Что за дипы ?
Насчет квинт, октав и голосов. Из книги Н.А. Долматова "Гармония":
Глава
Нежелательные приемы голосоведения1) Параллельные унисоны и октавы.
...гармония - наука о правильном четырехголосии, в котором каждый голос самостоятелен, т.е. интонационно не похож на другой... тут образуется дублирование одного из голосов, а следовательно, один из голосов теряет свою самостоятельность и четырехголосие фактически превращается в трехголосие с усиленным одним голосом. Исходя из этого параллельного движения двух и более голосов унисонами или октавами в учебном курсе быть не должно.
Это не означает, что в музыке параллельные унисоны и октавы не употребляются... большое место параллельные резонирующие консонансы занимают в народной музыке при исполнении песен, когда все участники коллектива исполняют одну и ту же мелодию, находя в некоторых местах иной вариант. Такой тип народной полифонии называется
подголосочным или
гетерофонией.
2) Параллельные квинты.
В народной музыке разных национальностей движение двух голосов параллельными квинтами не является редкостью. Более того, без параллельных квинт теряется ощущение национального колорита в музыке... учебный же курс гармонии возник на основе французской, итальянской и немецкой композиторских школ, считающих прием ведения двух голосов параллельными квинтами порочным, приводящим к жесткому, неприятному соединению аккордов... в учебном курсе гармонии ведение двух голосов параллельными квинтами нежелательно.
3) Противоположные октавы и квинты.
Движение голосов от унисона к октаве и наоборот носит название противоположных октав... весьма сходно с параллельными октавами... приводит к потере индивидуальности одного из голосов... в учебных практических работах нежелательны.
Также нежелательны противоположные квинты.
4) Скрытые октавы и квинты.
Скрытой октавой считается движение двух голосов в одном направлении - к октаве... верхний голос движется скачком (м. терция и больше), а нижний плавно (м. или б. секунда). Аналогично - скрытые квинты.
Скрытые октавы и квинты в каждой паре из трех верхних голосов вполне допустимы, однако в восходящем направлении между басом и сопрано они нежелательны, т.к. возникает соединение аккордов, в котором заключительные, достаточно пусто звучащие интервалы октава или квинта начинают слишком активно выделяться на фоне общего соединения аккордов.
5) Ведение всех голосов в одном направлении.
Самое большое количество примеров неудачного голосоведения чаще всего связано с ведением всех четырех голосов в одном направлении. Не все такие соединения плохи, однако на начальном этапе не следует этого делать: такой тип голосоведения обычно приводит к тем ошибкам, о которых говорилось ранее.
Конец цитатыЯ не поленился и перепечатал полезный на мой взгляд кусок из книжки, основная мысль которого следующая: делать можно вообще все что угодно
Но только когда вы станете полноценным композитором
А в процессе обучения и занятий гармонией - следует избегать всех этих нежелательных приемов голосоведения.
Вообще книжка по гармонии очень и очень полезна, всем рекомендую. Хотя для меня ее освоение оказывается сложным, особенно если ее применять к гитаре, но практика и занятия с фортепиано по-моему принесут огромную пользу :xyxthumbs