерева, а из лютита - некого пластика, литого под давлением:
https://en.wikipedia.org/wiki/LuthiteЗвучали они, прямо скажем, не ахти, хотя по оснащению не уступали другим линейкам в этом ценовом диапазоне. Более того, на некоторых из них даже были опциональные пьезодатчики - это на обычных корейцах-то! Видимо, уж очень хотелось завоевать сердца гитаристов и басистов.
https://lh3.googleusercontent.com/proxy/9W4baqTiuwgPf-rbbWAsJ5bj1682TL6W-ZWHO2wu0Hy6_jBygnizy_wKCkpwuRGsnK2uXtEM8U5WRnu9V3l-oqSp3HtL7m5S-pTGcVwN4-GVeAY6SuRiIX20Форму специально вам такую нашел, чтобы прям в память врезалось. Чтоб не развидеть.
На других моделях были просто обычные датчики, я поиграл именно на таком. Общее впечатление - это довольно странный звук. Пожалуй, с графитом можно сравнить в том смысле, что он очень "ровный", "одинаковый". Но на этом , пожалуй, сходство заканчивается.
https://reverb.com/item/2112671-ibanez-rare-ergodyne-edb690-electric-bass-guitar-excellent-w-gig-bagКрасиво? Ну а чего пластмассу-то с завитками краски не лить.
Тем не менее, все кончилось тем, что Ibanez убрали их из линейки совсем, а потом некоторые модели вернули, нооооо... они стали уже деревянными, а лютит из каталога пропал навовсе.
https://www.music-expert.ru/catalog/muzykalnye_instrumenty/gitary_i_gitarnoe_oborudovanie/bas_gitary/ibanez/ibanez_edb555_walnut_flat_bas_gitara_pyatistrunnaya/- врут, сволочи! Углепластика на эргодайнах не было вообще никогда (один гриф из углепластика стоил бы дороже всего эргодайна целиком), а из дерева их стали делать вовсе не оттого, что появились какие-то супертехнологии.
И здесь можно сказать, что все гитаристы ретрограды и "не приняли лютит", но нифига. Люди разные, зумеры-экологи-гендерфлюид-веганы с подворотами среди них тоже встречаются...
да к тому же я играл на такой штуке из пластмассы, и звучала она и правда так себе. Даже для корейца. Да что там, в те годы у нас и на корейцах-то не все играли! Но даже при этом звучала не оч.
Примерно в 2003 компания Switch Guitars представила свою линейку пластмассовых гитар Vibracell, нагло наврав в духе развитого капитализма на первой же странице каталога, что "You'll only find guitars like this from one company". На самом-то деле ничего особенного они не придумали.
https://www.joness.com/gr300/pdf/vibracell/switch_guitar_catalog_2005.pdf И не сказать, чтобы это были ваще никто и звать никак - один из организаторов процесса был Trev Wilkinson, чье имя многим что-нибудь да скажет. Но что-то с их звуком было не так. Компания попробовала зайти гитаристам в тыл и поставила в стоке MIDI-датчики Roland, мол, "а мы это специально! да, звук пластиковой гитары странноватый, но все так и задумано. Мы расширяем горизонты! А вы ничонепанимати". Тем не менее конец был немного предсказуем, и сейчас единичные Вайбраселы вяло продаются в диапазоне 300-600 долларов.