День 1. Постановка правой руки. Разминка перед занятием. Начну с ряда уточнений. В первом посте я уже говорил, что занятия будут даваться в формате «лабораторной работы». Поэтому сначала немного теоретических сведений и материала, потом непосредственно задание.
Сегодня у нас по плану 60 минут практики и 30 минут на разбор материала.
Каждый день – один небольшой совет или рекомендация. Нельзя охватить всё и сразу. Таким образом, мы разбираем само понятие гитарной техники на отдельные компоненты, и каждый день стараемся улучшить один из них. Это как разборка и дефектовка деталей машины. Через 100 дней необходимо собрать всё нашу технику в идеально функционирующий механизм.
Представляя материал, стараюсь отталкиваться изначально от целесообразности. Нужно ли мне это, зачем это нужно, делает ли это меня ближе к достижению цели. Надо понимать, что большинство проблем решается не хитрыми постановками, а ежедневной практикой.
Постановка правой руки. Прежде чем решительно взяться за позиционирование своих рук относительно инструмента, стоит ответить для себя на вопрос – зачем? Если вы думаете, что вы повернете кисть на 11 градусов и подтяните предплечье на 3 см вверх, и всё само заиграет, то это вряд ли.
Для работы с постановкой рук должны быть объективные причины. «На форуме сказали, что надо держать руку вот так» - таковой причиной не является, даже если на форуме сказали дело.
Поэтому постараемся выяснить, когда действительно стоит задуматься над постановкой руки.
• Занятия с нуля. Человек, в общем, не понимает, как ему ставить руки и как их двигать, поэтому разумно обратиться к литературе и задать правильный вектор, во избежание заведомо бесперспективных в плане развития вариантов (игра от локтя, например).
• Человек много занимается, действительно много, но прогресса нет. Возможно одна из причин те самые анатомические ограничения тех или иных постановок. Например, всё та же игра от локтя. В этом случае также разумно с умом проанализировать работу своих рук.
• Физический дискомфорт. Здесь я не говорю про новичков, так как первое время занятий с инструментом по приручению своих конечностей вряд ли можно назвать комфортным. Если руки начинают болеть, то сразу стоит остановиться и задуматься, а лучше и вовсе обратить к врачу. Быстрая усталость, зажатость – всё это повод внимательно рассмотреть работу рук.
Если же всё играется как надо, нет зажимов, дискомфортных ощущений, то надо просто играть.
А отталкиваться в первую очередь следует от звука. Только сформировав строгие критерии того, как должно звучать, мы можем ответить на вопрос – мешает ли моя текущая постановка достижению такого звучания или дальнейшему прогрессу, например, развитию скорости.
Поэтому мне алгоритм представляется таким:
• Определяемся с тем, как хотим звучать и чего хотим добиться
• Играем
• Анализируем, создает ли постановка какие-либо препятствия для достижения результата (звучания, скорости)
• Если да, то обращаемся к учебному материалу
• Если нет, то либо продолжаем играть, либо ищем причины своих проблем в других плоскостях
Есть ещё один интересный момент. Всегда в споре есть люди, которые скажут – «Извините, но есть же господа Хоу, Фридман, Уайлд, которые от плеча/локтя/бедра так играют, что с ума сойти можно». Всё так. Я приведу только небольшой фрагмент из биографии Грега Хоу с википедии:
Впервые взял гитару, когда ему было около десяти лет. <…> По признанию Грега в детстве он играл по восемь часов в день во многом благодаря тому, что в то время «не было никакой электронной почты или социальных сетей в интернете»
Мне не 10 лет, у меня нет 8 часов свободного времени в день, поэтому я буду стараться максимально оптимизировать процесс занятий. У этих крутых парней действительно не было интернета, выбора книг по технике игры на гитаре. У них была гитара, свободное время и огромное желание. Можно научиться играть как Грег от локтя скоростные сложные вещи, но если вы сейчас только начали, и вам 20 лет, и на занятия час в день, то у меня для вас плохие новости.
Методический материалЕсли вы сомневаетесь в постановке правой руки или видите именно в ней препятствия для дальнейшего прогресса, то прошу ознакомиться со следующим видео.
1. Различные движения рукиРазминка перед занятиемРекомендации от Джона Петруччи
John Petrucci - Stretches & MassagesПрактическое занятиеВ первом посте я уже упоминал, что не собираюсь изобретать велосипед, а потому вся информация будет из доступных источников. В отношении техники одним из основных источником будет книга Павла Забуруева. Хотя в дальнейшем будут и другие материалы.
Послушав записи, понял, что большинству, как мне, следует работать не над ускорением, а над повышением качества в рабочем темпе. Сегодня будем работать только над переменным штрихом, что не мешает вам при наличии времени проработать и другие техники, но программа минимум – час переменного штриха.
Потому в качестве основы взята программа «Разогревающее упражнение».
Есть рабочий темп (РТ) – темп, при котором вы можете спокойно играть упражнение с максимальным для себя качеством.
На техническое занятие у нас 60 минут, которые можно распределить примерно следующий образом.
UPD. Первые 30 минту разбираем новые для вас упражнения, далее отрабатываем. Возможно многие успеют отработать только одно или два упражнения.
• Ex_2. (
10 5 минут в темпе – 30 от рабочего)
• Ex_3. (
10 5 минут в темпе – 30 от рабочего)
• Ex_4. (
10 5 минут в темпе – 30 от рабочего)
• Ex_4. (
10 5 минут в темпе – 20 от рабочего)
• Ex_4. (
10 5 минут в темпе – 10 от рабочего)
• Ex_4. (
10 5 минут в рабочем темпе)
UPD. Первая попытка организовать занятие показала, что лучше сократить время каждого интервала до 5 минут.
Шаг в 10 – условность. Его можно подобрать для себя, например, взять равным 5.
Опять таки, если вы пока не уверены в себе и считаете упражнения слишком длинными, то вы можете применить тот же алгоритм при отработке Ex_1. Главная задача сейчас – плавный подход к рабочему темпу и повышение качества игры в нём.
UPD Если Вы до этого не работали с этими упражнениями, то просто посвятите сегодня час на то, чтобы их выучить. Возможно не все три, а только первое, или первые два. Выучили первое - играйте по схеме с постепенным поднятием темпа до рабочего.
Качество складывается из многих параметров, отследить все непросто. Поэтому будем вытаскивать их по одному.
Проблема сегодняшнего дня: динамика звукоизвлечения. Внимательно проследите за тем, чтобы все ноты пассажа имели одинаковою громкость, не было провалов и излишнего усиления отдельных нот.
Новичкам рекомендую взять упражнения из раздела «Начальный уровень» в первом посте, в остальном можно применить ту же программу. Шаг лучше уменьшить.
Разбор материалаТак как время занятия техникой, в общем, это «время скорби», поэтому никаких жестких ограничений по разбору материала не будет. Просто играем то, что хочется.
Лично я сегодня хочу разобрать вступление к песне RHCP – Snow. Вы же подбирайте материал в соответствии со своим вкусом и желанием.
УпражненияEx_2
http://zaburuev.ru/uploads/uploaded_file/file/47/2.pdfEx_3
http://zaburuev.ru/uploads/uploaded_file/file/54/3.pdfEx_4
http://zaburuev.ru/uploads/uploaded_file/file/51/4.pdfУдачи!P.S. С опечатками и ошибками лучше в личку. Спасибо.