У меня вопрос, поскольку тремя пальцами пассажи я не играл. При использовании 3 пальцев при чередовании их последовательность меняется в зависимости от того, какие струны надо цеплять, или остается неизменной?
Имхо, меняется. Во всяком случае, я предпочитаю менять всегда, чтобы избегать перекрёстов. Т.е. лично я всегда педантически расписываю каждый палец в пассаже, а затем долго и нудно учу его, чтобы играть его уже на автомате всегда одинаково. Эта одинаковость — хороший способ уменьшения количества ошибок.
Однако, есть пассажи, где можно месить тремя всегда в одном порядке, по аналогии с тремоло (но только, если последоваттельность струн не слишком хаотичная и не вызывает больших неудобств из-за многочисленных перекрёстов).
Кстати, я играю и перекрёсты, вообще-то. Т.е. сыграть по струнам 1-2 пальцами i-m проблемы-то нет. Проблема начинается тогда, когда два перекрёста идут
подряд. Т.е. я сильно не люблю играть по струнам 1-2-1 пальцами i-m-i, потому что это получается "арпеджио наоборот", это как бы заставляет слегка "выламывать" руку. Не вижу пользы специально отрабатывать такое нелепое движение, если всегда можно вставить безымянный палец.
... и добавил:MrLf, а как насчёт тремоло с использованием мизинца? Как это будет выглядеть - p-c-a-m-i?
Не знаю, не играю тремоло с мизинцем, к сожалению. Думаю, вполне допустимы оба варианта, и "p-e-a-m-i", и "p-i-m-a-e", кому как нравится.
... и добавил:Кстати, вот этот весьма зачётный
Чардаш на нейлоне играется тремя пальцами a-m-i, это известный факт (Мамонтов играл все свои пулемёты тремя пальцами).
Дмитрий Мамонтов - 03