О ЗДОРОВЬЕ ЛЮБИМОГО ЖАНРА
Будем ждать! А теперь давайте поговорим о фьюжне в целом. Как Вы думаете, произошли ли какие-нибудь перемены с ним за тридцать лет, начиная с семидесятых годов, когда он переживал свой расцвет, и оканчивая этими днями?
Какой заковыристый вопрос... Я всегда играл такую музыку независимо ни от чего. Но многие считают, что джаз перестал существовать после того, как в 69-ом или 70-ом Майлс Дэвис прекратил играть его. Я не знаю, честно говоря, такая логика мне не ясна и чужда. Потом ведь появлялись великие музыканты, пишущие потрясающую музыку и по сей день. Чик Кориа – яркий пример. А вот с фьюжном ситуация несколько другая. В годы своего расцвета он представлял собой смесь джаза и рока, да и сейчас тоже... Да, нелегкий вопросик... Мы все время играем, играем отличающиеся одна от другой партии в различных размерах и тональностях и с разными музыкантами. Каждый раз получается что-то новое, но все равно это называется фьюжном. Мы просто продолжаем двигаться вперед, экспериментировать с музыкой, развиваться. Так что, с одной стороны, изменения все же происходят и по сей день. Это связано еще и с улучшением технических и технологических возможностей музыканта, доступности различного рода источников обучения. Я думаю, и музыкальное мышление в целом все же развивается, несмотря на полное безразличие к нему со стороны музыкальной индустрии. А с другой стороны, ничего радикального за эти тридцать лет не случилось...
А есть ли какой-нибудь интерес к джаз-року в Штатах?
Нет, очень мало. Вообще, такая музыка мало кому интересна, а это неправильно. Тот факт, что человек слушает таких как Эминем или Бритни Спирс, свидетельствует о том, что он не знает о музыке НИЧЕГО! Джаз, блюз, фьюжн – сейчас эти жанры переживают не самые лучшие времена. И поэтому я продолжаю играть такую музыку, играть для себя, для других людей, а не ради денег и всеобщего признания. Когда мне доводится слышать попсу, я чувствую себя как маленький ребенок, которого пытаются убаюкать перед сном. Все это звучит по-детски, тускло и однообразно. Но проблема, наверно, не в музыкальной и культурной образованности людей. Они просто не видят разницу и не знают, что такое хорошо, а что такое плохо. В мире очень много талантливых музыкантов, которых никто не знает и не ценит по достоинству, а это совсем не радует.
А кого бы Вы отметили из современных музыкантов?
Мне посчастливилось работать со многими лучшими на сегодняшний день музыкантами. О большинстве из них мы уже говорили и многих вспоминали добрым словом. Еще из блестящих музыкантов нашего времени я хотел бы отметить барабанщика Дэйва Вэкла, с которым не так давно я работал и получил огромное удовольствие.
Насколько известно, Вы посещали с мастер-классами и концертами даже такие страны как Чили и Уругвай. А сильный ли там интерес ко всем этим гитарным делам?
Я думаю, что гитара – очень популярный музыкальный инструмент, и он интересен в любой точке нашей планеты: будь то ЮАР или Чили. Я очень рад тому, что я - гитарист, а из-за своего увлечения именно фьюжном я могу играть как и хардовые партии, так и джазовые. И многие длинноволосые рокеры очень удивляются, когда узнают, что я джазмен – а ведь минуту назад мы обсуждали особенности гитарных партий в рок-музыке!
Вы интенсивно концертируете. Много ли времени отнимают концерты?
Последнее время очень много. Я просто играю сразу в четырех группах: в своей, с Чиком Кориа, с VITAL INFORMATION, и еще с Билли Кобэмом (Billy Cobham). Не упущу случай очередной раз сказать несколько добрых слов об этом музыканте. Билли - потрясающий барабанщик, очень талантливый и техничный. Я с ним начал работать в прошлом году, у нас был тур, который прошел самым лучшим образом, хотя, кто бы сомневался: это же Билли Кобэм! Кстати, еще он играет на моем новом альбоме. Гениальный драммер!
Да, у меня много концертов, особенно в Европе. Я вообще в этом году планирую туда переехать жить, скорее всего, насовсем. Просто в Америке мне нечего терять: там все стало мне как-то чуждо: и еда, и музыка. А преподавать я могу и в Европе, думаю, толку от этого будет больше. Я не знаю, что я делаю в Штатах, надо бы скорее перебираться поближе к цивилизации...
Ну, желаю, чтобы все шло по плану.
Спасибо!
В последнее время в Москве выступало много звезд фьюжна, а некоторые музыканты, такие как Билли Кобэм или Скотт Хендерссон (Scott Hendersson) приезжали сюда неоднократно. Теперь и Вы добрались до Москвы. Почему Вы решили здесь сыграть?
