Решил эту тему сделать в раздел "Техника". Не совсем правильно, видимо, ну да раз тут уже сольфеджио было...
Вобщем хочу обсудить один интересный для меня вопрос, думаю, что и вас он тоже заинтересует...
А может кто-то уже и знает это.
Достал я тут школы некого Арнольда Брюса для развития слуха. В них он развивает следующую концепцию. Плохо разучивать интервалы, а это вроде как самый распостранённый метод развития слуха, вкратце напомню: просто учим все интервалы так, чтобы быть в состоянии пропеть их ( и в голове "услышать") от любой ноты. Однако этот самый Арнольд Брюс обращает внимание на следующую проблемму - пока ты просто берёшь одну ноту на инструменте, сосредотачиваешься на ней и строишь от неё определённый интервал - это одно. А когда ты находишься в определённой тональности, и тебе нужно построить определённый интервал от разных ступеней лада - это уже гораздо сложнее. Они как бы слегка поразному звучат!

( извиняюсь за такую бытовую формулировочку...)
Короче предлагается другой подход, мне удобно проводить паралели между этим подходом и абсолютным слухом, хотя конечно абсолютным слухом здесь и не пахнет! Он (автор) предлагает запомнить звучание всех ступеней ( и диатонических и хроматических ) в определённой тональности.
Т.е. ( а) - интервальный подход
б) - тональный подход ( назовём его к примеру так))
1) Пение с листа C - E - G - мажорное трёхзвучие
а) Поём до, потом ноту на мажорную терцию выше, потом ещё на минорную выше.
б) поём до, потом ми, потом соль ( ноты не зависимы друг от друга, мы можем не знать какой между ними интервал, но мы их поём просто по отношению к ладу)
2) Подбор мелодии
а) смотрим интервалы нот мелодии и записываем её.
б) после нескольких нот мелодии у человека в голове вырабатывется чувство тональности, далее слыша каждую ноту можно сказать, что это за ступень ( в том числе и недиатоническая)
В этом новом подходе мне видится одно серьёзное "НО" : могут возникать проблеммы с приминением этой методики при игре музыки с наличием модуляций, т.е. смен тональности, однако автор отвечает, что это тоже всё вполне слышится.
Вот такой подход, может я его достаточно сумбурно описал, задавайте вопросы если что...
А более всуго мне интересно ( собственно поэтому топик и завёл) обсудить плюсы и минусы подхода.
П.С. Может плохо объяснил, параллель с абсолютным слухом потому, что в нём человек слышит отдельную ноту и называет её, а в описанном выше подходе человек слышит её и называет её положение в ладу.
П.П.С Вообще довольно интригующий метод. Автор говорит, что конечным результатом тренировки слуха по этому методу является следующее явление: слышите мелодию и просто знаете какая ступень лада есть каждая нота, а если вы формально знаете тональность песни ( например вам сказали, что это до мажор), дак это вообще сродни абсолютному слуху ( по крайней мере по результату)!!!
Жду-нежождусь обсуждения, с уважением ККК.