Вначале думал создать отдельную ветку, но потом решил что лучшим местом для обсуждения нижеследующего вопроса будет уже существующая.
Итак, предлагаю в этой теме обсудить такой вот вопрос — так ли уж необходимо человеку, желающему встать на путь современного композиционно-импровизационного (jazz, fusion etc) музицирования получать какое-либо формальное музыкальное образование, в том случае если у него уже не получилось его получить в раннем возрасте, а получено другое образование. Насколько вообще реально уже играющему гитаристу самостоятельно освоить технику игры и импровизации на гитаре в стилях джаз/фьюжн, занимаясь по видеошколам, учебникам, беря частные уроки.
В общем-то, как мне кажется, основы стиля освоить можно и самостоятельно, особенно во взрослом возрасте, когда нет проблем с поиском, нахождением и анализом той или иной информации, потому как навыки эти уже привиты имеющимся образованием. Но вот что будет дальше? Есть ли у такого музыканта шансы на то, чтобы влиться в профессиональную среду для получения опыта ансамблевой практики и дальнейшего развития?
Насколько мне известно, история джазовой музыки знает немало талантливых самоучек. Но практика сегодняшних дней показывает, что современный молодой джазовый музыкант — это человек с хорошим музыкальным образованием и приличным опытом игры в самых разных ансамблях. Хотя с другой стороны, и сейчас встречаются самоучки без образования. Ну скажем Рассел Малоун. Ну отличный же гитарист, с хорошим таким чувством играет, и на мой взгляд иной раз даже превосходит всех тех, чьи соло строятся на основе энциклопедических познаний в области гармонии и импровизации. Ну или вот все цыгане поголовно, играющие джаз-мануш. Хотя цыган трогать не будем, играют они зачастую очень однообразно. Но всё ж они своим опытом показывают, что не так уж оно это образование и нужно. И с другой стороны, есть люди, которые заканчивали эдо в консе или училище, и при этом вообще не играют джаз, нигде. А иные и вовсе не играют никакую музыку. Кто в бизнес подался, кто ещё куда. Да и столько проблем и недочётов в системе нашего российского образования, в том числе и музыкального. Ну или вот тот же колледж Бёркли в Бостоне. Сколько там студентов-гитаристов? Я думаю не меньше 1000, а может даже и больше. И каждый год куча народу оканчивают этот колледж, и не только гитаристы. И где они? Хорошо если где-нибудь по клубам джаз играют, а тож ведь тоже занимаются кто чем. Или я ошибаюсь?
Много, конечно, зависит от конкретных целей, которые перед собой ставит тот или иной студент, если вообще ставит. От того какую именно музыку он хочет играть, на каком уровне и т.д. Ведь скажем, чтоб импровизировать так, как это делает ну скажем Пэт Мэтини, да ещё и писать ТАКУЮ музыку, без серьёзных знаний никак не обойтись. Короче, сложная тема, многогранная, поэтому и предлагаю её обсудить.
И как все, наверное, уже догадались, человек без образования, жалающий посвятить себя импровизационной музыке это я. Но вообще я думаю, что не я один такой, кто пришёл в музыку не по указке родителей с ранних лет, а самостоятельно, уже в зрелом возрасте. Так что вопрос нужный и интересный.
Привет всем,
я заранее прошу прощения, что не написал как обещал, но у меня щас суета по поводу отъезда и с учениками надо было плотно позаниматься перед переездом.
to
guitarissimoМне странно почему стоит вопрос именно так:
"...так ли уж необходимо человеку, желающему встать на путь современного композиционно-импровизационного музицирования получать какое-либо формальное музыкальное образование, в том случае если у него уже не получилось его получить в раннем возрасте, а получено другое образование..." А почему не поставить вопрос наоборот ?
Вообще, смотря на то, что описал
guitarissimo, я практически вижу себя какое-то количество лет назад.
Я не хочу здесь устраивать саморекламу, но мне действительно хочется помочь, в каком-то смысле, земляку.
В моей семье никогда не было музыкантов. Мои родители к музыке не имеют никакого отношения, хотя оба обладают ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫМИ музыкальными способностями.
