Вначале думал создать отдельную ветку, но потом решил что лучшим местом для обсуждения нижеследующего вопроса будет уже существующая.
Итак, предлагаю в этой теме обсудить такой вот вопрос — так ли уж необходимо человеку, желающему встать на путь современного композиционно-импровизационного (jazz, fusion etc) музицирования получать какое-либо формальное музыкальное образование, в том случае если у него уже не получилось его получить в раннем возрасте, а получено другое образование. Насколько вообще реально уже играющему гитаристу самостоятельно освоить технику игры и импровизации на гитаре в стилях джаз/фьюжн, занимаясь по видеошколам, учебникам, беря частные уроки.
В общем-то, как мне кажется, основы стиля освоить можно и самостоятельно, особенно во взрослом возрасте, когда нет проблем с поиском, нахождением и анализом той или иной информации, потому как навыки эти уже привиты имеющимся образованием. Но вот что будет дальше? Есть ли у такого музыканта шансы на то, чтобы влиться в профессиональную среду для получения опыта ансамблевой практики и дальнейшего развития?
Насколько мне известно, история джазовой музыки знает немало талантливых самоучек. Но практика сегодняшних дней показывает, что современный молодой джазовый музыкант — это человек с хорошим музыкальным образованием и приличным опытом игры в самых разных ансамблях. Хотя с другой стороны, и сейчас встречаются самоучки без образования. Ну скажем Рассел Малоун. Ну отличный же гитарист, с хорошим таким чувством играет, и на мой взгляд иной раз даже превосходит всех тех, чьи соло строятся на основе энциклопедических познаний в области гармонии и импровизации. Ну или вот все цыгане поголовно, играющие джаз-мануш. Хотя цыган трогать не будем, играют они зачастую очень однообразно. Но всё ж они своим опытом показывают, что не так уж оно это образование и нужно. И с другой стороны, есть люди, которые заканчивали эдо в консе или училище, и при этом вообще не играют джаз, нигде. А иные и вовсе не играют никакую музыку. Кто в бизнес подался, кто ещё куда. Да и столько проблем и недочётов в системе нашего российского образования, в том числе и музыкального. Ну или вот тот же колледж Бёркли в Бостоне. Сколько там студентов-гитаристов? Я думаю не меньше 1000, а может даже и больше. И каждый год куча народу оканчивают этот колледж, и не только гитаристы. И где они? Хорошо если где-нибудь по клубам джаз играют, а тож ведь тоже занимаются кто чем. Или я ошибаюсь?
Много, конечно, зависит от конкретных целей, которые перед собой ставит тот или иной студент, если вообще ставит. От того какую именно музыку он хочет играть, на каком уровне и т.д. Ведь скажем, чтоб импровизировать так, как это делает ну скажем Пэт Мэтини, да ещё и писать ТАКУЮ музыку, без серьёзных знаний никак не обойтись. Короче, сложная тема, многогранная, поэтому и предлагаю её обсудить.
И как все, наверное, уже догадались, человек без образования, жалающий посвятить себя импровизационной музыке это я. Но вообще я думаю, что не я один такой, кто пришёл в музыку не по указке родителей с ранних лет, а самостоятельно, уже в зрелом возрасте. Так что вопрос нужный и интересный.