История с Пасториусом в чем-то напоминает историю с Хендриксом. Молодые люди в наше время слушают Хендрикса и говорят - Блин, а что ж тут такого? - не беря во внимание музыкальные и технические реалии ТОГО времени. Да, сегодня и техника исполнения гитаристов, и гитарное оборудование, и умение им пользоваться несравненно выше чем в середине 1960-х. Но Хендрикс заложил основы многого того, что сейчас воспринимается как должное, обыкновенное, а тогда считалось просто революционным - в силу своей нетрадиционности и непривычности.
К музыке Пасториуса можно относиться как угодно, но очевидно одно - он, в свое время, полностью перевернул представление о бас-гитаре. И инструмент традиционного аккомпанемента, вечного "заднего плана" вывел на передний план, сделал солирующим. Вместо традиционного, как в анекдоте - "бум-бум, бум-бум" - бас-гитара начала ИГРАТЬ МУЗЫКУ. А пасториевская революционная для 1970-х техника, фирменные флажолеты и т.д. открыли другим музыкантам, не только басистам, совершенно иной взгляд на использование бас-гитары в музыке вообще.
Ну и, конечно, все-таки дискография Пасториуса - это не только сольники. Навскидку не скажу, но по-моему, собственно сольных альбомов у него меньше, чем альбомов всяких известных дядек, на которых он выступил в качестве приглашенного. Атмосферу первого альбома Pet Metheny "Bright Size Life", кроме гитары самого Пэта, в немалой степени создает бас Пасториуса. Учитывая, что это 1976 год, достаточно прослушать названный альбом и сравнить его с немалым количеством записей той поры (никого не хочу обидеть
, чтобы понять, в какой глубокой жопе в плане исполнения и мышления находились многие басисты той поры.