Книга Guthrie Govan - Creative Guitar I, раздел "2. Техника", глава "Скорость", мой перевод-как-могу
:
СкоростьКогда студенты смотрят как я играю, они иногда говорят: «Мне хотелось бы уметь играть столько много нот в минуту, но мои пальцы никогда не будут в состоянии двигаться с такими скоростями!» Конечно, выяснение вопроса о том, сколько нот вы можете впихнуть в такт, не является именно самой музыкальной из целей, но этот вопрос имеет свое место. Каждый из нас подчас хочет играть то, что его техника не может качественно выполнить, и при этом предполагается, что все это из-за неспособности пальцев двигаться достаточно быстро.
Фактически, быстрый техничный музыкант не перемещает свои пальцы сколь-нибудь быстрее, чем кто-либо другой: он всего лишь совершает меньше движений. Процесс отработки фразы путем повторения ее снова и снова в первую очередь учит ваши руки какие движения делать, затем обеспечивает то, чтобы эти движения совершались в правильном порядке и, наконец, фокусируется на упрощении каждого движения в поисках наибольшей эффективности. Если вы работали над новой фразой или новой техникой и достигли того момента, когда вы можете большую часть времени успешно играть эти вещи, но при этом они не ощущаются совершенно естественны-ми, то есть вероятность, что ваши руки все делают правильно, но к этому также добавляется еще и несколько ненужных движений.
Для того чтобы понять что я имею в виду, попробуйте найти какую-нибудь видео запись выступления гитариста с отменно хорошей техникой – кого-нибудь, может быть, наподобие Фрэнка Гамбале – и посмотрите как руки таких гитаристов двигаются. Вы заметите, что их пальцы левой руки постоянно находятся прямо над струнами так, что всякий раз, когда этим технарям требуется прижать ноту, они могут сделать это без необходимости совершать движения пальцами более чем на несколько миллиметров. Очевидно, при этом расходуется немного меньше калорий, чем при менее эффективном положении левой руки, к тому же это является более непосредственным. Всегда будет небольшой интервал между моментом, когда ваш мозг говорит вам сыграть ноту, и моментом, когда нота фактически начинает звучать из вашего усилителя. Если вы можете соблюдать необходимое движение на минимуме, вы также будете держать эту задержку на минимуме, и вашим вознаграждением станет более чистая техника и более точная ритмика.
Аналогичные принципы применимы и к вашей правой (звукоизвлекающей) руке. Хорошая, обладающая быстрым переменным штрихом, правая рука не двигается сколь-нибудь быстрее, чем плохая, сыро звучащая, правая рука, но она двигается на меньших дистанциях и меняет направление своего движения большее число раз в секунду. Еще раз, целью вашей руки должно быть уменьшение и повышение качества каждой части звукоизвлекающего движения до тех пор, пока каждый миллиметр фактического движения руки не станет играть активную роль в воспроизведении нот. Что-то сверх этого является потерей времени и энергии.
Если вы испробуете на себе этот подход, проанализируете способ, которым вы извлекаете и зажимаете ноты, и затем упростите некоторые чрезмерные движения, то вы вполне можете обнаружить в итоге некоторую недостаточность в громкости или подаче. Пожалуй, в данном случае сложнее получить мощную ноту по сравнению с тем, если бы вы играли эту ноту менее эффективным способом. Вы должны думать об этом как о временном отступлении: чем большее количество раз ваши руки выполняют движения при игре «эффективных» нот, тем более уверенными они становятся, и вскоре вы обнаружите, что можете направлять то же самое количество энергии в меньшие линии движения.
Подумайте о знаменитом «однодюймовом ударе» Брюса Ли. Этот парень мог отбросить вас через всю комнату, не используя при этом движения своих рук более чем на несколько сантиметров. Я не большой сторонник избиения людей, но это, по крайней мере, представляет собой хороший пример кого-то, направляющего большую энергию в почти незаметно малое и, следовательно, очень быстрое движение. Я хочу сказать, что те же самые основные принципы работают и в отношении музыкального инструмента, и результаты намного более приятные. Если вы руководствуетесь этими принципами в отношении гитары, люди придут посмотреть как вы играете и, возможно, даже дадут вам какие-то деньги. Если же вы практикуете все это в сфере деятельности Брюса Ли, то намного более вероятно, что люди разбегутся.
