Сейчас интересную книгу читаю. Процитирую фрагмент:
"Традиционной точкой зрения является то, что обучение лю-бому навыку содержит в себе четыре стадии. Первая - неосоз-нанное незнание. Вы не только не знаете, как сделать что-то, но вы также не знаете, что вы этого не знаете. Если вы никогда не управляли машиной, вы понятия не имеете о том, на что это похоже.
Итак, вы начали учиться водить машину. Вскоре вы обнару-живаете свои ограничения. Вы выполняете задания инструкто-ра и сознательно следите за всеми рычагами, рулем управле-ния, координируете нажатие на педаль сцепления и слежение за дорогой. Это захватывает все ваше внимание, вы еще некомпетентны и придерживаетесь улиц с неоживленным движением. Это стадия осознанного незнания (некомпетентности), когда вы разламываете шестеренки коробки передач, виляете из стороны в сторону и наводите ужас на велосипедистов. И, хотя эта стадия является беспокойной (в особенности для велосипедистов), именно в это время вы усваиваете большую часть необходимого.
Это приводит вас на стадию осознанного знания (компе-тентности) Вы можете управлять машиной, но вы концентрируете на этом все свое внимание. Вы освоили умение, но еще не овладели мастерством.
И, наконец, целью ваших усилий является неосознанное знание. Все те отдельные навыки, которые вы с таким усердием осваивали, плавно сливаются в одно целое. Теперь во время вождения вы можете слушать радио, наслаждаться пейзажем, поддерживать беседу Ваше сознание определило цель и предоставило возможность подсознанию выполнять поставленную задачу, освободив ваше внимание для других целей.
Если вы будете практиковать что-то достаточно долго, то вы достигнете этой четвертой стадии, то есть сформируете при-вычку. В этот момент умение становится неосознаваемым. Од-нако некоторые привычки могут оказаться не самыми эффек-тивными для решения новой задачи. Наши фильтры могут не пропустить какую-нибудь важную часть информации, которая окажется существенной для включения необходимой привычки.
Предположим, вы сносно играете в теннис и хотите совер-шенствоваться. Тренер, вероятно, будет наблюдать вашу игру, затем начнет изменять такие вещи, как движения ваших ног, вашу манеру держать ракетку и наносить ею удар. Другими словами, он возьмет то, что для вас являлось целым куском поведения - плоский удар справа, - разобьет его на несколько составных частей и затем перестроит их так, чтобы ваш плоский удар справа стал более совершенным. Вы вернетесь назад по стадиям научения к осознанному незнанию, и вам необходимо будет разучиться, прежде чем научиться заново. Единственная причина поступать таким образом заключается в том, чтобы встроить в ваше поведение новые привычки, расширяющие ваши воз-можности выбора того способа поведения, который окажется наиболее эффективным при решении данной конкретной задачи..."
(р) Д. О' Коннор, Д. Сеймор "Введение в НЛП"