2 Jaasco
Вопросы которые ставит Камю продиктованы жизненной необходимость, столкновением с реальностью.
"Вопрос о первичности" игнорирует реальность, как бы мы на него не ответили нам все равно придется сделать вид, что некоторых вещей просто не существуют тогда как они не просто существуют, а еще и постоянно дают о себе знать.
Особенно в сфере эмоционального (боль, радость, страх и пр.).
2 Клякса (and to all those whom it may concern)
Джааско нас сбил с курса немного. Мы начали про абсурд и искусство и не договорили.
Если исходить из допущения, что искусство – это результат опыта человека, художника, то искусство абсурда - это "опыт человека абсурда", а если быть более точным результат его творческого акта.
Камю определил, что "опыт абсурда" предполагает активную позицию, причем в крайней ее форме - БУНТ.
При этом человек абсурда становится бунтующим человеком с точки зрения общества, то есть других людей, то есть это вопрос социальный. (Мир в целом его в такое положение поставить не может, миру вме равно, он нечеловечен.)
Он становится бунтарем от обратного, не потому что он ОТРИЦАЕТ, а потому что УТВЕРЖДАЕТ, а общество отрицает его утверждение.
(Очень показательны в этом смысле сцены из повести Камю «Посторонний».
Особенно диалоги Мерсо с адвокатом и следователем (кому интересен текст
http://lib.ru/INPROZ/KAMU/postoronnij.txt (часть вторая, глава первая)
Несложно заметить, например, (это замечает и сам Мерсо), что следователь становится в агрессивную позицию, при этом он рассматривает как преступление все, что угодно, но только не сам факт совершенного убийства, то есть при другом поведении обвиняемого факт убийства с точки зрения общества был бы не таким уж и преступлением, ПРЕСТУПЛЕНИЕМ общество считает поведение обвиняемого, и даже его отношение к совершенному не играет уже значительной роли, его приговаривают к смертной казни за то, что к совершенному убийству отношения не имеет (или даже если и имеет отношение косвенное - никто не в состоянии достоверно это определить)).
Что такое творческий акт с позиции абсурдной философии? Фактически он
приравнивается к любому «опыту проживания», к «экзистенции» (очень ясно об этом
пишет Октавио Пас в эссе «Освященный миг»), с той только разницей, что творческий акт
всегда результативен и этот результат направлен на общество и мир.
Результат творческого акта способен воздействовать на человека и людей как и любое явление жизни.
Произведение искусства выражает «невыразимое», т.е. то, что сказано в произведении искусства не может быть выражено никак иначе как только таким способом каким оно выражено, особенно показательны в этом отношении поэзия и музыка, которые практически не поддаются описанию и объяснению, поэзия настолько безгранично расширяет смысловые границы слов, что они не поддаются никакому самому подробному словарному толкованию, а музыка вообще исключает такое толкование, так как в принципе пользуется другим языком.
Получается, что человек способный на творческий акт выражает то, что всегда существовало, но никогда прежде не было выражено с такой ясностью.
Чувствуют многие – выразить эти чувства способны единицы. Что же происходит с человеком при столкновение с этим «невыразимым» в воплощенном виде? Столкновение с абсурдом. Прежде он еще мог этого избежать, теперь когда «непонятный необъяснимый невыразимый смутный неясный, но ощутимый опыт» представлен в самом ясном и единственно возможном виде, укрыться от него невозможно – происходит «осознание абсурда».
(Надо сделать оговорку - это зависит от произведения, от степени одаренности автора)
С точки зрения философии абсурда, человек искусства является носителем абсурда, столкновение с ним и с плодами его трудов порождает в людях не меньшее чувство абсурдности происходящего, чем столкновение со смертью.
Получается две системы, которые еще и взаимодействуют между собой:
1) отношение между человеком и миром
ЧЕЛОВЕК > АБСУРД < МИР , т.е. Жизнь
2) отношение между актером художником писателем и зрителем (читателем слушателем итд)
ЗРИТЕЛЬ (ЧИТАТЕЛЬ) > АБСУРД < АКТЕР (ХУДОЖНИК и его произведение)
Получается, что искусство - это и есть то триединство взаимоотношения составляющее жизнь -
ЧЕЛОВЕК > АБСУРД < МИР
- то есть ИСКУССТВО - это жизнь в жизни.
(Только не путать: не "искусство является отражением жизни и т.д.")
Следующий логический вывод (о котором много спорят сами художники) напрашивается сам собой: искусство невозможно без зрителя, читателя и т.д.
Так как искусство это результат взаимоотношений между человеком и миром, который в свою очередь станет эффективным только при возникновении взаимоотношений между им (искусством) и человеком.
Можно продолжить...