Сильвер, я так придерживаюсь убеждения, что главное для создания соло - это богатый внутренний мир, ощущения, чувства... Нужно их обострять, обогащать... Достаточно поругаться с женой, чтобы сыграть мощное драматическое соло.
Золотые слова!
Немного ближе к ТЕМЕ. От практики, которой мы увлеклись - к ТЕОРИИ построения соло. Самый идеальный вариант построения соло (естественно - ИМХО) - музыкант, вникая в гармонию, мелодию, смысл, настроение, атмосферу песни - слышит в себе соло. Такое, которое досказало бы то, чего не выразишь словами. Слышит его сразу от начала до конца, и с ходу, без ошибок играет. Конечно, такой вариант практически не достижим. Не те нынче времена. А ведь раньше как бывало... Композитор, уважающий себя - никогда не писал музыку за роялем. Он садился за стол, брал нотную бумагу, ручку... И сразу записывал то, что слышал. Сочинять музыку, пиликая на инструменте, у композиторов некогда считалось моветоном...
Ну а сейчас совсем другие времена, другие подходы. Сейчас есть то, чего не было у композиторов 19 века. Есть студии звукозаписи. И эти самые студии, позволяют использовать такой подход. Музыканты в студии, по сути дела, джемуют. Звукооператор их пишет. Одна вещь пишется несколькими дублями. А потом продюссер, или сами музыканты отслушивают материал, и соображают, как им покруче покромсать и сварганить дубли, чтобы выбрать самые удачные куски... Не секрет, что подобные технические хитрости начались еще давно, в докомпьютерную эпоху, и тогдашние звукорежиссеры, как заправские хирурги, реззали и клеили магнитофонные ленты, дабы сотворить из множества вариантов некое совершенство. Ну а с компьютерной многодорожечной записью все вообще стало безгранично по возможностям. Что хочешь, то и делай - выбирай дубли, перезаписывай фрагменты соло, делай громче тихие ноты и ослабляй слишком резкие. Про обработку я молчу - есть все и даже больше. Подвижки нот и фрагментов по ритму - пожалуйста. И все это, естественно, используется для построения соло. Здесь своя теория. Поиграл, посолировал. Потом прослушал. Проверил сам себя. Бывает, в голове все хорошо звучит, а записал - смотришь, нет, не пойдет. Не ложится. И переписываешь другие фразы, другой звук. Или другой гитарой играешь. Записал 5 дублей - взял одну часть из одного, другую из другого. В третей части половину переписал. Четвертую реверсом пустил))).
Вот тебе и теория.
Обратите внимание, друзья, на то, что и как рассказывает в своих интерьвью Джимми Пейдж. Он половину времени, если не больше, рассказывает про технические моменты записи - как микрофон поставил, какие усилители были, где и как сводил, какие динамики ставились в колонки. В Л. З, Пейдж был муз. продюссером, он сводил материал. И мне кажется, очень сложно отделить в нем, в музыканте - гитариста от звукоинженера и аранжировщика. Все очень тесно переплетается. Рок-группа, это маленький состав, особенно такого формата как Л.З. От каждого очень много зависит. И от звучания каждого инструмента очень много зависит. И я считаю, очень большой плюс получают в своей теории, практике, работе, карьере - музыканты, знакомые хотя бы с основами звукозаписи. В теории - дело музыканта - играть, ДЕЛО ЗВУКОРЕЖИССЕРА _ ЗАПИСЫВАТЬ, В жизни иногда все сильно корректируется.
Знаю по своему опыту - даже если материал пишется в очень крутой студии - никогда не вредно скинуть себе ВАВы, принести домой, загрузить в программу и внимательно послушать дома. Можно многое услышать, во многом разобраться и грамотно подкорректровать.
Согласен...
Да что там говорить - представьте, что в мире исчез звук перегруженной гитары. Фуза, драйва и дисторшена нету! И что у нас останется от рок-музыки?
Было бы что-то другое, развивался бы блюз и джаз - хорошо бы было)
Мне кажется. что именно из-за этого глубокого убеждения, бытующего у подавляющего большинства современных гитарастов и не происходит ничего нового и переломного в музыке сегодня, все только пытаются играть быстрее, ламповей, хайгейновей, и т.д.
