Выпал из графика на целых три дня.
Сдавал кандидатский экзамен, готовился как в старые добрые студенческие времена - 2 часа на сон, литры кофе. На гитару даже посмотреть времени не было.
Экзамен сдан на отлично. Сейчас отоспался, прихожу в себя. Сегодня планирую записать базовое упражнение на легато, чтобы было с чем сравнивать.
Буду возвращаться теперь к плановому графику.
Сегодня небольшой материал по ритму.День 8. Немного о «гвоздях»Короткий ликбез по ритму.
1. Теоретические аспекты работы с ритмом. Целью обычных академических занятий ритмом является наиболее точное соответствие сыгранных нот строго заданным ударам метронома. На деле, в реальной музыкальной аранжировке этот подход не всегда оказывается верным. Дело в том, что разные музыкальные инструменты имеют разную атаку (скорость нарастания амплитуды). Главное движение и энергию в данном случае генерирует ритм-секция в лице барабанщика. Атака барабана очень быстрая, значительно быстрее той же электрогитары, на практике это означает, что амплитуда звука нарастает очень быстро. Гитара же в свою очередь обладает несколько более медленной атакой, пик (максимум) сигнала менее ярко выражен и наступает не мгновенно, а лишь спустя 15-20 мс после начала колебания струны, также более медленно происходит спад уровня. В идеале мы рассматриваем совпадение начала звука гитары и пика ударных.
Возможно три варианта.
1) Первый предполагает точное совпадение пика ударных инструментов и начала звучания электрогитары. В этом случае мы получим некое подобие резонанса, резкое возрастание уровня. Звук ударных инструментов усиливает гитару, а гитара в свою очередь не мешает ударным инструментам с быстрой атакой.
2) Во втором варианте гитара звучит лишь немного раньше максимума барабана, что на деле приводит к некоторым проблемам. Мы сталкиваемся с инерционностью слуха. Длительность звучания сказывается на воспринимаемой высоте тона критическим образом. Так, очень кратковременное звучание (менее 15 мс) любой частоты покажется на слух просто резким щелчком - слух будет неспособен различить высоту тона для такого сигнала. Высота тона начинает восприниматься лишь спустя 15 мс для частот в полосе 1000-2000 Гц и лишь через 60 мс - для частот ниже 500 Гц. Это явление называется инерционностью слуха. Инерционность слуха связана с устройством базилярной мембраны. Кратковременные звуковые всплески не способны заставить мембрану резонировать на нужной частоте, а значит, мозг не получает информацию о высоте тона очень коротких звуков. Минимальное время, требуемое для распознавания высоты тона, зависит от частоты звукового сигнала, а точнее, от длины волны. Чем выше частота звука, тем меньше длина звуковой волны, а значит, тем быстрее устанавливаются колебания базилярной мембраны.
Если гитара прозвучит раньше щелчка барабана хотя бы на 20-30 мс, то в момент звучания ударного мозг будет занят анализом высоты тона звука гитары. Для мозга более важным является тот сигнал, который пришел первым. Но, как уже было сказано, главным «двигателем» современной музыки является именно ритм-секция. Этот промежуток времени невозможно выразить даже нотами наименьшей длительности, однако, именно столь малое опережение может сделать конечную запись менее энергичной и живой. И, таким образом, даже если музыкант ровно играет относительно себя, т.е. промежутки между сыгранными нотами равны, но немного смещены относительно ритмической сетки вперед, в целом произведение не будет иметь нужного «драйва». Эти моменты также следует учесть при разработке методики занятий.
3) Третий случай - начало звучания гитары немного отстает от пика ударных. Таким образом, гитара как бы «пропускает» вперед барабаны. Тут важно учесть тонкую грань, когда гитара звучит ещё уместно и ритмично, гармонично вписываясь в аранжировку, и когда так называемый музыкантами «оттяг» переходит уже в опоздание. Универсального временного интервала в данном случае также нет, многое зависит от темпа произведения и других факторов, но, как и в предыдущем случае, величина эта крайне мала и воспринимается на уровне ощущений.
2. Практика отработки ритмаРекомендации от Юрия Шильникова (Fred)
Q: Если несложно, подскажи, пожалуйста, какие упражнения/школы поиграть для нахождения "ритма относительно себя".
A: Школ по этому не встречал. Нужно много играть одному и слушать соотношениям по времени между нотами. Для начала взять на 6-й струне 1 2 3 4 и поиграть примерно в темпе 80 ударов 4-ми (темп примерный, нужно поиграть без метронома), и проследить какая будет тенденция. Даю 100%, что 2-я и 4-я сначала будут спешить. Если трудно оценить на ходу, то записывать. Вообще, на мой взгляд, надо дойти до той точки, когда ты можешь играть почти как робот, тогда ты полностью контролируешь ритм, а уже потом можно выражать свое настроение через вариации. Просто, если не можешь нарубить ровно, то не сможешь сделать контролируемо назад.
Ну и, конечно, самое важное ИМХО понять, что не бывает ненужных или вялых нот. Каждый скребок и каждую самую слабую долю нужно чувствовать и смаковать, как будто последний раз в жизни играешь, а не только в пик бочки вначале такта мочить
Объясню еще один момент, почему мне не нравится игра вперед. Она оставляет ощущение, что человек сам не хочет играть, то что он играет, как будто быстрее отвязаться, отложить гитару и пойти пить пиво. Ведь все дела в жизни, что нам не нравятся мы стараемся сделать быстрее и забыть
Q: Торопиться - значит играть в более высоком темпе, чем остальные, из-за чего приходится замедляться, чтобы совсем не уплыть из ритма. И поэтому рисунок у торопящегося музыканта нестабильный и не качающий отдельно. То же самое с замедляющимся человеком. Я правильно понимаю или нет?
A: Торопится человек по следующим причинам:
1. Не ухвачено чувство ритма. То есть, грубо говоря, есть, некий минус в темпе 120, НО человек от природы постоянно боится опоздать и поэтому ему КАЖЕТСЯ, что темп, грубо говоря, 121.08 и он начинает играть в нем. В итоге он слышит, что что-то вроде не то (а может и не слышит) и пытается что-то менять, тогда получается засада. Идея такая - захватить полностью чувство ритма, чтобы можно было сыграть именно 120, вообще в 0. Хотя это звучит, как робот, но после этого можно варьировать.
2. Не усажен материал. Или технически, или в память. Тогда получается, при соблюдении пункта 1, человек играет и слышит, что косячит, но поделать ничего не может, если пытаться на ходу исправить, то от излишнего контроля начнет зажиматься рука и т.д. т.п.
В итоге идея такая - прекрасно слышно, что человек не играет с ритмом, а играет сам по себе.
ИсточникСовет от Павла Забуруева
Кто по ритму имеет трудности, сделайте следующую хохму: возьмите только кусок из упражнения, чтобы первая и последняя нота этого куска попадали в метр.
На гамме, к примеру, это первые 4 ноты. И играйте только их до тех пор, пока не начнется какое-то более-менее точное попадание этих нот в клик. Как начнется — добавьте еще нот, чтобы первая и последняя опять попадали в метр (для гаммы это будут первые 7 нот — первая, четвертая и седьмая ровно в клк) и точно также, и постепенно это дело расширяйте, пока не дойдете до упражнения целиком.
Нет ничего страшного в том, чтобы дробить упражнения и использовать костыли в виде тупой привязки нужных нот к метру.
Занятие- Повторить в свободном формате базовые упражнения.
- Занимаемся ритмом в соответствии с рекомендациями (записываем часть упражнения, слушаем, смотрим графики пиков сигнала. )