Что вы на это скажете?
Джефф Берлин. Не только великий бас-гитарист, но и крупный педагог. Вот его цитата.
"Итак начнем с одного из музыкальных аксессуаров, который очень часто неверно используют: с метронома. То, как им пользуются в наши дни, во многом может отрицательно влиять на ваш прогресс. Почему? Потому что если вы начнете играть под метроном еще не выученное упражнение, то вы в первую очередь будете пытаться сохранить ритм, а не будете следить за тем, какие ноты вы играете. А это не продуктивно.
Под метроном заниматься очень сложно. Это все равно что учиться ходить по канату, когда вас подхлестывают кнутом. Вначале вы должны двигаться медленно, достигнув середины вы пойдете быстрее, а в конце пути, чтобы сохранить равновесие, вам возможно придется остановиться.
Если вы не готовы играть упражнение в указанном темпе, то метроном превратит ваши занятия в пытку. Как я уже говорил, вы должны заниматься в медленном темпе. Скажу больше: вы должны заниматься в медленном темпе и не всегда в ритме. Все нормально. Ничего страшного в этом нет. Любой педагог, который при разучивании нового материала заставляет вас обязательно играть в ритме, просто не достаточно компетентен в этом вопросе. В этом случае темп должны определять вы, а не метроном. Новый материал нужно осваивать без спешки. В первую очередь вы должны научиться исполнять требуемый фрагмент ритмически ровно. На это уйдет время, и лучший (если не единственный) способ добиться этого - это играть медленно, и, если потребуется, вне ритма.
Между прочим, метроном не научит вас играть ритмично. "Ритм" строится на различных разновидностях четвертей, восьмушек и 16-х нот. Хорошее чувство ритма приходит в результате длительной работы над этими рисунками и экспериментов с сильными и слабыми долями. В музыке "Tower of Power" много синкопированных ритмов на фоне четвертей, которых четко придерживается каждый из участников группы. Джеймс Браун, Питер Эрскин, Тони Уильямс, Алекс Ван Хален (мой любимый роковый барабанщик), Жако, Майкл Джексон и Джон Колтрейн, все обладают, или обладали, великолепным чувством ритма. Но никто из них, по моим сведениям, не был ритмически точен как метроном. Метрономная точность практически никогда вам не потребуется, за исключением записи "под клик". Зато вам всегда будут необходимы хорошая ритмика и умение выбирать нужные ноты. Метроном был разработан для того, чтобы помочь музыканту играть упражнение или пьесу, с которыми он уже хорошо знаком. Если вы еще не выучили ноты, прекратите самоистязание. Спрячьте метроном в чулан и займитесь изучением нотного текста."
В принципе я с ним согласен по одному поводу. Когда только начинаешь что-либо разучивать, то нужно сначала выучить ноты(хотя бы одного такта), а потом придавать им ритмическую структуру, иначе как мы можем играть ритмично, если мы не знаем, что играть =)