Автор Тема: Свободное исполнение  (Прочитано 1155 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн dm4ukz Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 55
  • Репутация: +2/-0
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Свободное исполнение
« : Апреля 18, 2014, 18:15:07 »
Вот хотел посоветоваться. Всего год учусь, занимаюсь с преподавателем, изучаю произведения по нотам. Вообщем все как обычно.
Но есть момент, вернее два
Первое. В последнее время на разучивание порой уходит месяц, а то и больше на одно, и не всегда достигаю темпа, заложенного автором. Выше не могу поднять, т.к. появляется расхлябанность что ли, не успеваю и пальцы "запутываются". Понимаю что это мой порог сегодня, поэтому не парюсь (итак прёт  8)). Но все же так ли это? Мои возможности будут расти так медленно, т.е. годами?
Второе. Обычно я контролирую что играю, когда что брать и т.д. А иногда по настроению руки как будто сами играют и я особо не контролирую а только слушаю как бы со стороны. Не знаю как объяснить понятнее, и это чувство появилось только недавно и мне по сути не знакомо. Это что? Этап в развитии какой-то? Есть знакомый сказал что должно быть вообще свободное владение инструментом (мне пока это не совсем понятно), и тут есть нюанс - он играет на электро, а я на классике.
Третье (о как). Кто со стажем подскажите пожалуста как у вас проходит разучивание композиции. Сколько уходит времени, с чего начинаете, как доводите темп до нужного и т.д. Может свои методы какие есть. Интересно все-таки.
« Последнее редактирование: Апреля 18, 2014, 18:19:38 от dm4ukz »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7790/-98
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Свободное исполнение
« Ответ #1 : Апреля 18, 2014, 18:56:20 »
Выше не могу поднять, т.к. появляется расхлябанность что ли, не успеваю и пальцы "запутываются". Понимаю что это мой порог сегодня, поэтому не парюсь (итак прёт  8)). Но все же так ли это? Мои возможности будут расти так медленно, т.е. годами?
Да, годами, если речь о каких-то бешеных скоростях. Потолки — они крепкие, приподнимаются медленно :)

Но вообще-то, "запутываются" не пальцы, а мозги. Произведением в очень быстром темпе трудно управлять, потому что мозги должны очень резво поворачиваться в момент исполнения. Игра ведь идёт на предслышании, предчувствовании и предвидении. Т.е. мыслить надо всегда на полшага вперёд, мышечная память живёт на автопилоте очень короткое время, достаточно чуть-чуть отвлечься — и велик риск того, что что-нибудь развалится. Рецепт здесь — хорошее заучивание. Если пьеса выучена очень хорошо, ей будет и легче управлять. Ехать очень быстро, без риска аварии, можно только по очень хорошо знакомой дороге.

Темп пьесы поднимают по принципу "сыграл десять раз медленно, один раз — быстро", и так многократно. Т.е. при гонянии пьесы время от времени делается попытка (проба) прибавить темп. Главное — не пытаться играть всё время быстро и с ошибками, в надежде, что когда-нибудь получится чисто — так не получится никогда, только закрепятся ошибки. Многократное проигрывание пьесы с полным контролем в комфортном темпе — залог того, что когда-нибудь темп удастся прибавить. Важен "полный контроль", т.е. не бездумная игра, а очень сосредоточенная.

... и добавил:

А иногда по настроению руки как будто сами играют и я особо не контролирую а только слушаю как бы со стороны.
Это опасное времяпровождение ;D
Таким образом только заигрывают пьесы. Бездумная игра чревата закреплением ошибок. Например, внезапно забывается кусок пьесы, которую вроде бы очень хорошо помнил, начинается какая-то путаница, лезут ошибки, где их раньше не было и т.п. Таким образом, бездумно дёргать за струны и слушать, что получается — плохая идея.
« Последнее редактирование: Апреля 18, 2014, 19:01:59 от MrLf »

Оффлайн dm4ukz Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 55
  • Репутация: +2/-0
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Свободное исполнение
« Ответ #2 : Апреля 18, 2014, 19:43:00 »
Всё верно, "симптомы" описаны точно. А про медленно-быстро не знал, обычно очень медленно потом медленно настолько насколько могу без ошибок. Есть над чем подумать.
Кстати насчёт "пред", слышал но не всегда получается. Как это выработать?

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7790/-98
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Свободное исполнение
« Ответ #3 : Апреля 18, 2014, 20:17:56 »
Кстати насчёт "пред", слышал но не всегда получается. Как это выработать?
"Пред-" просто означает полный контроль, т.е. нужно играть в том темпе, в каком ты в состоянии сознательно управлять процессом, а не лететь куда вынесет. Мыслить на полшага вперёд: "одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а червёртая мерещится" :)

Что касается процесса разучивания, думаю, основных способов два. Играть с листа всегда от начала до конца, до тех пор, пока не появится полная уверенность, а ноты будут нужны только для страховки на всякий случай. Либо разучивать фразами по два/четыре/восемь тактов, заучивая пьесу таким образом последовательно. Второй способ позволяет заучить "намертво", после чего ноты будут совсем не нужны.