Понятие "звук" и "правЕльный гЫтаризм", (как тут в начале топика некоторые высказывали) лично для меня не существует)))
"Правильность" звукоизвлечения, владение всеми приемами - это Обязательно для академической музыки, где исполняются уже написанные кем-то произведения, и на их примере происходит обучение, отрабатываются приемы, ньюансы, варианты извлечения звука!
В современной же музыке эти вещи важны сессионным музыкантам, которым приходится играть много разного, участвовать в разностилевых музыкальных проектах, с листа читать в конце-концов (таких даже здесь мало)))
Для современной музыки, а особенно творчества, чтобы чем-то выделяться из массы струнодеров необходимо обладать недюжинным музыкальным талантом, креативностью и новаторством в композиции, а главное - огромной харизмой в "звуке"!
Только эта "харизма звука" заключается не в звукоизвлечении, тембре, звукоснимателях-усилителях, а в ЭНЕРГЕТИКЕ, в силе посыла музыкальной фразы, мелодии.
Это главный фактор, при котором можно стать сольным артистом, интересным для слушателя!
В противном случае уготована судьба сессионщика или гитараста в "вокальной" рог-группе)))
Тембр - ничто! Важна сила воздействия звуком музыкой!
Гений талант музыканта должен ПЕРЕТЬ из инструмента...
Во всех остальных случаях можно сказать - ну да - гитарист, ну да - музыкант. Блестящая техника, ритмика, тембр - но таких МНОГО!
13 назад я преподавал гитару на эстрадно-джазовом отделе музучилища)))
Я хотел сказать, что в современной музыке НЕ СУЩЕСТВУЕТ ЭТАЛОНА для этого самого звукоизвлечения!
Есть масса стилей музыки в которых абсолютно разный подход к предмету!
В свое время изучал массу учебников и школ (видео в том числе) где каждый преподаватель навязыват всем именно СВОЕ звукоизвлечение и свою манеру игры!
Ведь не секрет, что подавляющее большинство звезд гитаризма узкопрофильны и в звуке и в музыке!
А вот сессионные "незвезды" всеядны и разностилевые музыканты)
снимать по моему убеждению - неблагодарное дело!
Все мы люди-человеки, все мы разные!
Если всех с детства научили называть предложенный цвет черным, его все так и называют, но наверняка если сделать распечатку анализа мозгом увиденного цвета (если бы это было возможно), то у кого-то он бы был синим, у кого-то красным))))
Просто с детства всех приучают называть его черным....
Так и со съемом - этой красивой фразой прекрасно управляется обожаемая вами звезда, но подойдет ли она вашему мышлению, сможете ли вы оперировать чужой идеей, как своей?
В музыке главное владение инструментом, как вокалисту голосом - т.е. молниеносно исполнять пальцами музыку из головы! Я в последнее время не занимаюсь всякой начальной фигней, типо как правЕльно держать медиатор, как нарулить хайгейн как у "метлы" и прочими гандонизмами, которые люди осваивают на форумах по типу гитарплеера)))
Я учу импровизировать! Точнее, помогаю человеку подружить руки с головой!
Я бы не проводил параллель с речью - говорить могу все, кто-то хуже, кто-то лучше - от интеллекта и психики это зависит!
Импровизация (а не ее имитация) - это дано далеко не каждому музыканту, даже если потратить очень много на это времени!
Для этого эрудиция конечно же очень важна, но этого мало...
Нужен еще, как минимум, талант!
Особенно касательно импровизации!
Ведь от рождения талантливые люди в подавляющем большинстве не задумываются, как это - импровизировать! Они воспроизводят на инструменте музыку звучащую в голове - и все получается у них естественно! Но объяснить весь этот процесс другим для многих невозможно!
Они просто никогда не задумывались о причинах и следствиях своих способностей!
И моя задача (как преподавателя) зачастую бывает не руки ставить и задавать кучу типичных фраз, последовательностей и т.п., а
наладить у обучаемого мост между музыкой звучащей в голове и пальцами, воспроизводящими на инструменте ее же! Чтобы это происходило молниеносно - онлайн!
Это как ноты читать: видишь ноту на бумаге > посыл информации в мозг > оттуда прямо на руки! и скорость читки зависит от количества часов проведенных за занятиями!