Кстати, когда-то я читал о некоторых более детальных параллелях между кунг-фу и игрой на гитаре в интервью с Бакетхэдом. Это эксцентричный гитарист, сценическим образом которого является помешанный робот с эластичным гитарным ремнем, он однажды играл с «Guns N'Roses», но в определенных музыкальных кругах он лучше всего известен, вероятно, своими абсурдно быстрыми, в совершенстве исполняемыми хроматическими фразами, имеющими больше сходств с рингтонами мобильных телефонов или звуковыми эффектами из древних компьютерных игр, чем с тем, что обычно играется на гитаре. Также он является отточенным мастером боевых искусств, и утверждает, что освоение определенных концепций кун-фу помогло ему определить слабые стороны в его технике игры на гитаре и эффективно их исправить.
Я не намереваюсь останавливаться очень долго на всей этой теме боевых искусств, потому что я не так много знаю об этом, но я скажу вам, что однажды я делил квартиру с человеком, серьезно занимающимся нинджитсу, и он рассказывал мне об од-ной из ключевых концепций в этой особо скверной форме искусства, которая заключается в том, что вы должны «забыть, чтобы помнить, помнить, чтобы забыть». Ну, должен признаться, это звучит как некое подобие названия запутанного фильма о Бонде, но я думаю, смысл, который он пытался донести, заключался в том, что чем бы вы ни занимались, это на самом деле становится эффективным для вас только тогда, когда предмет ваших занятий становится вашей второй природой. Вы можете пользоваться богатыми преимуществами эффективной позиции своей правой (звукоизвлекающей) руки, например, только при достаточно долгой практике этого, чтобы такая эффективная позиция стала непроизвольной – по умолчанию, если хотите. Если вы обнаружите, что ваши руки возвращаются к старым привычкам как только вы перестаете на мгновение следить за этим, то это значит, что вы пока еще не приспособили в полной мере правильную технику к своей манере играть на гитаре, и вы должны продолжать работать над этим до тех пор, пока вы не достигнете полной инстинктивности. Чем быстрее вы усвоите как делать что-то правильным способом, тем быстрее отпадет необходимость думать об этом сколько-нибудь еще.
Единственный способ убедиться находитесь ли вы на верном пути – это спросить себя насколько легки ощущения от игры. Я думаю, иногда приходится делать усилие над собой, для того, чтобы расслабиться при игре, особенно когда работаешь над чем-то особо сложным или непривычным. Я наблюдал, как лица студентов становились красными и буквально покрывались потом после менее чем 10-секундных попыток сыграть что-то с использованием строгого переменного штриха. Это происходит из-за того, что они сильно хотят добиться правильной техники, и они говорят себе, что то, что они пытаются сделать, является трудным – фактически, настолько трудным, что они, вероятно, уже собираются сделать это неправильно. Следовательно, они так беспокоятся как бы ничего не испортить, что не могут сконцентрироваться на актуальных сторонах исполнительства.
Иногда полезно напомнить себе, что все возможно, дайте этому время, и что занятия – это не только что-то вроде вашего наказания. Нет ничего настолько приводящего к обратным результатам, как злость на себя, если фраза продолжает не получаться – это может только способствовать вашему расстройству. Намного лучше отдохнуть от этого, взять перерыв, и затем, когда вы вернетесь к гитаре, продолжайте играть эту фразу – или небольшие части фразы – на той скорости, при которой вы можете комфортно справляться с ней. Здесь не нужно торопиться; в конце концов, будет лучше засесть за основы как следует в медленных темах так, чтобы быть уверенным, что практикуешь правильные вещи. Остальное придет со временем.
Мое любимое изречение по поводу данной темы должно было бы выглядеть как этот драгоценный камень:
Скорость — это побочный продукт точности (accuracy)
Этим все сказано, правда. Если вы практикуете точную, эффективную технику, то вы вскоре обнаружите, что быстрые пассажи не выглядят уже так устрашающе. Я знаю, каждый уже встречался с подобными советами до этого, но столь многие из нас даже не хотят этого слышать; во всем этом есть та же самая раздражающая благожелательность, как и в материнском ворчании типа «Ты действительно не должен этого делать – ты знаешь, что это плохо для тебя» и «Вы уверены, что питаетесь правильно?» Однако, это на самом деле так, и это на самом деле применимо к вам. Осваивайте вещи разумными шагами, и не лгите себе о том, как быстро вы продвигаетесь, увеличивая темп метронома до того, как вы к этому готовы.