Beaumarchais, если у вас получается быть отличным музыкантом, не хуже Гатри Гована, без знания нот, то снимаю шляпу. Вопрос "учить или не учить" - это вопрос индивидуальный. И да, важно иметь понимание, зачем оно нужно: наш друг
Садовник выше описал свою проблему: ноты знает, но применять их не применяет.
Если у кого-то хватит усидчивости просмотреть
курс Тиммонса, о котором шла речь выше, думаю, вопросов о том, нужно ли знать ноты и как их применять, скорей всего не возникнет. Приведенное видео - это первый урок курса, где (а) разъясняется на элементарном примере, сыгранном буквально одним пальцем, что такое chord tone soloing (то есть соло на основе сильных нот, из которых состоят аккорды гармонии) и (б) опять таки на примере демонстрируется, что мелодия всегда проста. И да, я его привел просто как пример к тезису "нужно думать аппликатурами".
И, кстати, вот еще один фрагмент, где Тиммонс в развитие этой концепции говорит о визуализации грифа трезвучиями. И как уже говорилось выше, трезвучия можно либо просто запомнить (сколько вы сможете - 10, 20, 30?...) или понять принцип как они строятся, и зная ноты свободно строить любое трезвучие с любыми обращениями.
http://youtu.be/aQz1J0ZVh9cНу и еще один практический совет, как применять ноты можно найти в интервью Дженнифер Баттен (сессионный гитарист, известная прежде всего тем, что катала мировые туры с Джеффом Беком и Майклом Джексоном на пике их карьер).
The second suggestion is one that was passed on to her back in her GIT days, “There are things I learned at GIT that I’ll remember for the rest of my life. This is one of those…when you’re soloing over a chord, the chord tones (the arpeggio notes of that chord) should light up bright red as you visualize the fretboard. The scale tones should likewise be lit up, but a little less bright. And the wrong tones, blacked out completely.”
https://riffjournal.com/small-town-girl-rocks-world-jennifer-batten/
Ну и адаптивный перевод для тех, кому хочется адаптивного перевода:
В Институте электрогитары я усвоила пару вещей, которые останутся со мной до конца. К примеру, при исполнении соло поверх какого-то определенного аккорда, ты мысленно представляешь как ноты, из которых этот аккорд состоит, "светятся" на гриве ярко-красным. Другие ноты гаммы тоже "подсвечены", но, понятное дело, чуть менее ярко. На а неправильные ноты затемняются полностью. То есть тоже такой вот способ применения нот, если уж нужно понять как их применять на практике во время импровизаций.
И еще: никто не собирается спорить, что знание нот - это только один из инструментов, используемых при импровизации. Да, есть звукоизвлечение, фразировка, работа правой, работа левой, всякие технические приемы итд... И если кто-то решил, что он легко и безболезненно может обойтись без понимания того, что именно он берет на грифе, зачем это делается и почему оно в итоге так звучит, то чего человека настраивать на что-то еще?
P.S. Чтоб не додумывать за Гатри предложу выдержку из его
интервью по обсуждаемому вопросу:
Simply put, you create an arpeggio when you play the notes of a chord individually. This can be a useful tool for soloing, as it allows you to easily target the chord tones of a progression and create musical lines that work well over the harmony.
Спасибо, Гатри, но в России на форуме решили, что ноты тебе не нужны. Так что забудь