Здесь все так же, но
первоисточником сигнала является нота, звучащая в голове , а сам принцип занятий очень схож!
Другое дело -
какая музыка звучит у человека в голове! Но это уже приоритеты и вкусы ( и в конце концов способности) самого ученика!
Мораль: сколько заученных фраз в пальцы не вбивай,если не заставишь свою голову петь и сочинять онлайн - не будет толку! Все старые гитаристы-джазмены, которые успели записать видеошколы в 80-х все как один говорили:
Пойте то, что играете и играйте то, что поете! Это основной секрет успешного импровизатора!
А уж что вы там петь будете - это и есть ваша эрудиция, интеллект, и накопленный багаж прослушанной музыки...
И поменьше смотрите этих современных жрочеров, которые в своих видеошколах "гоняют пассажи", а о главных принципах не рассказывают!
Имеется ввиду не ОРАТЬ ВСЛУХ, а "петь" в голове, внутри себя)))
Только немногие музыканты любят петь в унисон своей импровизации Жора Бэнсон, Кейт Джаретт и другие
Остальные поют "молча"...
Никто не заставляет вас раскрывать ваш вокальный талант)))
Я задаю ученикам составить список любых мелодий или песен, которые только могут прийти на ум - от "в траве сидел кузнечик" до "Рюмка водки на столе" - это не важно! Главное - от простого к сложному!
Чем дольше и упорней этим заниматься (если есть слух, конечно))) - тем быстрее и легче будут воспроизводиться сложнейшие мелодии! Именно этот сегмент поддается тренировке!
Важно, чтобы человек смог научиться безошибочно на гитаре воспроизводить ту музыку, которая звучит в голове!
С этого и начинается долгий и интересный путь в импровизацию! А для того чтобы импровизация приобрела "фирменный джазовый" (или подставить другой) саунд, вам необходимо тоннами слушать джаз (или ту музыку, в стиле которой вы собираетесь импровизировать), извлекать для себя характерный обороты, созвучия, фразы и откладывать в свое подсознание!
Не сдирать - ни в коем случае!
Если вы сдираете фразу - то вложить содранное вы сможете только в идентичной содранной гармонической последовательности. Вы будете мучиться, подыскивая этой фразе применение.... Сдирая вы сами сковываете себя в рамки, заводите в тупик, из которого сложно выбраться!
Вы должны слушать внимательно музыку, отмечать для себя понравившиеся места, и как-бы не сдирая , но напевая их близко к тексту теми нотами, которые ближе ВАМ, ВАШЕМУ мышлению, откладывать в ваш багажник памяти!
И тогда эта "подобная", но уже ВАША фраза обязательно "выстрелит" в импровизации! Ведь вы уже до этого мастерски научились сдирать самого себя мгновенно)))
З:Ы:
Это все мы говорим именно об импровизации!
Для "штатного" освоения инструмента и приобретения и развития навыков игры конечно никто не отменял гаммы, арпеджио, упражнения всякие, и игру произведений с листа!
Импровизация - это высшая стадия развития музыканта!
Ведь в искусстве есть ХУДОЖНИКИ и есть РЕМЕСЛЕННИКИ!
Академическая школа - это традиции ремесленичества, традиции слепого копирования, воспроизведения шедевров, созданных ХУДОЖНИКАМИ!
В любой среде всегда были ХУДОЖНИКИ, которые СОЗДАВАЛИ, а не ВОСПРОИЗВОДИЛИ!
И даже "академическая школа" их не сломала! Хотя именно благодаря "академической школе" всегда воспитывали стада бездарей, которые сотнями оседают в детских садах, музыкальных школах и училищах (потому что сцена - не их удел) и ПОРТЯТ учеников, с самого начала программируя их на ремесленничество!
ИМПРОВИЗАЦИЯ - это ИСКУССТВО СОЗДАНИЯ!
И чем выше талант и способность ХУДОЖНИКА, тем гениальней и ценней его импровизация!
Импровизация -это ЗЕРКАЛО ДУШИ музыканта!
Импровизация -это удел ХУДОЖНИКОВ!
По импровизации сразу можно "увидеть" степень интеллекта,эрудированности, вкуса и таланта!