Поступив в консерваторию на джазовое отделение я сделал себе, можно сказать, подарок на 25-ти летие, уже имея за плечами другое высшее образование (немузыкальное). До этого у меня был 1 год самообразования в роково-блюзовом направлении после которого мне стало просто не интересно и я понял всю тупиковость этого движения, в творческом плане. То есть ни школы ни училища у меня в багаже не было. Перед поступлением мне пришлось самому освоить муз. грамоту и теорию музыки. Поверьте... это было ОЧЕНЬ.... ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ сложно... !!! Я имею ввиду подготовить джазовою программу для поступления (до этого момента я не сыграл в своей жизни ни одной джазовой ноты, да и еще на джазовом звуке) и еще с нуля за 3 месяца поднять теоретический аспект музыки. Конечно, поступил я только благодаря своему педагогу, который увидел во мне потенциал (это он мне потом рассказывал).
Опять же.... я это говорю не к тому чтобы подчеркнуть свою исключительность, просто, когда я понял, что хочу быть МУЗЫКАНТОМ, а не гитаристом, то вопрос, который задал здесь ув.
guitarissimo для меня стоять ПЕРЕСТАЛ.
Время талантливых самоучек стремительно проходит. К счастью или к сожалению уж не знаю, пусть каждый сам для себя решит. И когда люди в твоем ( to
guitarissimo ) Livejournal приводят примеры американцев самоучек, то это по крайней мере странно. У меня как-то была возможность спросить у барабанщика Lenny White, который работал со звездами первой величины , есть ли у него формальное образование. Он очень удивился и сказал, что он играл с Miles Davis и Chick Corea и разве может быть что-то лучше этого. Этим я хочу сказать, что если у нас ЗДЕСЬ нет такой возможности играть и общаться с такого уровня музыкантами, есть необходимость найти уж какую есть "тусовку" и общение, а это может быть только в стенах формального учебного заведения.
С другой стороны, огромный минус нашего образования это катострофически малое время уделяемое КОНЦЕРТНОЙ практике, не уделяется никакого внимания звукозаписи и саунд продюсированию. Для гитаристов - отсутствие воспитания СОЛЬНОЙ игры, нет НИКАКОГО изучения работы с гитарным оборудованием и.... самое важное - нет систематизированного подхода к вопросу РИТМА.
То есть самообразование просходит ВСЕГДА и так до конца жизни, но лучше, чтобы оно происходило на фоне формального образования, хотя бы какое-то время. Это мое мнение
Но еще очень важный момент..... кто будет вашим педагогом там где вы собираетесь учиться??? Возвращаясь к своему опыту.... я вообще-то собирался поступать в Москве, но когда я увидел, случайно, видео человека, который впоследствии стал моим педагогом по специальности, у меня просто произошел "разрыв мозга". И поступал я в Ростов именно к нему, а уже потом в консерваторию (приоритеты). Это ВЕЛИКИЙ МУЗЫКАНТ. Я уверенно могу сказать один из лучших, а может и лучший за всю историю СССР - Российской инструментальной сцены. Для меня всегда огромное значение имел сакральный смысл понятия "НАСТАВНИК-ученик". И я ни секунды не жалею о своем выборе!!!! То есть, возвращаясь к нашей теме, нужен ЧЕЛОВЕК, который сможет не научить (это невозможно), а НАПРАВИТЬ и ПРИВИТЬ ХОРОШИЙ или ПРАВИЛЬНЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ВКУС!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! То есть выражаясь словами классика: "Что такое ХОРОШО, а что такое плохо".
С одной стороны, вроде много чего хочется сказать по теме, а с другой .... все, в принципе, очень просто!!! Чувствуешь, что МУЗЫКА - это смысл твоей жизни, сделай ВСЕ для своей мечты. И не важно 1000 или больше гитаристов учится в Berklee.
Мне очень нравится тезис по этому поводу Joe Diorio: "Go slowly, enjoy the journey and grow."
У Mick Goodrick-а есть: "Нельзя быть лучше ВСЕХ, но можно быть каждый день лучше чем ты был вчера". Меня это очень часто поддерживает
У каждого свой ПУТЬ и свое ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ. И задача, мое мнение, найти эти ВЕЩИ. И дело тут не в способности играть 1000 нот в секунду или в темпе 500 играть Gaint Steps.
Прошу прощения, если несколько сумбурно написал. Если моя писанина чем поможет, я буду очень рад. Всегда открыт для диалога.
P.S. to
guitarissimo, мы случайно не знакомы по Ростову ?