Оффлайн demvlad

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 58
  • Репутация: +21/-0
Re: Свободное исполнение
« Ответ #4 : Апреля 21, 2014, 15:30:34 »
Очень ,чрезвычайно любопытная тема.
Лет 50 тому назад,в возрасте 10-12 лет я довольно неплохо
играл на баяне(для любителей,конечно).Потом прекратил.
Сейчас беру баян и пальцы сами играют.
Стоит только на СЕКУНДУ задуматься,куда ставить пальцы-ВСЕ-СТОП-ПРИЕХАЛИ.
 Надо расслабиться,не думать об этом-и тогда опять все летит.Иногда 100грамм достаточно.
В чем феномен этого явления,не могу понять.
Да,если ты научился ездить на велосипеде,то "подкорка" помнит это навсегда!
Но ведь музыка-это же не велосипед.

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7790/-98
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Свободное исполнение
« Ответ #5 : Апреля 21, 2014, 15:46:07 »
demvlad, думаю, играет роль уровень сложности произведения и качество его разученности. Простое и когда-то очень хорошо заученное вспоминается легко, да.

Что касается "задуматься, куда ставить пальцы", то об этом можно думать весьма по-разному. Если думать чисто механически, без связи с звучанием, возможно, это будет крайне неэффективно. Когда "пред-ощущение" комплексное (звучание, визуализация, тактильное ощущение), оно работет хорошо.

Оффлайн demvlad

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 58
  • Репутация: +21/-0
Re: Свободное исполнение
« Ответ #6 : Апреля 21, 2014, 16:08:21 »
Я с Вами согласен,потому что заметил,когда пальцы
в "свободном" полете и ты о них не думаешь,все таки
мозг,голова посылает тебе эмоции для выражения ньюансов мелодии,
ну для баяна это называется "рвать меха".Это точно.
Для гитаристов,все несравненно сложнее.
Я всегда восхищаюсь даже самым простым исполнением.
Гитара непомерно сложный инструмент для человека.

Оффлайн dm4ukz Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 55
  • Репутация: +2/-0
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Свободное исполнение
« Ответ #7 : Апреля 25, 2014, 17:15:11 »
Подумал над темой. Есть предположения как я их вижу и понимаю (как обучающийся).
1. Только сейчас (надо же) начал понимать, что значит полный контроль. В определенном темпе (обычно не быстрый, зависит от пьесы и моих возможностей) играю много раз (даже теперь дневник завел сколько чего играю), пока не будет ошибок вообще никаких и далее все равно играю. Почему? Потому что появляются новые нюансы в исполнении (т.е. "оттачивается" до совершенства). Подозреваю что совершенствовать можно до бесконечности, находя что то новое всегда. Так ли это?
2. По поводу "медленно 10 раз - быстро 1 раз". Пробывал 80 - 9 раз потом 130 ударов 1 раз (в день по десять-пятнадцать циклов). Могу сказать реально есть эффект. Раньше на такой скорости не мог вообще контролировать, сейчас намного меньше, как бы это сказать, сумбурности что ли. Вопрос: шаг от медленного к быстрому какой должен быть (10 раз - 80, потом 1 раз - 130 - это нормально?)? Или к примеру, 10 раз в два раза медленнее оригинала потом 1 раз на темпе произведения?
3. Игру на "автомате" стараюсь пресекать  :hmmm: (бывает начинаю думать о своем). Здесь важна концентрация, а как ее вырабатывать это видимо тема из другой области.
4. Пока разучиваю одним способом (выучиваю фразами, потом когда играю вспоминаю тоже какбы блоками). Нужно ли вырабатывать специально второй способ (читая ноты, понимаю что это тоже заучивание но при зрительном образе), т.е. пригодиться ли это?
Вот, хотел изложить свой опыт студента.
« Последнее редактирование: Апреля 25, 2014, 17:23:28 от dm4ukz »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7790/-98
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Свободное исполнение
« Ответ #8 : Апреля 25, 2014, 21:58:56 »
1. Да, оттачивать одну пьесу можно действительно бесконечно. Каждый для себя вынужден принимать решение, когда остановиться, чтобы не играть одну пьесу всю жизнь :)

2. Шаг от медленного к быстрому очень сильно варьируется, нужно смотреть на свои ощущения. И "десять к одному", и "пять к одному" и т.д. могут быть оптимальными. Главное — избегать многократного "грязного" повторения в надежде, что оно само чудесным образом "очистится".

4. Игра с листа — конечно, пригодится. Таким способом часто играют в ансамблях (прямо на сцене, играют, глядя в ноты). Такой способ неизбежен, когда репертуар достаточно прост (партии ансамблей всегда проще, чем сольные произведения), но с другой стороны — достаточно объёмен, и его трудно держать в памяти. Скажем, оркестранту, который должен играть свои партии в дюжине симфоний по 20 минут звучания каждая, будет непросто выучить наизусть всё так, чтобы ноты стали совсем не нужны.