РЕМЕСЛЕННИКИ будут всю жизнь сдирать, исполнять, вобщем "озвучивать" чужие мысли ХУДОЖНИКОВ!
Даже если РЕМЕСЛЕННИКИ будут пытаться создаать что-то свое - успехом это может пользоваться у таких же как они РЕМЕСЛЕННИКОВ!
Музыка существует со времен появления человечества!
Хомосапиенсы имитировали пение птиц, рычание зверей! Натягивали пресловутую тетиву лука...
Музыка было всегда! Вспомните изображения арфистов-флейтистов на египетских, греческих, римских фресках...
В древнем кЭтае при правлении разных династий до Н.Э.
Что вы имеете под понятием "серьезная музыка"?
Тот 300-летний промежуток творчества европейских музыкантов, музыка для церкви и музыка для королей и дворян, который завершился в 20-м веке?
Ну да, большинство произведений было написано на заказ за бабло, для очередных дворянских "корпоративов")))
В мире ничего не меняется, и сейчас все так же! Меняется коньюктура!
Это всего лишь "мгновенье" в истории человечества!
Все так упорно эту академичность и серьезнось выпирают, как будто до этого никогда не было музыки...
Вся ценность "академической традиции" в том, что появился нотный стан и способ записывать музыку на бумагу, хотя до этого ранее крючками писали!
На этой почве как всегда появились теоретики и математики от музыки, которые "разрабатывали" теорию и формы!
Но если взять ХУДОЖНИКОВ, то можно приводить примеры как вы называете "спонтанности" в сочинительстве...
Подавляющее большинство Великих Композиторов рожали банальную мелодию с гармонией, которую потом аранжировали (для оркестра или одного инструмента - неважно)
Я уверен, что большинство гениальных шедевров классики рождалось при уличной прогулке, сидя в туалете и т.д.
Я вполне серьезно! Идет композитор по улице, и напевает что-то в ритм шагов...
И вдруг понимает, что эта мелодия стоящая, бегом карандаш-бумага (диктофонов тогда не было) и нацарапал этот фрагмент!
А потом уже дома, в спокойной обстановке он садится "ТЩательно продумывать"!
Вспомните того же Баха и его произведения!
То что осталось на бумаге - это его творения, но по рассказам современников, говорят на церковных служениях он на органе частенько такое вытворял))) Вот вам и импровизация!
Да что там, возьмем МОЦАРТА - я уверен, что он еле успевал записывать на ноты музыку, льющуюся из головы!
А глухой БЕТХОВЕН как это не парадоксально, слышал свою музыку "Внутренним" слухом из головы! И его великие симфонические творения сначала рождались в виде мелодий с гармонией главных-побочных тем, а потом аранжировались в оркестровую партитуру!
Ференц Лист - ярчайший пример композитора-импровизатора, Шопен, да все они...
А вспомните Паганини! Сколько прекрасных произведений для гитары им написано!
А сколько скрипичных шедевров... А ведь он был величайшим импровизатором, признанный современниками! Даже лопнувшие струны не помешали ему доиграть вещь...
Музыка всегда будет сопровождать человечество, музыкальные стили, формы будут меняться и трансформироваться в ногу со временем...
Импровизация была всегда -и в Индии. и в Китае, везде!
Симфонический оркестр - как музыкальный инструмент, будет существовать еще долго, но произведения для него писать будут уже другие...
Музыка - это прежде всего ЗВУКИ!
До этого представители "академической традиции" имели возможность хранить музыку только в нотной записи!
А ноты нуждались в АРМИИ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ - РЕМЕСЛЕННИКОВ!!!
Потому "академическая традиция" отказалась от импровизации, что музыка хранится на нотах!
С появлением звукозаписывающих устройств у музыки появился ОГРОМНЕЙШИЙ потенциал быть услышанной всегда!
Импровизацию можно записать на звуковую дорожку, на ноты невозможно, слишком мощный поток мыслей, не успеть...
Можно уже потом содрать со своей же дорожки!
Сегодняшний композитор уже не нуждается в АРМИИ РЕМЕСЛЕННИКОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ!
Он может записать свою музыку в аудио, которая будет звучать так как он сам хотел, а не так как может исковеркать это ремесленник!
У Классиков такой возможности не было!
З:Ы: Пролог-вступление для будущей видеошколы готов)))