Мы играем там, где люди интересуются нами. И если нас приглашают в Россию, значит, здесь есть интерес к нашей музыке. Да и, в конце концов, Москва – это в какой-то степени новый, не изведанный нами музыкальный рынок. В действительности, фьюжн все еще интересен в Европе, Южной Америке, в Японии, там постоянно проводятся джазовые фестивали; а в Штатах он уже никому не нужен.
И как Вам Москва?
Ну, пока у меня еще не сложилось окончательного мнения, я тут совсем немного, но пока нравится. Только с погодой не повезло. Тебе она нравится в данный момент?
Да не особо...
И мне тоже! Ха-ха! Холодно! Я люблю, когда на улице солнечно, ясно, и чтобы тепло было... Но, с другой стороны, погода не так уж и важна... Мы ведь сейчас сидим в уютном клубе, царит хорошая атмосфера, И кормят тут классно, что немаловажно (смеется - прим. авт.).
МАЭСТРО НА ОТДЫХЕ
У Вас все же иногда бывает свободное время. Чем Вы занимаете свой досуг?
Как это ни банально звучит, я слушаю музыку, хожу на концерты. А также, как и все нормальные цивилизованные люди, читаю книги и смотрю кино.
Да, а какой Ваш любимый автор?
Честно говоря, на этот вопрос не так уж и легко ответить! Любимый автор... Не знаю, их много. Я никогда не задумывался над этим вопросом. Вообще, я обожаю научную фантастику, мне нравятся писатели с богатым воображением. Я просто люблю вот так взять, и перенестись мысленно в другой мир, в другое пространство, подальше от этого! Ха-ха!.. И, безусловно, меня привлекают произведения с умным юмором.
А какие фильмы Вы предпочитаете?
- О, я люблю режиссера Терри Гильяма, самого большого мастера того умного юмора, о котором я говорил. Он начинал как один из комиков Monty Piton, а сейчас стал одним из самых самобытных режиссеров современности. Вы смотрели его фильм “Король Рыбак” {Fisher King)?
Да, конечно!
Так вот, это один из самых моих любимых фильмов. Меня очень подкупает, когда за внешней неказистостью можно разглядеть тонкую философскую подоплеку. Когда ты смеешься и грустишь одновременно. Когда ты задумываешься о многих вещах, которые тебя окружают в жизни. Да и вообще о своей жизни, как ты распоряжаешься отпущенным тебе временем. И это благоприятно сказывается на вдохновении.
Вы слушаете много музыки. А каких-нибудь русских музыкантов слышали?
Да, я слышал несколько отличных ваших исполнителей классической музыки, но, к сожалению, не могу назвать их имена, не помню. Что касается джазменов… О, помню одного! Это саксофонист, Бутман, весьма сильный и интересный музыкант. Я слышал его игру как-то в Штатах. Очень впечатляет!
А как Вы относитесь к музыке в стиле “металл”? Она сейчас довольно популярна среди молодежи.
Никак. Она мне не нравится. Никакой импровизации, никакой философии, а ведь это – далеко не последние составляющие музыки, я так думаю. Другое дело – фьюжн или джаз. Там человек выкладывается как музыкант целиком и полностью, а в металле – я не знаю... Давай возьмем какую-нибудь группу, играющую “металл” и выбросим из, скажем так, арсенала ее воздействия на слушателя несколько составляющих. Долой внешнюю составляющую – героический вид, кожаный прикид и прочую шелуху, долой визуальный ряд – пиротехнику и кучу прожекторов, долой энергетическую составляющую (это, похоже, самое главное в данной музыке) – оглушающую громкость, скорость риффов и перегруженность звука. Что у нас остается в итоге? По идее – музыка в чистом виде. Но где она? Где, я вас спрашиваю? Эй, кто-нибудь, принесите лупу, я ничего не вижу!
Ух ты, сильно сказано! Но, я думаю, и там есть неплохие музыканты: техничные, грамотные и с большим творческим потенциалом...
Ну, это да, безусловно. Но опять же, они хороши только в своей стилистике! Ведь так порой бывает, что, например, если взять барабанщика, который пусть даже отлично играет тяжелую музыку, и заставить сыграть его джаз, то он может этого и не сделать. Очень мало музыкантов, которые могут играть во всех музыкальных направлениях, большинство заточены только на один стиль. Металл – это легко, а вот до джаза и фьюжна нужно дорасти, нужно еще повзрослеть для того, чтобы понимать эту музыку, вникнуть целиком и полностью в это звучание... С моей точки зрения, джаз – это в своем роде классическая музыка... Ой, я вообще ничего не знаю о музыке, я просто играю на гитаре! Ха-ха!
Ну и в завершении нашей беседы, что Вы можете пожелать начинающим гитаристам?
Учиться, учиться и еще раз учиться! Слушать хороших музыкантов, перенимать у них приемы игры, и не идти на компромиссы со своей ленью!