Мои личные наблюдения, без претензий на абсолютную истину, предлагаю обсудить, кому интересно.
6 правил отработки быстрых фрагментов на беглость. Тренировка беглости — это тренировка концентрации внимания, ни больше, ни меньше. Главное правило — не терять концентрацию внимания, не превращать занятия в бездумное молотилово, все остальные правила подчинены ему.
1) Ваш предельный темп — темп, в котором вы можете не сделать ни одной ошибки при удачной концентрации внимания. Цель отработки предельного темпа — заменить "можете не сделать" на "скорее всего не сделаете" и получить ощущение комфортного исполнения. Прибавлять темп при получении ощущения комфорта удобнее всего на 5 ударов метронома. Например, когда 105 кажется полностью комфортно, ставим 110, и так далее.
2) Играть следует всегда на предслышании, то есть мысля всегда на полшага вперёд, хорошо слыша и контролируя тем самым свой звук. "Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвёртая мерещится." Игра "на автомате" или "играю и слушаю, как получается" не только бесполезна, но и очень опасна закреплением неверных "навыков".
3) Никогда не "закольцовывайте" отрабатываемый фрагмент, играя его по кругу без пауз — это верный способ убийства концентрации внимания, и работа в "неестественных" условиях (ведь при реальном исполнении фрагмент звучит лишь один раз). Фрагмент должен иметь начало и конец, а между концом и началом должно уместиться как минимум пару вдохов в тишине, без ощущения какого-либо продолжающегося ритма. Это обеспечивает, помимо прочего, тренировку концентрации внимания для отработки верного начала фрагмента.
4) Не играйте фрагмент больше 10-15 раз подряд — делайте перерывы на минуту или две. При непрерывной игре концентрация внимания неуклонно снижается, и это неизбежно.
5) Не играйте в одном и том же темпе, меняйте темп на более быстрый или медленный после нескольких прогонов, тщательно анализируя свои ощущения. При долгой игре в одном и том же темпе концентрация внимания неизбежно снижается, а постоянная игра в некомфортном предельном темпе быстро приводит к "заигрыванию" или "забалтыванию", в результате чего ранее приобретённые навыки начинают неожиданно разваливаться.
6) Замечайте моменты, где произошли ошибки и анализируйте их предельно конкретные причины (плохое прижатие, задевание, игра "по воздуху" и так далее — вследствие искажения положения рук, слишком больших "замахов", из-за которых рука оказывается в нужный момент слишком далеко от того места, где она должна была находиться, и так далее). Ищите способы избежать этих ошибок, закрепляя найденные решения путём игры в сниженном темпе, в котором вы успеваете вовремя вспомнить о проблемном месте при подходе к нему.