Коллективы филармоний в СССР конечно же были в жестких рамках цензуры.Но не будем забывать,что эти филармонии-были не только в Питере,Москве,Киеве,Минске-а в каждом областном центре СССР!
Да,сдавали программу комиссии в соответствии с требованиями.Тем не менее,на гастролях в городах до миллиона жителей-как-то во втором отделении играли и свое,и запад.Администраторы понимали,что одной темой про партию и Ленина залы-не соберешь,поэтому знали,но молчали.
В отношении инструментов..Да,в свободной продаже-не было.Очень иногда как-то попадали на прилавки в Москве в магазинах Лейпциг,Прага изделия "братских" народов-Музимы,Иоланы.Но большинство на сцене имели минимум японцев,а в коллективах с именем-однозначно америкосы.Джаз бас,Страт или Прес стоил по цене Жигулей новых.
Откуда средства? Многие параллельно работали в кабаках.Скажем,летний гастрольный сезон-в филармоническом ансамбле,зима-весна-осень ресторан. Была и система "левых" концертов,и т.п. Так что-жили.Некоторые-вполне неплохо имели.
В отношении "самодеятельности". Этого в СССР было навалом.На каждом предприятии были ансамбли.Зачастую-с хорошей базой и аппаратом.Те же Биги,комплекты Вермона.Руководители ВИА устраивались в профкомы на ставки,плюс обычно куда-нить "подснежниками",в какой-нить цех литейный на полставки.Халтурили все-свадьбы,танцы и проч. Это был немалый "довесок" к основному заработку.Спрос был еженедельный.
В отношении "рок-подполья". По сути -то его,как такового,и не было.
Пацаны,не умевшие играть,сидели на базах в институтах,техникумах и т.п и че-то там лепили из трех пальцев,гордо именуя это музыкой. Большинство из вас было бы под столом,услышав.
Услышать было сложно,ибо не умели и не понимали.Зато понтов,шуму было...
ГБ заметило и в крупных городах среагировало-организовало рок-клубы под надзором ВЛКСМ. Что из этого вышло?Пар выпустили,щёки надули,стали играть в коммерцию и душить друг друга.Напомню про известное письмо властям от Троицкого ,Ф.Скляра и проч. где Макаревича ,Градского объявляли врагами народа!
Что имеем?Имеем в реале "русский шоу-биз",деррьмо с брусникою на почве англоязычной культуры,некий пародийный эрзац при постоянном плаче о "не так,как у них" с одной стороны,гр.Ленинград-как симбиоз идей ленинградского рок-клуба с блатняком, и очень отдельных некоторых товарищей,которые как-то самобытны,но почему-то
не востребованны,ибо "умом Россию не понять".
Что в перспективе?Сплошная романтика,гадания на Трампа,выливание в "трубу" диванно-кухонных опусов и дальнейшее медленное понимание-что поп.музыка всего лишь музыка,которой нужно учиться,уметь и любить.Но это-не библия,не билет в ВИПы и не путь Чегевары.Как-то так.