Этот интересный прием игры на электрогитаре с искаженным звуком имеет явные блюзовые корни, а его изобретателем, по-видимому, является Билли Гиббонс из ZZ Top. Но поскольку музыка Джо Сатриани тоже имеет сильные блюзовые корни, а Билли Гиббонс является одним из любимейших музыкантов Джо, он тоже активно использует этот прием. На альбоме “Super Colossal” он используется во многих песнях, например перед финальной фразой в соло в середине песни “Ten Words”. Также он звучит, например, в конце песни “Belly Dancer”, прямо перед началом финального «разгона», (4:35 – 4:40), и во многих других произведениях Джо.
Из классических гитарных мелизмов прием больше всего напоминает трель, но его принципиальное отличие в том, что чередуемые ноты трели находятся не на одной струне, как в обычной гитарной трели; а на двух, в связи с чем по звучанию он больше похож на трель, исполняемую на блюзовой губной гармошке.
Сыграть его можно двумя основными способами, принципиально друг от друга не отличающимися. И тот, и другой основаны на необычном звукоизвлечении дабл-стопа.
Возьмем для примера ля-минорную пентатонику, тональность ля. На третьей струне исполняется обычный блюзовый бенд – нота ре на седьмом ладу на третьей струне третьим пальцем, усиленным первым и вторым пальцами, подтягивается на тон – к ноте ми. Эта нота не снимается, извлеченная один раз она продолжает звучать на протяжении всей фразы. Затем на второй струне, на восьмом ладу мизинец зажимает ноту соль, и эта струна подцепляется снизу средним пальцем правой руки, свободным от медиатора. После чего, при звучащей третьей струне (извлеченной однажды, в начале фразы), происходит чередование извлечений средним пальцем правой руки снизу ноты на второй струне и пауз на второй струне, приблизительно равных по длительности нотам. Ноты и паузы должны чередоваться равномерно и быстро, как своего рода стаккатное тремоло (только исполняемое не переменным штрихом, а исключительно ударами вверх): нота-пауза, нота-пауза etc, - нота извлекается средним пальцем правой руки, пауза возникает в результате глушения струны этим же пальцем в тот момент, когда он подцепляет ее снизу. Лучше всего это делать в триольном ритме. Таким образом, в момент «паузы» звучит только третья струна, однажды извлеченная и звучащая на протяжении всей фразы, что и создает эффект трели.
Второй способ отличается тем, что струны как бы «меняются местами», а чередование «нота-пауза» осуществляется не пальцем, а медиатором. После извлечения бенда на третьей струне извлекается нота на второй, и остается звучать на протяжении всей фразы именно эта нота, на второй струне… А чередование «нота-пауза-нота-пауза» осуществляется на подтянутой ноте на третьей струне, медиатором, снизу.
При обоих способах следует быть аккуратным – извлечь точный бенд и не заглушить случайно соседнюю, однажды извлеченную ноту. Я бы порекомендовал начинать освоение приема в медленном темпе, по возможности записывать его на аудио и прослушивать... Потому что при исполнении он лично у меня первоначально иначе воспринимался сознанием, чем при прослушивании...
Таким образом может исполняться не только терция (в нашем случае между пятой и низкой седьмой ступенью тональности), но и любой другой консонирующий интервал, например - секста. Иногда даже малая септима или большая секунда интересно звучит таким способом звукоизвлечения (в правильном контексте). Причем бенд осуществлять не обязательно. Но если вместо бенда сделать слайд, или просто сразу же взять готовый интервал, то можно случайно медиатором или пальцем заглушить смежную струну, которая должна звучать на протяжении всей фразы... Этого заглушения следует избегать. А сексты таким образом можно исполнять через струну - на первой и третьей струне, например... Такая фишка есть, например, в "A Cool New Way"...
Я бы никогда не смог самостоятельно вникнуть в суть этого приема, если бы мне не объяснил его Дмитрий Варшавский в "В&О" на официальном сайте «Черного Кофе». Он жил в США в девяностые годы и, похоже, усвоил эту фишку там…